Утомление и рациональная организация учебного процесса

От правильной организации учебного занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления.

Рациональная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье учащихся, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

В своей статье хотелось бы обратиться к творческому наследию Я.А. Коменского. Он по-прежнему актуальный классик педагогики, по сути создавший пока ещё незыблемую у нас классно-урочную систему. Одну из групп существенных черт метода обучения, разработанного Коменским, составляют все те указания, которые направлены на рациональную организацию учебного процесса. Они, без сомнения, определялись повсюду проявлявшимися тенденциями развивающего капитализма к экономии времени и сил. Это стремление наблюдалось во всех областях жизни и в первую очередь в области производства. «Экономия времени и сил» — вот то требование, которое повторялось в различных вариантах, выражая стремление к максимальной рентабельности. Так и у Коменского повсюду на первый план выступает стремление сообщать всем учащимся по возможности достоверные знания, и притом самым быстрым и самым легким путем.

Обучение в современных ему школах Коменский порицает за то, что здесь «учащихся задерживали пять, десять и больше лет на том, что, несомненно, можно воспринять человеку в течение года». Он же обещает с помощью своего метода указать «пути сокращения при преподавании и учении». Коменский пришел к выдвижению целого ряда важных дидактических принципов и сформулировал много важных указаний, способствовавших успешному осуществлению классно-урочной формы обучения.

Так, Коменский в самых разнообразных выражениях формулирует принцип последовательности при изложении учебного материала. В «Новейшем методе языков» он писал: «Учащийся не может продвигаться вперед иначе, чем постепенно… В огромном количестве вещей, которые нужно усвоить, всегда одни бывают легче других…Следовательно, всегда нужно (в массе подлежащих изучению вещей) начинать с более легких, переходя от них к более трудным… Всегда нужно начинать с малого, краткого, простого, общего, близкого, правильного, постепенно переходя ко многому, расширенному, сложному, частному, отдаленному, неправильному».

В «Великой дидактике» говорится, что учебный материал должен излагаться в определенной последовательности, так чтобы «последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим».

Чтобы достигнуть последовательности в обучении, Коменский предлагает сначала преимущественно развивать чувства учащихся, ибо без правильно развитой способности наблюдать невозможно и правильное обучение, потом упражнять память и мышление; развивать, наконец речь и умение правильно излагать изученное, а в случае надобности и применять знания на практике.

Наряду с этим дидактическим принципом, в частности для облегчения проведения его на практике, Коменский дает много советов относительно рациональной организации обучения. Неоднократно он указывал на необходимость дидактической обработки материала, правильного его смыслового членения. Он требует ясного изложения и понятного объяснения, отмечая обязательность последовательного, непрерывного и целенаправленного обучения. Коменский подчеркивает, что все изучаемое должно закрепляться в памяти детей, а для этого он рекомендует, чтобы учащиеся заводили себе маленькие записные книжки, куда заносились бы важнейшие данные, подлежащие запоминанию. Он указывает на важность большого количества упражнений, отмечая необходимость систематического повторения и постоянной проверки знаний учащихся.

Наиболее ярким выражением детально разработанной системы такого обучения, целью которого было планомерное овладение систематическими знаниями наиболее легким и эффективным путем, были учебники, составленные Коменским; для каждой ступени изучения латинского языка предназначались учебники соответствующей трудности.

«Преддверие к языкам» содержит около 1000 наиболее употребительных латинских слов, объединенных тематически в 400 кратких предложений. При переходе от одной темы к другой нарастают грамматические трудности, так что этот учебник, наряду с расширением запаса слов дает сведения из элементарной грамматики. Для следующей ступени обучения предназначалась книга «Открытая дверь к языкам», содержащая уже 8000 латинских слов, соединенных приблизительно в 1000 фраз, сгруппированных в 100 тем. В них дается обзор всех наиболее важных, с точки зрения Коменского, областей жизни. Первые предложения построены еще просто, но постепенно они усложняются, превращаясь, наконец, в длинные многочисленные периоды. Книги для последующих ступеней обучения должны были затем использовать тот же самый языковой материал , представляя его в форме писем и диалогов, в виде художественной изящной речи, в виде стихов.

Этот систематический ход обучения, который позволяет сознательно и постепенно увеличивать знания учащихся и надежно вести по усложняющимся ступеням трудности к достижению высот знаний и умений, был той проблемой, более совершенному решению которой снова и снова уделяли внимание Коменский и его последователи.

Коменский считал, что снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации учебного процесса:

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Рациональная организация учебных занятий включает в себя , в том числе и соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни учащегося и определяют требования к помещению учебного заведения, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья учащихся. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку и в учебном заведении (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка у старшеклассников составляет 6 часов в учебном заведении и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов.

Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.

Расписание УЗ в должно быть составлено с учетом степени сложности предмета для восприятия учащихся.

Математика, русский язык (для национальных школ)

источник

Одним из направлений программ по формированию и сохранению здорового

образа жизни является рациональная организация труда учителя и учеников.

Рациональная организация– это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе возможностей очень часто заканчивается срывом и физическим, и психическим.

Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации учебного процесса:

Рациональная организация учебного процесса включает в себя:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этих принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации обучения. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов.

Физиологические особенности школьного возраста требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, чтобы обучение не превратилось в фактор негативного воздействия на здоровье.

Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников.Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Разберемся в содержании этих принципов. Что такое рациональная организация учебного процесса? Это прежде всего соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника и определяют требования к помещению школы, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья школьников. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку детей и в школе (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). В СанПиНах даны и возрастные нормативы сна, прогулок на воздухе. Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка совсем не мала. Например, для второклассников (при пятидневной учебной неделе) – это 5 уроков в школе и до 1,5 часов домашних заданий, то есть 6,5 часов. У старшеклассников нагрузка значительно выше – 6 часов в школе и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов. Напомним, что рабочий день взрослого человека длится 8 часов. Но далеко не у всех детей, особенно в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предметов, учебная нагрузка действительно ограничена нормативами. СанПиНы – это так называемая внешняя регламентация. Любой учитель знает, что иногда один урок может вызвать такое напряжение и утомление, какого не вызовет и целый учебный день, а бывают учебные дни, которые стоят недели. Значит, сам урок, учебный день и учебную неделю можно организовать по-разному.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов:физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление.Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Показатели рациональной организации учебного

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность + продолжительность выполнения домашних заданий.
  • дополнительные занятия в школе – факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы).
  • занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий.

Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.

Расписание уроков в школе должно быть составлено с учетом степени

сложности предмета для восприятия учащихся.

источник

Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического воспитания, закреплению основ здорового образа жизни.

Основными задачами школы являются:

· забота о здоровье школьников,

· стабилизация всего хода физического развития ребенка.

Для решения данных задач необходимо рационально организовать учебный процесс. Об этом я рассказываю в данной статье.

К статье прилагается презентация.

Вложение Размер
Презентация к публикации «Рациональная организация учебного процесса» 1.57 МБ
Публикация «Рациональная организация учебного процесса» 56 КБ

Рациональная организация учебного процесса

Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического воспитания, закреплению основ здорового образа жизни.

Основными задачами школы являются:

  • забота о здоровье школьников,
  • стабилизация всего хода физического развития ребенка.

Основная цель образовательного процесса:

  • формирование здорового образа жизни, воспитание потребности в нем.

В связи с этим работа учителей нашей школы ведется по двум направлениям:

I. Коррекционно-восстановительная деятельность.

II. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

I. В коррекционно-восстановительную деятельность входят условия обучения, проведение физминуток и коррекционных пауз.

1. В нашей школе созданы все необходимые условия для обучения детей.

Классы оборудованы с учетом санитарно-гигиенических требований: мебель подобрана в соответствии с ростом учащихся; в помещениях достаточное освещение, на окнах жалюзи, что позволяет проникать в класс естественному свету; классы постоянно проветриваются на переменах; проводится ежедневная влажная уборка.

При составлении расписаний уроков учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели. Создаются условия для удовлетворения биологических потребностей в движениях. Продолжительность уроков – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут, большая перемена – 30 минут. Большая перемена проводится на свежем воздухе, в теплое время организуются подвижные игры.

Учителя школы стараются строить свои уроки на здоровьесберегающей основе:

-в процессе урока чередуются разнообразные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение примеров, задач, практическая работа, самостоятельная работа и т.д.;

Читайте также:  Комплекс физкультминутки для профилактики утомления

-чередуются методы обучения (словесные, наглядные, практические).

-в содержание урока включаются вопросы, связанные со здоровьем и формированием здорового образа жизни;

-учителя стараются создать на уроке благоприятный психологический климат: комментируют оценки, оказывают помощь, поддержку, хвалят за успехи.

2. Эффективным средством предупреждения утомляемости являются физические упражнения. Поэтому учителями нашей школы широко используются физминутки. Физминутки – это активный отдых и коррекционная работа. Они проводятся в течение 2-3 минут в середине урока. Упражнения проводятся сидя за столом, стоя около стола, возможны различные построения (в круг, в шеренгу), главное, чтобы дети не мешали друг другу и соблюдались основные требования к физминуткам:

-упражнения должны быть просты по структуре, интересны и знакомы детям,

-они должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

В младших классах используются упражнения с проговариванием стихов: «Буратино», «Ванька-встанька», «Ветер» и т.д.

В старших классах определенное значение имеет смысловое содержание физминуток, их можно проводить в виде игры, связанной с темой урока. Например, при изучении видов треугольников, я проводила игру «Сгруппируйтесь!». (На груди у детей – эмблемы с изображением треугольников, дети строятся в круг, дается задание сгруппироваться по видам треугольников). Эту игру можно использовать при изучении различных тем и на уроках по любым предметам.

При проведении игры «Собери в корзину», мы складываем в корзину целые числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, меры длины, меры массы и т.п.

Провожу игры с мячом «Правильные дроби – неправильные», «Целое – дробное» и т.д.

Детям очень нравятся игры на внимание «Делай так, как я говорю!»

Использую упражнения для осанки: «Держи осанку», «Гора», «Деревце».

3 .Больше внимания учителям нужно уделять коррекционным паузам. Коррекционные паузы включают в себя гимнастику для глаз, точечный массаж, массаж ушей, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения.

Гимнастика для глаз снимает усталость с глаз, повышает остроту зрения.

Самомассаж пальцев и кистей рук проводится перед деятельностью, сопровождающей нагрузку на руки.

Пальчиковая гимнастика проводится учителями в младших классах для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук. Например, такие упражнения, как «Считаем пальчики», «В гости к пальчику большому», «Вышли пальчики гулять» и т.д.

Упражнения на релаксацию помогают снять напряжение со всего тела, успокоиться, расслабиться. Например, упражнение «Сотвори солнце в себе».

После динамичных перемен, дети иногда перевозбуждены, чтобы успокоить дыхание можно проводить с ними упражнение «Медленное дыхание», и наоборот, если дети на уроке вялые, темп работы замедленный можно использовать упражнение «Ритмичное дыхание».

II. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на уроках физкультуры.

Уроки физкультуры строятся на основании заключений медицинских осмотров. По медицинским характеристикам учащиеся распределяются на две группы: подготовительную и специальную.

В подготовительную группу входят дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные.

К специальной группе относятся дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

В подготовительной группе обучаются 55 учеников нашей школы, в специальной – 10 учеников.

Для того чтобы собрать информацию о проведении физкультурных и коррекционных пауз на уроках и в ходе выполнения домашних заданий, выявить, насколько комфортно чувствуют себя в школе обучающиеся, а также для очередного напоминания педагогам о необходимости работы по сохранению здоровья школьников, нами было проведено анкетирование учащихся.

В анкетировании принимали участие 37 человек, что составляет 80,4% от общего количества учащихся 5-9 классов. Учащимся были предложены вопросы и варианты ответов на них. Полученные данные были проанализированы.

С данными этого анкетирования вы можете познакомиться, просмотрев диаграммы на экране.

  1. Я ощущаю заботу со стороны коллектива – 100%
  2. Я устаю в большей степени от:

а) температурного режима – 35,1%;

3. Физкультурные паузы помогают мне во время уроков сбросить усталость:

4. Для меня существенную роль играет:

б) доброжелательное отношение к ученикам – 48,6%;

в) внешний вид педагога – 27%.

5. Меня беспокоит моя осанка:

6. Во время выполнения домашнего задания:

а) слежу за своей осанкой –54%;

б) регулярно выполняю упражнения для глаз – 24,3%;

в) не выполняю упражнений – 27%.

7. Чаще всего у меня болит:

  1. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в помещениях в соответствии с нормами САНПИНа: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения (класса и доски), наличие/ отсутствие монотонных звуковых раздражителей.
  2. Создавать благоприятный психологический климат в процессе общения с детьми, придерживаться спокойного тона и доброжелательного отношения к ним.
  3. Качественно проводить физминутки и коррекционные паузы во время проведения уроков и выполнения домашнего задания.
  4. Провести дополнительные обследования детей с жалобами на головную боль.

С основными требованиями к построению уроков на здоровьесберегающей основе вы можете познакомиться, прочитав буклеты, которые мы для вас приготовили.

1.Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, освещение класса, подбор мебели в соответствии с ростом учащихся).

2.Рекомендованная норма видов учебной деятельности на уроке – 4-7 видов.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.

4.Количество методов обучения (словесные, наглядные, практические) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже, чем через 10-15 минут.

5.На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые бы соответствовали видам работы.

6.Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

7.В содержание урока следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.

8.На уроке должна присутствовать активизация учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

9.Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.д.

1.Н.А. Соловова. Здоровьесберегающая деятельность педагога: Формы, методы, средства, Самара, 2007.

2.Журнал «Воспитание и обучение», N6, 2007, А.Н. Гамаюнова, М.А.Якунчев «Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида».

3.В.Г.Алямовская. Как воспитать здорового ребенка.

источник

Гигиена учебных занятий к школе. Факторы, способствующие развитию утомления. 11рофнлактика переутомления

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Утомление на школьном уроке — естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма.

О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше — стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе — 28-32 часа и в старшей — 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.

Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 — у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком.

Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года).

Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь умения педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.

Важную роль играют и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.

Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре — 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти — 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия — в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20 минут в Тульском регионе (Панфилов О.П. и др., 1995)), что требует переключения на другой вид деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8211 — | 7883 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Оптимизация трудового процесса должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности человека и устранение хронической нервно-эмоциональной напряженности. Поэтому трудовой и учебный процессы должны строиться с учетом физиологических особенностей и механизмов работоспособности.

Научно обоснованные режимы труда и отдыха должны быть направлены на ускорение процесса врабатывания, достижение максимального периода устойчивой работоспособности. Для этого при их составлении нужно принимать во внимание суточную периодику функций. Большое значение имеет и создание четкого ритма работы, так как он способствует большей экономичности затрат нервной и мышечной энергии человека, а следовательно, замедляет развитие утомления. Физиологически оправданно и необходимо введение регламентированных перерывов для восстановления, производственной гимнастики, музыкальных передач.

Гимнастика. Вводная пятиминутная гимнастика, музыка, настраивающая физиологические функции на оптимальный рабочий уровень, способствуют ускорению вхождения в работу. В результате гимнастики увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения. Вводная гимнастика должна включать упражнения, активизирующие деятельность организма, способствовать сосредоточению внимания, имитировать движения, применяемые во время трудового процесса. Темп выполнения упражнений должен быть несколько выше темпа обычной работы. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6–8 упражнений, сопровождающихся соответствующей музыкой. Для малоподвижных работ рекомендуют введение ранних физкультурных пауз – через 15–20 мин после начала работы.

Перерывы. Чем тяжелее и напряженнее труд, тем ближе к началу работы должны быть введены регламентированные перерывы на отдых (5–7 мин на легких работах и до 30 мин на тяжелых). Введение перерыва на обед предотвращает снижение работоспособности. Таким образом, моменты падения работоспособности должны быть «вехами» для установления перерывов. Однако несвоевременное введение перерывов тоже может привести к снижению работоспособности. Так, перерыв в работе на стадии устойчивой или пониженной работоспособности вызывает возвращение работоспособности к уровню предыдущей стадии – стадии врабатываемости. Во второй половине дня количество перерывов должно быть больше, при особо тяжелом режиме работы рекомендуется сочетание 15–30 мин работы с отдыхом той же продолжительности.

Читайте также:  Самомассаж при зрительном утомлении

Во время перерывов отдых должен быть активным (пассивный отдых возможен только на тяжелых физических работах), обеспечивать переключение нагрузки с утомленных нервных центров и органов на бездействующие или менее загруженные в процессе труда. Так, во время отдыха необходимо сменить позу, перераспределить основные и вспомогательные трудовые операции различной степени сложности. Помогает и перемена рабочих мест. Для устранения монотонности труда рекомендуют укрупнение операций, увеличение их содержательности. В то же время при чередовании операции не должны нагружать одни и те же органы и группы органов. Они должны различаться рабочей позой, степенью нагрузки на разные звенья двигательного аппарата. При этом исследования показывают, что лучший результат достигается при смене более интенсивных нагрузок на менее интенсивные, а также при снижении их темпа и степени монотонности. Например, предварительное статическое напряжение мышц-сгибателей не только не уменьшает, но и увеличивает последующую динамическую работу.

Эффективность введения перерывов и гимнастики подтверждается рядом работ. Так, основываясь на данных психофизиологического обследования проектировщиков, исследователи предложили ряд мер по рационализации режима труда, которые включали в себя увеличение числа регламентируемых перерывов на отдых. При этом рекомендовалось делать не частые, но более продолжительные перерывы, а последний из них должен был быть активным – с включением производственной гимнастики. После внедрения этих рекомендаций наблюдалось повышение показателей работоспособности.

Музыка. Еще одно из средств рационализации трудовых процессов – функциональная музыка, непосредственно сопровождающая трудовые процессы в производственной обстановке с целью повышения работоспособности трудящихся. В основе благотворного влияния музыки на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции и стимулировать ритмику деятельности всего функционального аппарата организма, особенно опорно-двигательной системы, благодаря чему достигается экономичный режим работы нервных центров. В качестве функциональной музыки обычно используют спортивные песни, марши, ритмические танцевальные и эстрадные произведения. График и продолжительность музыкальных передач могут варьировать.

Несмотря на благоприятное влияние функциональной музыки на работоспособность, там, где в процессе работы требуется значительная концентрация внимания или имеет место загрузка умственной работой, функциональная музыка противопоказана. Не рекомендуют ее применять и в сфере умственного труда, хотя возможны отдельные музыкальные передачи в перерывах, а также до начала работы и после ее конца.

Режимы труда. Помимо вышеперечисленных способов внесения изменений в режим труда, очень важное значение имеет соответствие суточных и недельных режимов труда периодическим изменениям работоспособности. Поэтому, поскольку наивысший уровень работоспособности наблюдается в дневные и утренние часы, а в среднем – в интервале 9-20 ч, то необходимо организовать трудовые процессы именно в это время суток, по возможности максимально сократив ночные смены.

При составлении недельного режима труда также следует учитывать динамику работоспособности. Работоспособность увеличивается постепенно в первые три дня в связи с постепенным входом в работу, достигает своего наивысшего уровня на третий, четвертый день недели и затем снижается, резко падая к субботе. Поэтому рабочая неделя не должна быть больше шести дней. Пятидневная рабочая неделя вполне оправданна. Учитывая длительный период врабатывания в начале недели, нецелесообразно перегружать работой первые два дня, вместе с этим не следует вводить выходные в середине недели, чтобы не нарушать устойчивый рабочий стереотип. По этой же причине и для полного восстановления дни отдыха нужно предоставлять подряд.

Условия рабочей среды. Кроме того, удовлетворение условий производственной среды физиологическим, эстетическим, эргономическим требованиям, устранение психологической разобщенности и создание благоприятного психологического климата в рабочем коллективе в большой степени определяют эффективность мер по рационализации трудового процесса. Поскольку положительные и отрицательные эмоции оказывают немаловажное влияние на работоспособность, следует стимулировать положительные эмоции. Одной из мер такой стимуляции может служить эстетизация производственной среды. Так как воздействие на психику работающих идет в первую очередь через зрительный анализатор, целесообразно правильно подбирать цветовое, архитектурное, световое оформление производственных помещений.

Рационализация учебного процесса. Современная система профессионального обучения также должна основываться на всестороннем учете закономерностей психических, психофизиологических и физиологических процессов, на использовании современных принципов педагогики и дидактики. С физиолого-эргономической и психофизиологической точек зрения система обучения включает профессиональный психофизиологический отбор обучающихся, собственно обучение и тренировку для закрепления профессиональных навыков и знаний.

Разработка рациональных методов профессионального обучения человека должна основываться на общих закономерностях умственной и двигательной деятельности, т. е. на известных понятиях о формировании ассоциаций, образа, динамического стереотипа. При этом возникает необходимость создания научной основы оптимизации процессов обучения, которая позволила бы планомерно подводить обучаемых к требуемому уровню квалификации за минимальное время.

В конкретных мероприятиях по рациональной организации учебного процесса рекомендуют упорядочивать учебную нагрузку, изымая излишне сложный и второстепенный материал, обеспечивать более высокий уровень обучения. Для лучшего хода учебного процесса важно учитывать необходимость правильного чередования работы и отдыха, последовательности и систематичности подачи материала. Благоприятный эффект оказывает и использование в режиме учебных занятий оздоровительных элементов (гимнастики, физкультурных пауз), отдаляющих утомление и повышающих работоспособность.

Большую роль играет переключение с одного вида деятельности на другой, чередование мыслительной деятельности с незначительной физической нагрузкой. Правильная организация учебной деятельности, систематические упражнения и тренировка способствуют совершенствованию и автоматизации навыков умственной работы, что, в свою очередь, облегчает ход учебного процесса.

Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 779 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Работоспособность учащихся во время учебного года зависит от того, насколько рационально построен учебный процесс. Это означает, что размеры учебной нагрузки на протяжении дня, недели и года, чередование уроков по предметам в течение дня и недели, смена различных видов деятельности, чередование труда и отдыха должны быть физиологически обоснованы.

Общая продолжительность учебной нагрузкив рамках возрастных норм – непременное условие, способствующее сохранению устойчивого уровня работоспособности и повышению ее с возрастом. Четыре часа школьных занятий для детей 10–12 лет и пять часов для старших рассматриваются как дневной максимум. Для начальных же классов этот максимум составляет 2–3 ч.

Общая рекомендуемая недельная нагрузка, по данным разных исследователей, колеблется в пределах от 12–20 ч для первого года обучения, 23–24 – для второго-четвертого годов обучения, 26 – для пятого и 28 ч – для остальных лет обучения.

Работоспособность.Анализ динамики работоспособности учащихся в течение учебного дня показывает, что в начальных классах она поддерживается на оптимальном уровне на первых трех уроках, а в средних и старших – на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности. Отсюда рациональная сетка недельных учебных часов не должна превышать 24 ч в 1–4 классах и 30 ч в 5-11 классах.

В соответствии с особенностями динамики работоспособности организма ребенка во вторую половину дня регламентируется также и продолжительность самостоятельной учебной работы учащихся: 45 мин – для 1 класса, 1 ч – для 2 класса, 1,5 ч – для 3–4 классов, 2–2,5 ч – для 5–8 классов и до 3 ч – для 9-11 классов.

При чрезмерной общей дневной учебной нагрузке у школьников отмечается развитие в больших полушариях головного мозга фазовых состояний, которые держатся длительное время. Сокращение общей учебной нагрузки до 5–5,5 ч для практически здоровых детей 7–8 лет, 6,5 ч для детей 13–14 лет обеспечивает оптимальную возбудимость больших полушарий, быстро снимает фазовые состояния и является действенным профилактическим средством против утомления.

Оптимальная интеллектуальная нагрузка.Исследования показали, что оптимальной даже для подростков 12–16 лет оказывается непрерывная умственная деятельность в течение 30 мин. Вследствие этого 35-минутная продолжительность урока считается наиболее приемлемой для учащихся 1–9 классов. Именно такая длительность умственной деятельности, сменяющаяся 5-минутными перерывами, позволяет отводить одному учебному предмету два смежных урока. Система использования двух смежных 35-минутных уроков для занятий по одному предмету позволяет к следующему дню готовить задания не по пяти-шести предметам, а только по трем. Это сокращает дневную нагрузку на ребенка.

Ограничение продолжительности периодов непрерывной учебной работы обеспечивает более высокий и постоянный на протяжении занятий уровень условнорефлекторной деятельности, умственной работоспособности, вегетативных функций и вегетативной реактивности ребенка. Преимущества такой организации сказываются на недельной и квартальной динамике работоспособности.

Отдых и смена деятельности.Всякая работа должна прерываться отдыхом. Это одно из важных условий сохранения работоспособности организма. Исследования последних лет позволили установить наиболее целесообразное чередование перемен разной продолжительности в режиме учебных занятий.

При изучении трех вариантов чередования перемен: 10-20-20 мин, 10-20-10 мин и 10-10-20 мин наиболее благоприятное влияние на дневную динамику работоспособности школьников оказывал второй вариант (10-20-10 мин). Менее благоприятным оказывается вариант с двумя 20-минутными переменами – проявляется отчетливая потеря учащимися врабатываемости. Особенно отрицательно сказываются 20-минутные перемены, проходящие в шумных играх, на детях с легко возбудимой нервной системой.

Включение большой (20-минутной) перемены в начальной школе после третьего урока (вариант 10-10-20) является запоздалым и не обеспечивает желаемого подъема работоспособности организма.

Существенных различий в динамике работоспособности учащихся при 20-30-минутном отдыхе во время учебных занятий не отмечается. Поэтому имеются все основания для учащихся среднего и старшего школьного возраста при пятом и шестом уроках предусматривать в режиме занятий две 20-минутные перемены: одну, между третьим и четвертым уроками, отводить завтраку, а вторую, между четвертым и пятым уроками, активному отдыху на воздухе.

Примечательно, что систематическое проведение перемен на воздухе оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников. Это проявляется в более высоком содержании гемоглобина в крови, в хорошей функциональной деятельности костного мозга, высокой иммунологической реактивности и закаленности. Повышение работоспособности и улучшение состояния здоровья благоприятно влияют на успеваемость. Так, среди школьников, которые систематически во время больших перемен активно отдыхали на воздухе, количество хороших и отличных отметок составило 58 %, а среди учащихся, постоянно проводивших перемены в помещении – 42 %.

Исследование динамики функционального состояния центральной нервной системы у школьников показывает, что есть предметы более легкие и более трудные. К числу предметов первой степени трудности относятся математика и физика. Вторым по степени трудности считают русский язык и литературу, третьим – иностранный язык. Остальные предметы относят к четвертой степени сложности.

Место трудных предметов в учебном дне существенно сказывается на динамике работоспособности. По мере отдаления этих уроков от начала занятий быстрее развивается утомление. Трудные предметы отнимают больше времени при подготовке домашних заданий.

Чередование различных видов деятельности в течение дня и недели дает большой эффект для сохранения работоспособности на относительно высоком уровне. Уроки физической культуры, ручного труда, работа на учебно-опытном участке являются качественно иной деятельностью по сравнению с общеобразовательными предметами.

В дни с уроками труда или физической культуры у большинства учащихся в конце занятий скрытый период условных реакций или не меняется, или несколько укорачивается по сравнению с исходными данными. Наибольший эффект труда и физической культуры отмечается в дни, когда эти уроки включены в расписание на третьем или четвертом часе занятий.

Переключение с одного вида деятельности на другой дает наиболее выраженный эффект тогда, когда работоспособность начинает снижаться и развивается утомление. Физиологический механизм этого явления, очевидно, тот же, что и активного отдыха. При этом улучшается функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, что выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов, нарастании времени ясного видения, повышении вегетативной реактивности. С этих позиций можно объяснить и крайне незначительные изменения работоспособности, когда новый вид деятельности включается на первых или последних часах занятий. В первом случае работоспособность учащихся достаточно высока и включение другого вида деятельности является преждевременным. Эффект переключения крайне незначителен и совсем не проявляется в конце занятий, так как непосредственно после переключающей деятельности следует 3-4-часовая умственная работа с большой статической нагрузкой. Запоздалым оказывается и переключение учащихся на другой вид деятельности на пятом-шестом часах занятий, т. е. в конце учебного дня. В этом случае утомление организма уже выражено значительно и для восстановления функциональной работоспособности клеток коры больших полушарий головного мозга своеобразный «активный отдых», обеспечиваемый переключением деятельности, становится недостаточным.

Положительный эффект оказывает на учащихся и чередование различных видов деятельности в течение недели. Обычно к концу недели работоспособность школьников существенно снижается. Включение в среду или четверг «разгрузочных» дней способствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. При сравнении функционального состояния школьников с разгрузочным днем в середине недели и без него было выявлено, что количество фазовых реакций (неправильные ответы на условные раздражители) составило у первых в конце дня 5,14 % и в конце недели 5,3 %, а у вторых – соответственно 5,3 и 11,18 %. Более высокая работоспособность детей повышала эффективность их учебных занятий.

Успеваемость школьников при введении «разгрузочного дня» составила 3,8 балла, а без него – 3,6 балла.

Читайте также:  Как определить утомление мышц

Регулярное чередование учебных дней и дней, выделяемых для трудовой деятельности, создает предпосылки для более равномерного распределения учебной нагрузки. При чередовании учебной и трудовой деятельности более чем в 80 % случаев школьники занимаются дома каждый день. Если же неделя разделяется на учебную и трудовую половины, то 30 % учащихся в дни трудовой деятельности домашних заданий не готовят. Учебная нагрузка распределяется неравномерно, и включение двух дней трудовой деятельности в начале, середине или в конце недели не дает положительного эффекта.

Физкультурные паузы и производственная гимнастика в процессе учебной и трудовой деятельности предупреждают резкое снижение работоспособности, повышают эффективность выполняемой работы.

После физкультурных пауз, включенных в учебный процесс, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, что выражается в повышении подвижности нервных процессов, увеличении силы реакции, уменьшении срывов дифференцировки. Особенно выраженными оказываются эти положительные сдвиги в тех случаях, когда физкультурные паузы сочетаются с музыкальным сопровождением.

Наибольший эффект повышения работоспособности отмечается при включении физкультурных пауз у учащихся среднего школьного возраста на третьем уроке, а у старшеклассников на четвертом уроке.

Положительно влияют на организм учащихся физкультурные паузы в сочетании с дыхательными упражнениями. Они нормализуют учащенное беспорядочное дыхание, делая его медленным и ритмичным. При этом повышается уровень насыщения крови кислородом.

Общее повышение двигательной активности в течение дня и недели значительно повышает работоспособность школьников и их успеваемость по общеобразовательным предметам. Положительное влияние систематических занятий физкультурой и спортом проявляется в работе всех органов и систем организма. У школьников снижается заболеваемость. Это происходит не только благодаря совершенствованию терморегуляторных механизмов и потому быстрому приспособлению организма к резким температурным и атмосферным колебаниям. Под влиянием правильно организованных занятий физической культурой, особенно на свежем воздухе, улучшается состав крови и повышается общая иммунологическая реактивность организма.

Таким образом, повышение двигательной активности учащихся путем использования в режиме дня гимнастики, физкультпауз, подвижных игр, увеличение числа уроков физической культуры и занятий спортом во внеклассное время являются мощным средством, которое содействует повышению работоспособности, отдаляет утомление, повышает функциональные возможности организма.

источник

Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе

Утомление по праву считается одной из важнейших проблем физиоло­гии и гигиены труда, обучения и спорта. Практическая значимость ее не вы­зывает сомнений, что хорошо отражено А.А. Ухтомским (1927): «Вопрос об утомлении — прежде всего житейский вопрос, и физиологическая наука до тех пор не выполнит здесь своей задачи, пока не даст житейски ясным язы­ком указаний, как овладеть явлениями утомления, как можно было бы пре­дотвратить их, как сохранить рабочие ресурсы организма без функциональ­ного упадка на максимально долгое время».

Утомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функ­ций организма. Большинство физиологов и гигиенистов трактуют утомление как временное снижение функциональных возможностей организма, наступающее в результате деятельности.

Глубокое изучение процессов утомления привело к созданию цен­трально-нервной (центрально-корковой) теории. Основной вклад в обоснова­ние этой теории внесли И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, М.И. Виноградов, В.В. Розенблат и др.

Механизм утомления можно объяснить с позиции соотношения трех основных процессов, протекающих в нервных центрах при выполнении ра­боты: истощения, восстановления и торможения. Интенсивная работа связана с процессом расходования ресурсов корковых клеток, их «функционального потенциала».

Усиление процесса расходования ресурсов нервных клеток при выпол­нении работы сопровождается усилением процесса восстановления.

Следует подчеркнуть, что в функционирующей ткани последний про­цесс идёт быстрее, чем в ткани, находящейся в состоянии покоя, так как пер­вичный процесс расщепления всегда вызывает или усиливает реакцию, про­изводящую синтез. Нарастание темпа восстановительных реакций обеспечи­вает ускорение физиологического ритма работы и повышения общего уровня работоспособности. Данное явление объясняет наличие в начальном периоде любой работы фазы врабатывания.

Период поддержания равновесия между процессами расходования функционального потенциала нервных клеток и его восстановления соответ­ствует фазе устойчивой работоспособности.

Проявление утомления и как следствие наступления фазы снижения работоспособности объясняется развитием в нервных центрах процессов торможения.

На рисунке 1 приведена типичная кривая работоспособности.

Рис. 1. Кривая изменения работоспособности:

I — Вхождение в работу — врабатываемость.

II — Период высокой и устойчивой работоспособности.

III — Период снижения работоспособности.

А — Зона неполной компенсации.

Б — Зона конечного прорыва.

В — Зона прогрессивного снижения работоспособности.

Сложная картина утомления выражается рядом проявлений, на которых и может базироваться его диагностика. О начале утомления свидетельствуют следующие признаки: 1. снижение производительности труда (продуктивности — корректурная проба Анфимова); 2. ослабление внутреннего торможения; 3. ухудшение регуляции физиологических функций; 4. проявление чувства усталости, двигательное беспокойство.

Следовательно, критериями утомления могут быть объективные и субъективные данные.

1. Снижение уровня работоспособности.

Методики исследования работоспособности включают в себя оценку результатов выполнения работы или физиологических затрат в процессе её выполнения. Наблюдаемым предлагают специальные задания со строго огра­ниченным временем их выполнения. Отсюда название методики — «дозиро­вание работы во времени». При исследовании умственной работоспособно­сти в качестве заданий чаще всего арифметические примеры и специальные корректурные пробы, а при изучении трудовой деятельности дают задания, связанные с выполнением трудовых операций и физических нагрузок. Ис­следования проводят в течение всего периода изучаемой деятельности, что дает возможность определить динамику работоспособности.

Поскольку изменение работоспособности заключается в изменении темпа и качества работы, для оценки используют соответственно количест­венные и качественные показатели. Количественным показателем любой трудовой деятельности является объём выполненной работы в определенный период времени.

Качественными показателями являются: количество правильно выполненных заданий, число допущенных ошибок; нарушения рабочего стереотипа, изменение соотношения дли­тельности рабочих фаз движений и вариабельность времени их выполнения; снижение эффективности физиологических трат на единицу вре­мени.

2. Ослабление внутреннего торможения.

Поскольку ослабление внутреннего торможения проявляется в охранительном возбуждении (двигательное беспокойство, частые отвлечения, рас­сеянность внимания), то для исследования данного явления используется: — объективная регистрация «двигательного беспокойства» — актография. С по­мощью определенных приспособлений на равномерно движущейся ленте (актограмме) регистрируются все движения тела. Путем исключения из актограммы колебаний, связанных с выполнением трудового процесса, изучается динамика «двигательного беспокойства»; — отвлечения или кратковременные отключения внимания от выполняемой работы исследуются в ходе хронометражных исследований (наблюдение за процессом выполнения работы с регистрацией временных характеристик различных видов деятельности); — способность к концентрации внимания исследуется путем определения объ­ёма кратковременной памяти (воспроизведение по памяти определенной ин­формации), и исследования непосредственно внимания (например, при оты­скивании чисел на черно-красной таблице Платонова).

3. Ухудшение регуляции физиологических функций изучается пу­тем исследования функционального состояния различных систем:

— при изучении состояния центральной нервной системы исполь­зуется методика хронорефлексометрии, позволяющая определять скрытые (латентные) периоды условно-рефлекторных реакций (зрительно-моторных, слухомоторных, регеддвигательных и др.). Величина латентных периодов отражает состояние возбудимости клеток ЦНС;

— при исследовании сердечно-сосудистой системы определяются гемодинамические показатели, и используется проведение стандартных фи­зических нагрузок;

— при изучении состояния зрительного анализатора определяют остроту зрения, объём аккомодации, быстроты различения и т.д.);

— слуховой анализатор исследуют методикой тональной аудиометрии, с помощью которой определяют изменение порога слышимости;

— состояние двигательного анализатора исследуют с помощью ди­намометрии (сила и статистическая выносливость), тремометрии (тонкая ко­ординация движения рук) и кинематометрии (исследование мышечно-суставного чувства).

К субъективным данным, позволяющим судить о степени утомления, относится ощущение усталости. При оценке тяжести работы субъективные критерии обладают неплохой точностью и четко коррелируют с объективными, поскольку в основе усталости лежит возникновение процесса торможения.

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функци­ональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанав­ливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.

Переутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Выраженные признаки переутомления:

• резкое и длительное снижение умственной и физической рабо­тоспособности;

• нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство стра­ха, истеричность);

• стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);

• снижение факторов и патогенных микроорганизмов

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для пол­ного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-пси­хических расстройств и нарушений регуляторных процессов в орга­низме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться.

Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обу­чения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей. Вместе с тем деятель­ность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспе­чивать благоприятное развитие растущего организма.

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня для школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

Принцип соответствия, учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка. Организму ребенка свойс­твенна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем. Речь идет прежде всего о ЦНС, зрительном и слуховом анализаторах. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относи­тельно низкими функциональными возможностями, поэтому боль­шие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концен­трации возбуждения в коре, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внут­реннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредото­читься и сохранять внимание во время урока.

Для устранения перегрузки школьников, помимо совершенствова­ния учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необходимо внедрять в школьную практику научно обоснованные учебные нагрузки. Соответственно в гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.

Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и вос­питания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность.

Принцип научной организации учебного процесса в школе. Правильно организованное обучение способствует не только приобретению знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков (рис. 1.).

На рис. 1 представлена типичная кривая работоспособности уча­щихся. Период врабатывания характеризуется повышением работо­способности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения работоспособности, или утомления. В этой стадии выделяют три периода: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения. Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных недели, четверти или года должно быть облег­ченным, так как продуктивность труда школьника в этот период сни­жена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достиг­ла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны плани­роваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные заня­тия, кружковая работа и др.

Гигиеническая оптимизация уроков достигается прежде всего путем регламентации длительности как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и т.д.). Продолжительность урока должна составлять не более 45 мин, а для учащихся
1-го класса — 35 мин.

Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно уве­личиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропау­зы.

Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6- у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первыми уроками. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели (табл. 1).

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: