Зрительное утомление у дошкольников

Памятка родителям «Игровые упражнения с детьми дошкольного возраста для профилактики зрительного утомления»

Причины возникновения зрительного утомления :

долгая игра за компьютером, планшетом, телефоном.

деятельность, которая требует постоянного внимания глаз.

слабое освещение в помещении и на рабочем месте.

ежедневный длительный просмотр телевизора.

Упражнения для снятия усталости глаз

Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)

« Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад.

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Комплекс упражнений для глаз

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко» 1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Упражнение «Метка на стекле» . Пригласить детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо — влево
Ай – да, заинька умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.

В комнату к нам жук влетел
Зажужжал он и запел.
Вот он вправо полетел
Каждый, вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел
Вправо, влево, вправо, влево,
Вправо, влево посмотрел.
Жук на носик хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш закружился,
Зажужжал и закружился.
Глазки закрываем
И все вместе отдыхаем.

Раз –закрыли, два – открыли,
Раз – закрыли, два – открыли,
Про водицу и забыли.

Из корытца их достали,
Очень долго вытирали.
Сухо – сухо, чисто – чисто
Полотенчиком душистым.

И вот снова у Иринки
Два мяча лежат в корзинке.
Закрывайте дети глазки –
Завершилась наша сказка.

Взгляд по диагонали.
Повторить 5 раз.
Круговые движения
глазами по час. стрелке
и против нее. 3 раза.

Моргание глазами.
Повторить 4 раза.

Поглаживание век .
от переносицы к вискам.
Повторить 4 раза.

Потереть ладони друг о
друга,

накрыть ими глаза.
Держать ладони 30 сек.

источник

Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий
статья на тему

В настоящее время дети очень рано начинают использовать в своей жизни компьютер,что крайне неблагоприятно сказывается на их здоровье.

Не всегда родители понимают опасность, которой подвергаются их дети.Поэтому зачастую дети проводят очень много времени за

компьютером, взамен получая целый букет неблагополучных факторов для своего здоровья.Предупреждению этих факторов посвященаа

Профилактика зрительного утомления у ребенка в мире современных компьютерных технологий.

Одним из важнейших отличительных черт нашего времени является огромные объемы информации, которые приходится усваивать и перерабатывать человеку. Этот процесс роста информации является объективным и остановить его невозможно. Если учесть, что 90 % информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, какие большие нагрузки приходится испытывать органу зрения человека. Это касается и детей младшего дошкольного и школьного возраста. Зрение у детей играет важную роль в дальнейшем развитии личности. Качественное восприятие окружающего мира оказывает влияние на правильное развитие зрения у ребенка, и на формирование гармоничной личности. Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и, прежде всего, – постоянного наблюдения. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, а ведь в процессе этих занятий зрение испытывает серьезную нагрузку.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Особенно остро стоят проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером .

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального. Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное — у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику не только для глаз, но и для снятия общего утомления. Необходимо правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером.

Понятно, что сидение за компьютером не прибавляет здоровья ребенку в том смысле, в каком его прибавляют умеренные занятия физкультурой. Но ведь и о чтении книг можно сказать то же самое. Но о вреде книг никто не говорит, а о вреде компьютеров говорят многие.

Кто на сегодняшний день может дать точные рекомендации о том, сколько времени ребенок может проводить за современным компьютером без вреда для собственного здоровья – при условии, что во всем остальном он ведет здоровый образ жизни? Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную – или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

С целью профилактики зрительного и общего утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для снятия общего напряжения и зрительного утомления глаз.

Гимнастика для снятия общего утомления

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); — вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

Комплекс упражнений для снятия утомления глаз.

  1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.

Для детей, у кого уже есть нарушения, широко используются методики, направленные на коррекцию зрения.

Метод коррекции зрения В. Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения), разработанные группой доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного.

Метод улучшения зрения У. Бейтса . По мнению У. Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков, — достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз. Вот некоторые приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение: пальминг, медвежьи покачивания, соляризация газ на солнце, центральная фиксация, тренировка глазных мышц.

Пальминг. Сидя на стуле или в кресле, надо принять удобное положение, почувствовать себя свободно и комфортно. Закройте глаза, накройте их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой перед левым (пальцы скрещены на лбу). Не давите на глаза!

В таком положении — глаза и закрыты, и прикрыты ладонями — опустите локти на колени. Это очень удобное положение, и, запомнив, его легко принимать автоматически при повторении упражнения. Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых.

В это время старайтесь не задерживать мысли на чем-то важном, серьезном. Мозг тоже должен отдыхать. Можно думать о глазах, представить, как чернота становится все более густой, а глаза испытывают все большее удовольствие. Можно представить себя в какой-то спокойной, приятной обстановке.

Читайте также:  Теория мышечного утомления физиология

Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10-20 минут каждый раз, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.

Медвежьи покачивания . Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте покачиваться из стороны в сторону. Вообразите себя маятником и двигайтесь так же размеренно и медленно. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперед не наклоняться), ноги не сгибаются.

Покачивание следует выполнять стоя перед окном (можно использовать какой-нибудь неподвижный предмет, например, часы, картину, но пейзаж за окном наиболее удобен). Обратите внимание на то, что видимые предметы во время качания начинают как бы передвигаться в обратную вашему движению сторону. Покачавшись примерно минуту (глаза все время свободно, ненапряженно следят за предметами, «покачивающимися» вместе с вами), закройте глаза и, продолжая покачиваться, представьте насколько возможно четко «движение» окна. Затем вновь откройте глаза и продолжайте движение еще минуту.

Проделывайте это упражнение 3 раза в день по 5-10 минут каждый раз.

Большие повороты . Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте поворачиваться из стороны в сторону. Расслабленные руки следуют за туловищем. Взгляд направлен прямо. Глаз не фиксируется на предметах, они как бы скользят за вами. Повернуть туловище надо так, чтобы увидеть краем глаза предметы, находящиеся сзади.

Моргание. В дополнение к накрыванию глаз ладонями и покачиванию есть и третий способ расслабления глаз — с помощью моргания.

Научитесь моргать 1-2 раза каждые 10 секунд (но без каких-либо усилий), неважно, что вы делаете в данное время, и особенно при чтении.

Это очень простой, но эффективный путь снятия напряжения.

Соляризация . Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы лучи равномерно попадали на все части глаза. Это следует выполнять когда возможно, 3 раза в день по 10 минут. Такие солнечные ванны способствуют приливу крови к глазам и расслабляют мышцы и нервы глаз.

Центральная фиксация означает способность видеть лучше то, на что вы смотрите, чем то, что вокруг. Это может звучать абсурдно, но люди с нарушениями зрения лишены такой способности. Поэтому только когда восстановится зрительная способность центральной части сетчатки, т. е. будет достигнута центральная фиксация, будет возможно и нормальное зрение.

Лучшим методом достижения этого являются упражнения для восстановления центральной фиксации.

  • Улица – дом – окно в доме – оконный переплёт.
  • Толпа на остановке – человек в очках – его лицо – его очки.
  • Страница текста – строка – слово в строке – буква в слове.
  • Упражнения с таблицей – с предметом – со свечой.

Упражнения, предназначенные для снятия напряжения с мышц, окружающих глаз.

Если «сделать мышцы гибкими и мягкими, то аккомодация и движение глаза будут происходить свободно и, как следствие, возможность ухудшения зрения снизится до нуля. Эти упражнения следует выполнять сидя.

Упражнение 1 . Насколько возможно мягко переводите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий, используйте минимум силы. По мере расслабления вы сможете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Повторите упражнение 2-3 раза в 6 движений с паузами 1-2 секунды между циклами.

Упражнение 2. Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6 раз. Как и в предыдущем упражнении, по мере расслабления мышц вы сможете двигать глазами со все большей амплитудой и более легко. Повторите упражнение 2-3 раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 секунды между повторами.

Упражнение 3 . Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 сантиметров к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-либо большой предмет по своему выбору (дверь, окно и т. п.), отстоящий на 3 метра и более. Переводите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1 секунды и повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте.

Упражнение 4 . Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в одну и другую стороны. Затем 1 секунду отдохните и повторите эти 4 круговых движения в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все эти упражнения следует выполнять только с использованием пальминга между упражнениями 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

Все вместе упражнения займут около 4-5 минут каждый день.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

  • Голова на плечо
  • Голова вверх – вниз.
  • Голова вправо – влево.
  • Плечи вверх – вниз.
  • Плечи вперёд – назад (спина – грудь колесом)
  • Вращение плечами
  • Поворот: плечо вперёд
  • Поворот: плечо назад
  • Скрутка назад (руки в замок)
  • Наклоны в сторону.
  • Вращение тазом.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки во время работы за компьютером.

Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

  1. Ребенку необходимы активные игры на открытом воздухе ,чтобы глаза его привыкали не только к ограниченному пространству, но и к простору.
  2. Ребенку необходим отдых. После 30 минут интеллектуальной работы детям обязательно нужен отдых – 10-15-минутный перерыв, включающий активные игры, гимнастику для глаз, прогулки.
  3. Необходимы ограничения: ребенок должен проводить за компьютером не более 20 минут в день и не более 1.5 ч. за просмотром телепередач.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: дистанция: от тетради или книги до глаза должно быть ровно 40 см.
  5. Подружите ребенка со спортом: плавание, бег, теннис – для общего укрепления детского организма.

6. Не рекомендуют напрягать чтением детей до 5 лет, а также советуют не спешить с походом в школу детям до 6 лет — хорошее зрение формируется примерно к 7 годам.

7. Ультрафиолет. Ребенку нужна защита от солнечных лучей – для этого обязательно купите ему солнцезащитные очки.

Основные рекомендации по сохранению зрения и уменьшению симптомов утомления у работающих за компьютером:

  • правильно установить дисплей на рабочем месте;
  • отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
  • подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
  • проверить зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
  • соблюдать режим работы с компьютером, своевременно делать перерывы;
  • во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
  • чередовать работу с компьютером и другие виды работ;
  • чаще и интенсивнее проветривать помещение.

1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека [Текст] / Н. А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н. В. Ермакова, И. В. Торшин. Учебн.-М.,РУДН. – 2000. – С. 342—350.

2. Арутюнова О. В. Компьютерный зрительный синдром/ О. В. Арутюнова, О. М. Манько // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2007. — № 2 (21). — С. 58—59.

источник

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

Читайте также:  Как снять утомление у человека

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей

(по Ковалеву В.А.)

По данным Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

Специальные упражнения для глаз (по Аветисову).

Специальные упражнения для глаз – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с обще развивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.

Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

НАШИ ЗАМЕЧАНИЯ: по нашим наблюдениям, лучших результатов воздействия подобных упражнений мы достигли тогда, когда этим упражнениям предшествовали обще развивающие упражнения. Мы рекомендуем делать разминку в среднем темпе, заканчивая её легким бегом. Время бега – до 3-х минут. Затем мы давали упражнения для мышц глаз. Стимулирующее воздействие предварительной разминки заключается в том, что в корковом отделе ЦНС происходит локальное установление временных связей между двигательным и зрительными корковыми отделами анализаторов. Это стимулировало глазодвигательные функции и светоощущающий аппараты зрения.

Тренажер «Солнышко»

Для изготовления тренажера нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос­ти рукавичек снаружи.

Тренажер применяется для детей с ясельного возраста, с успехом может быть применен в дошкольных группах детского сада.

Схема проведения упражнений:

Положение рук «в стороны». 10-15 се­кунд поочередно сжимать и разжимать ладони. Дети переводят точку взора, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям. Положение рук «в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. Продолжительность 10-15 секунд. Поменять положение рук. Одну руку вытянуть перед собой, раскрыть ладонь, сжать и убирать на 40-50 см к себе и снова раскрыть. Ребенок видит «объект» постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.

В результате сокращаются и расслабляются все глазодвигательные мышцы ребенка. Развивается конвергенция и аккомодация глаз.

Примечание: Вместо солнышка, на рукавичку можно пришить бабочек и др. предметов.

Тренажеры для детского сада «Видеоазимут»

Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры и др. Егo размеры от 30 х 42 см до 140 х 330 см. Он служит развитию конвергенции глаз, поможет снять зрительное утомление после занятий, работы с компьютером и др.

Тренажер выполняется в виде рисунка из разноцветных стрелок и линий. Общий замысел рисунка мы предлагаем ниже.

Внешний периметр тренажера-рисунка нанесен красными стрелками. Длина и ширина их подбирается произвольно, но расстояние между ними мы рекомендуем в 20 см, не более. Размеры прямоугольника могут быть 150 x 290-320 см. Нужно выдержать примерное соотношение сторон 1:2. Направление стрелок красного цвета по часовой стрелке.

Отступив во внутрь на 10-15 см, мы наносим второй прямоугольник зеленого цвета стрелками в обратном направлении. Их размеры и ширина такие как у красного прямоугольника. Затем исполняются диагонали голубого (синего) цветов. И точки пересечения диагоналей мы обозначим фиолетовыми или черными стрелками небольшой крест, который не должен быть больше половины боковой стороны красного прямоугольника. Фон прямоугольника можно выделить из общей окраски, сделав его белым или более светлым.

По углам и в точках, на которые указывают центральные фиолетовые стрелки можно нанести рисунки героев мультфильмов.

Центр рисунка тренажера помещать на высоте 160 см от пола. Это примерно высота, на которой мы достаточно спокойно, без напряжения мышц шеи можем выполнять специальные упражнения на тренажере «Видеоазимут».

Упражнения (по инструкции воспитателя):

Читайте также:  Утомление и переутомление виды и признаки

С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора) проследить рисунок красного прямоугольника в быстром темпе. Сделать это не двигая головой, выполнять только глазами.

Дозировка: делается столько раз, сколько лет ребенку, начиная с 5 лет.

Затем прослеживается зеленый прямоугольник, желтая и голубая диагонали и вертикаль и горизонталь (центральный «крестик»), амплитуда движений глаз большая, скорость слежения средняя, для освоивших упражнения быстрый темп.

Маленьким детям для облегчения упражнения покажите движения глазами, стоя перед детьми и скажите им, что нужно «рисовать» глазами фигуру по контуру. Этого достаточно для понимания выполняемого упражнения. Некоторые воспитатели используют для команд на начальном этапе обучения названия опорных рисунков по углам нашего тренажера. Например: зайчик, лиса, волк, мишка (игра «Колобок»).

Упражнения по профилактике близорукости рекомендуется проводить после утренней гимнастики в группе.

Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз)

источник

Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе.

Утомление – это состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью и прекращающееся после отдыха. Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям, ребенок плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Ребёнок постоянно отвлекается, меняет позу.

Утомление может возникать в связи с различными факторами:

  • нарушение режима дня;
  • несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма;
  • предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения;
  • недостаточная продолжительность сна;
  • длительные отрицательные эмоции и др.

Переутомление — это стадия длительного утомления, болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, что отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. Переутомление проявляется в ряде признаков: в ослаблении психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания и пр.), в головных болях, нарушении нормального сна и бессоннице, ухудшении аппетита, апатии и пр.

Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием.

Предупредить появления утомления и переутомления ребенка поможет выполнение этих рекомендаций:

  • соблюдение режима дня. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться в младшей группе — по 10-15 мин, в средней — по 20 мин, в старшей — по 20-25 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
  • соблюдение режима сна. В режиме дня предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон.
  • соблюдение режима питания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. В дошкольном возрасте в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч, летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе.
  • проветривание помещения, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  • чередование умственных и физических видов деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
  • дозирование доступа ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Доказано, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

источник

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

источник

Профилактика утомления детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность любой деятельности ребенка. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и воспитания детей. В детском возрасте такая негативная тенденция опасна. Исследование, проводимое на базе МДОУ «Буровичок» показало, что у 41% детей в дни высокой физиологической активности (вторник, среда) уровень умственной работоспособности низкий, у 44% — средний и только у 15% — высокий. Поэтому, отдельно необходимо выделить проблему утомления детей, которая является одной из актуальных в физиологии и неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении и функциональных резервов организма человека.

Утомление — это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспо­собности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости.

Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей дошкольного возраста и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в дошкольных учреждениях на занятиях и дома.

На сохранение высокого уровня работоспособности дошкольников и её благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы: состояние здоровья, наличие или отсутствие хронических заболеваний, иммунитет – степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, физическое и психическое развитие ребёнка. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей.

К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, занятия по физической культуре, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность, использование в образовательном процессе игр и упражнений, методик, приемов ликвидации не­благоприятных эмоциональных состояний и их последствий.

Учитывая все выше сказанное, в рамках общей системы психологических мероприятий по сохранению психического здоровья детей, с целью профилактики переутомления и снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ был разработан алгоритм использования психотехнических методов в образовательном процессе ДОУ (Приложение 1). При разработке алгоритма были учтены:

— недельная динамика работоспособности: понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности;

— дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

— фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

— продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 10 минут, 4 – 5 лет – 15 минут, 6 – 7 лет – 25 минут.

— модель двигательной активности ДОУ.

Для работы с детьми педагогами используются следующие рекомендации:

• необходимо создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

• использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

• в дни, когда запланированы занятия с высокими интел­лектуальными нагрузками, перед занятиями проводить упражнения на активизацию мыслительных процессов, между и после занятий необходимо включать элементы психогимнастики, позволяющие снять накопившееся пси­хоэмоциональное напряжение;

• в дни, с повышенными физическими нагрузками включать в режим дня психогимнастические игры и упражнений, релаксацион­ные паузы.

Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления их здоровья.

Алгоритм использования игровых и психотехнических методов

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: