Спастическим параличом речевого аппарата и гипертонией мышц

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Параличи подразделяют на две большие группы: спастические параличи и вялые. Спастичность возникает в результате поражения спинного мозга в районе шейного или грудного отдела, а также она характерна для большей части случаев детского церебрального паралича. Параличи классифицируются еще и по степени поражения. Выделяют частичные параличи, которые называют парезы, и полные параличи — плегии.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Данные о территории распространения спастического паралича и частоте заболевания отсутствуют. Что касается детского церебрального паралича, по данным Всемирной организации здравоохранения, средняя частота — 2,5-4 случая на каждые 1000 родов.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Это следствие патологии двигательного нейрона. Поскольку пирамидальные пучки прилегают друг к другу достаточно плотно, параличи чаще охватывают всю конечность либо целиком левую или правую сторону тела. Периферические параличи обычно охватывают определенные мышцы либо группу мышц. Но эти правила имеет исключения. К примеру, крошечный очаг, находящийся в коре мозга, может вызвать паралич ладони, лицевых мышц и т.п.; и, напротив, значительные поражения нервных волокон может повлечь обширный периферический паралич.

Кроме этого, частая причина паралича — травма мозга и рассеянный склероз. Основная причина спастического паралича – нарушение передачи нервных сигналов, которые приводят к гипертонусу мышц.

Спастичность может быть следствием и других нарушений и заболеваний:

  • Нарушение работы мозга из-за гипоксии;
  • Инфекционные заболевания мозга (энцефалит, менингит);
  • Амиотрофический боковой склероз;
  • Наследственный фактор. Здесь имеется в виду семейный спастический паралич Штрюмпеля – вяло текущее заболевание, которое передается по наследству и прогрессирует с течением времени. Нервная система постепенно деградирует, поскольку поражаются пирамидальные пути в канатиках спинного мозга. Название этот вид паралича получил благодаря А. Штрюмпелю, который выявил семейный характер заболевания. В медицинской литературе он встречается еще под названием «семейная спастическая параплегия Эрба–Шарко–Штрюмпеля».

[21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28]

Отдельно выделяют факторы риска, которые увеличивают вероятность приобретения паралича в утробе матери или во время родов:

  • Малый вес при рождении и преждевременные роды;
  • Многоплодная беременность;
  • Инфекции, перенесенные во время вынашивания ребенка;
  • Резус-несовместимость групп крови;
  • Интоксикация (например, воздействие метила ртути);
  • Дисфункция щитовидной железы у матери;
  • Осложнения при родах;
  • Низкие баллы по шкале Апгар;
  • Желтуха;
  • Судороги.

[29], [30], [31], [32], [33]

Помимо нарушений двигательной функции спастический паралич почти во всех случаях сопровождается прочими нарушениями, включая нарушения сознания, зрения, слуха, речи, внимания и поведения.

Первым признаком паралича и главным фактором, который препятствует возобновлению двигательных функций, является спастичность. Спастичность проявляется как гипертонус и непроизвольные сокращения в пораженных мышцах. Сокращения возникают в тех мышцах, которые ранее подчинялись сознательному управлению. В первое время после получения травмы либо после перенесенного заболевания спинной мозг пребывает в шоковом состоянии, и сигналы мозга через этот участок не передаются. Рефлексы в сухожилиях не обнаруживаются. С рассеиванием шоковой реакции они возобновляются, но функция часто искажается.

Мышцы находятся в напряженном состоянии, плотные, во время пассивных движений чувствуется сопротивление, которое с усилием получается иногда преодолевать. Такая спастичность возникает вследствие высокого рефлекторного тонуса и ее распространение имеет неравномерный характер, из-за чего проявляются типичные контрактуры. Такой паралич легко узнать. Обычно одна рука прижата к телу и согнута в локте, кисть и пальцы тоже согнуты. Нога разогнута, лишь стопа сгибается и носок смотрит внутрь.

Гиперрефлексия — еще один признак гиперактивности спинного мозга. Рефлекторная функция сухожилий очень усилена, проявляется при малейшем незначительном раздражении: область работы рефлекса становится обширней: рефлекс вызывается и с привычной зоны, и с прилегающих зон. Сухожильные и кожные рефлексы, напротив, ослабевают либо исчезают вовсе.

Сопутствующие движения (их еще называют синкинезии) могут проявляться в пораженных руках и ногах непроизвольно, например, когда сокращаются здоровые мышцы. Это явление объясняется склонностью к распространению импульсов в спинном мозге на соседние сегменты, которые в норме ограничиваются работой коры головного мозга. При спастическом параличе импульсы распространяются с большей силой, что приводит к возникновению «добавочных», непроизвольных сокращений в пораженной мускулатуре.

Патологические рефлексы – это ключевые и перманентные симптомы спастического церебрального паралича. Особо следует отметить рефлексы стопы при спастическом параличе ног: часто проявляются симптомы Бабинского, Россолимо и Бехтерева. Другие патологические рефлексы на стопе проявляются реже. Такие явления на парализованных руках выражаются не столь ярко и поэтому данные о них отсутствуют. Если говорить о патологических рефлексах на лицевых мышцах, они говорят о двухстороннем поражении в коре, в стволе мозга или в подкорковом отделе.

При дифференциальной диагностике спастического паралича учитывают симптомы и результаты анализов и исследований.

На консультации невролог осматривает больного: обращает внимание на положение тела, двигательные функции, напряженность мышц, проверяет рефлексы.

Чтобы исключить другие состояния, которые имеют такие же симптомы – новообразование в мозге или дистрофию мышц – проводятся исследования с использованием инструментальной и лабораторной диагностики:

  • Анализы крови;
  • Рентген черепа;
  • Компьютерная томография головы и позвоночника;
  • Магнитно-резонансная томография головного мозга и позвоночника;
  • Нейроносонография.

[34], [35], [36], [37], [38], [39], [40]

Миорелаксанты устраняют гипертонус мускулатуры. В зависимости от механизма действия выделяют релаксанты центрального и периферического действия. Практика показывает, что использование миорелаксантов часто приводит к возникновению нежелательных последствий и осложнений. К миорелаксантам, которые воздействуют на центральную нервную систему и часто применяются для устранения симптомов спастического паралича, относят баклофен, сирдалуд, диазепам.

Баклофен — аналогичен гамма-аминомасляной кислоте, которая задействуется в пресинаптическом торможении сигналов. Препарат подавляет синаптические рефлексы и функцию гамма-эфферентов. Лекарство с легкостью преодолевает гематоэнцефалический барьер. Наилучший эффект дает при спинальных формах спастичности: препарат не только устраняет гипертонус и спазмы двигательных мышц, но и благотворно воздействует на работу органов таза. Если у пациента поражен головной мозг, баклофен может сказаться на способности концентрироваться и запоминать. Взрослым прописывают препарат по 10-15 мг в сутки, дозировка распределяется на 2-3 приема. Затем дозировку постепенно увеличивают на 5-15 мг до тех пор, пока не будет достигнут желаемый эффект. Обычно дозировка варьируется в рамках от 30 до 60 мг в день. Возможные побочные эффекты от приема баклофена – упадок сил, пониженное давление, атаксия – исчезают при снижении дозировки. Дозировку препарата нужно снижать постепенно: резкая отмена может вызвать судороги и галлюцинации. Исследования о безопасности использования баклофена для лечения детского паралича пока отсутствуют, поэтому детям его назначают с крайней осторожностью.

Сирдалуд (тизанидин) выборочно воздействует на полисинаптические пути спинного мозга. Он снижает выработку аминокислот, которые имеют возбуждающее действие, благодаря чему снижается частота возбуждающих сигналов к нейронам спинного мозга. По эффективности снижения гипертонуса сирдалуд схож с баклофеном, однако у него гораздо лучше переносимость и он дает результаты, и при центральном спастическом параличе, и при спинальном. Взрослым назначают в дозировке до 2 мг в сутки (распределенные на 2-3 приема) с дальнейшим увеличением суточной дозировки до 12-14 мг (распределенные на 3-4 приема). При лечении сирдалудом могут проявляться побочные эффекты: незначительное понижение давления, упадок сил, расстройства сна.

Диазепам (или валиум) смягчает воздействие гамма-аминомасляной кислоты, что вызывает пресинаптическое торможение сигналов и подавление спинальных рефлексов. Главная причина того, почему диазепам не используется широко — его заметное седативное действие и негативное влияние на когнитивные функции. Его прием начинают с дозировки 2 мг в сутки и постепенно увеличивают ее до 60 мг в сутки, распределяя на 3-4 приема.

К миорелаксантам, которые дают результаты при спастичности спинального генеза, относится дантролен. Препарат воздействует на актинмиозиновый комплекс, отвечающий за сокращение мышцы. Поскольку из-за действия дантролена из саркоплазматического ретикулума кальция высвобождается меньше, это уменьшает контрактильность мышечных тканей. Дантролен никак не вмешивается в спинальные механизмы, регулирующие напряжение мышц. Он сильнее воздействует на волокна мускулатуры, в большей мере уменьшая проявления фазических рефлексов и в какой-то степени — тонических.

Наилучший результат дает при лечении спастичности церебрального генеза (паралич после перенесенного инсульта, ДЦП) и незначительно сказывается на когнитивных функциях. Прием препарата начинают с небольшой дозировки — 25-50 мг в день, после ее увеличивают до 100-125 мг. Последствия и осложнения, которые связаны с приемом дантролена: упадок сил, головокружения и тошнота, нарушение работы органов пищеварения. В 1 из 100 случаев у пациентов отмечают признаки поражения печени, поэтому дантролен нельзя принимать при хронических болезнях печени. Препарат также противопоказан при нарушении деятельности сердца.

Выбор препарата для лечения спастического паралича обусловлен происхождением заболевания, степенью мышечного гипертонуса и особенностями механизма работы каждого лекарства.

Кроме описанных препаратов, также показан прием препаратов общеукрепляющего действия: витамины группы В, метаболические препараты и препараты, активизирующие кровообращение.

Из физиотерапевтических методов популярны локальное наложение холода либо, напротив, тепла, а также электрическая стимуляция периферических нервов.
Локальное наложение холода помогает уменьшить гипертрофированные рефлексы сухожилий, увеличить амплитуду подвижности сустава, улучшить работу мышц-антагонистов. Холодный компресс гипертонус снижает ненадолго, скорее всего, вследствие временного снижения восприимчивости рецепторов кожи и замедленной нервной проводимости. Схожий результат дает использование локальных анестетиков. Чтобы достигнуть наилучшего эффекта, ледяные аппликации прикладывают на 20 минут или дольше. Курс лечения — 15-20 процедур.

Локальное наложение тепла тоже направлено на снижение гипертонуса мышц. Для этого используют аппликации из парафина либо озокерита, которые накладываются в форме широких полосок, перчаток, носков. В это время больному необходимо занять такое положение, чтобы пораженная мышца как можно сильнее растянулась. Температура озокерита или парафина должна быть в пределах 48-50 градусов, продолжительность аппликаций 15-20 минут. Курс терапии составляет 15-20 аппликаций. При выполнении теплых аппликаций у больных, склонных к повышенному артериальному давлению, за давлением следует наблюдать.

Электростимуляцию впервые применили для лечения спастичности уже давно — около 150 лет назад. В наши дни для снятия гипертонуса мускулатуры используют поверхностное, подкожное, эпидуральное наложение электродов, и даже имплантацию. К электростимуляции периферических нервов обычно прибегают при спастическом параличе ног в положении стоя, при ходьбе и физических нагрузках. Эффективна поверхностная электростимуляция при лечении больных, которых поразил паралич в результате перенесенного инсульта.

Механизм работы электрической стимуляции объясняется нейротрансмиттерным модулированием на уровне определенных участков. Тонус снижается ненадолго – буквально, на несколько часов. Параметры электростимуляции выбираются с учетом причин, места поражения и стадии паралича. При спастичности рекомендована электрогимнастика мышц-антагонистов: воздействие на спастичные мышцы может привести к еще более сильному тонусу. Обычно электростимуляцию выполняют при помощи высокочастотных токов: токи низких частот сильно раздражают кожу и могут быть болезненными, что тоже усиливает гипертонус.

Специальный массаж при спастических параличах призван насколько возможно расслабить мышцы с гипертонусом. Поэтому массажные приемы сводятся к поглаживанию, потряхиванию, неинтенсивной и неторопливой разминке. Резкие приемы, причиняющие боль, напротив, приводят к усилению тонуса. Помимо классического массажа, обращаются к приемам точечного массажа. Тормозная методика этого вида массажа выполняется с поэтапным наращиванием давления пальцем на определенные точки. При достижении оптимального давления палец удерживается некоторое время, а затем давление постепенно снижается до полного прекращения. Работа с каждой точкой длится от 30 секунд до 90 секунд.

ЛФК при спастических параличах состоит из упражнений, которые призваны расслабить мышцы, подавить патологические синкинезии, и развить растяжимость пораженной мускулатуры. Умеренное растяжение мышцы помогает на некоторое время уменьшить гипертонус и обеспечить увеличение подвижности сустава. Механизм такого влияния данных упражнений до конца не изучен. Вероятно, упражнения влияют на механические характеристики мышечно-сухожильного аппарата и модулирование синаптической трансмиссии. Тонус снижается ненадолго, поэтому кинезотерапевт стремится к тому, чтобы по максимуму воспользоваться этим периодом для работы над теми движениями, которые ограничивала спастичность.

ЛФК при спастических параличах имеет свои особенности:

  • сеанс необходимо приостановить, если тонус мышц нарастает выше изначального уровня;
  • чтобы не возникали синкинезии, работа над сочетанными движениями, где задействуется больше одного сустава, осуществляется только когда достигнуты четкие движения в отдельном суставе (сначала он разрабатывается в одном направлении и плоскости, на следующем этапе — в разных);
  • выполнение правила «частичных» объемов – работа над мышцей на начальном этапе осуществляется в зоне небольших амплитуд, и только когда мышца достаточно окрепла, амплитуда наращивается до физиологической;
  • максимально ранний переход от «абстрактной» разработки мышц к наработке навыков, необходимых в быту;
  • при упражнениях отслеживается дыхание: оно должно быть равномерным, без затруднений, одышки.

Читайте также:  Хорошее лекарство от гипертонии без побочных эффектов

Если обучить больного упражнениям аутогенной тренировки и ввести эти элементы в сеанс лечебной физкультуры, будет достигнут лучший результат.

Гомеопатические препараты целесообразно использовать в восстановительном периоде. Они помогут восстановить функции проводимости нервных импульсов и работу тазовых органов. Препараты подбираются гомеопатом с учетом состояния больного, степени поражения и сопутствующих заболеваний.

Чаще всего используются такие препараты:

  • Лахезис активизирует циркуляцию крови в головном мозге. Препарат наиболее результативен при инсультах с левосторонними проявлениями.
  • Ботропс также активизирует мозговое кровообращение, борется с тромбами, эффективен при правосторонних параличах.
  • Латирус сативус показан при спастической походке, когда во время ходьбы колени бьются друг о друга и не получается принять позу со скрещенными либо, напротив, вытянутыми ногами в положении сидя.
  • Нукс вомика улучшает проводимость импульсов головного мозга, показывает заметные результаты при спастическом параличе ног. Благотворно влияет на работу тазовых органов.

Если другие методы лечения оказались неэффективными, рассматривается возможность расширить двигательные функции больного с помощью операции. При принятии решения о хирургическом вмешательстве принимается во внимание много факторов:

  • Насколько давно поражена нервная система. К оперативному лечению прибегают только если исчерпались все методы восстановления двигательных функций (не раньше, чем спустя полгода после инсульта и года-двух после травмы мозга).
  • Характер спастичности бывает двух видов — динамический либо статический. При динамической спастичности возрастает тонус во время движений (к примеру, скрещивание ног во время ходьбы при ДЦП). Статический характер спастического паралича появляется вследствие продолжительного повышения тонуса мышц, вызывающий образование контрактур, которые одинаково выражены и в состоянии покоя, и в движении. Иногда чтобы определить характер спастичности, приходится использовать блокады нервных стволов с помощью анестетиков.
  • Чувствительность конечности, степень ее деформации. Операция на руке или ноге может не дать результатов, если у больного присутствуют явные нарушения способности к выполнению целенаправленных движений.
  • Повреждения опорно-двигательного аппарата (переломы, вывихи, артриты). Если не принять во внимание эти состояния, благоприятный прогноз хирургического вмешательства может не оправдаться.

Народная медицина имеет в арсенале свои средства для лечения спастичности:

  • Чайную ложку измельченных корней пиона уклоняющегося заваривают стаканом кипятка. По истечении часа отвар готов. Его процеживают и пьют по 1 столовой ложке до 5 раз в день.
  • Лавровое масло. Для его приготовления 30 г листьев лавра заливают 200 г подсолнечного масла и дают настояться в тепле 55-60 дней. Затем масло процеживают и подогревают до кипения. Таким маслом каждый день обрабатываются пораженные участки.
  • Зеленый чай, если он правильно заварен, помогает восстановиться при параличах вследствие инсульта.
  • Отвар корней шиповника готовят для принятия ванн. Полный курс ванн составляет – 20-30 процедур.

Парализованные мышцы обрабатывают летучей мазью. Готовится она очень просто: смешивается спирта и подсолнечное масло в пропорции 1:2. Для приготовления мази можно воспользоваться и эфиром, однако следует не забывать, что он легко загорается.

[41], [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48], [49]

  • Травяной настой готовят из цветков ромашки (2 части), мелиссы (1 часть), шишек хмеля (1 часть), корня полыни (1 часть). Настой пьют по 100 мл трижды в сутки за полчаса до приема пищи.
  • Настой из цветков горной арники. Для этого 1 чайную ложку цветков заливают стаканом кипятка, и, дав завариться некоторое время, процеживают. Настой пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день. Арника понижает возбудимость, помогает снять боль и судороги.
  • Цветки белой акация используют для приготовления настойки на спирту. Ею растирают пораженные мышцы. Для приготовления настойки потребуется 4 столовые цветков и 200 мл водки. По истечении недели настойку процеживают и пьют по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Включать в комплекс лечения народные средства можно только с согласия лечащего врача. Принимать самостоятельные решения в таких вопросах не стоит: спастический паралич – серьезное заболевание, требующее комплексного подхода при лечении для возобновления двигательных функций. Если медики, родные и сам больной приложат все усилия, во многих случаях полное исцеление или частичное восстановление утраченных функций вполне возможно.

Главная мера профилактики спастического паралича – профилактика заболеваний, вызывающая такие последствия и осложнения. В первую очередь, это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы: паралич как последствие инсульта – самый частый случай.

[50], [51], [52], [53], [54], [55], [56], [57]

Паралич Белла — идиопатический внезапный односторонний периферический паралич лицевого нерва (VII пара).

источник

Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диагносцируется у детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича.

Эта форма дизартрии у детей возникает при двусторон­нем поражении пирамидных путей. Чаще всего она на­блюдается при двусторонней спастической диплегии цент­рального паралича. Основные характеристики нарушения движений сходны с теми, которые характеризуют псевдо-бульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и дифференцированных артикуляций, сохран­ность непроизвольных рефлекторных движений, затруд­нение формирования произвольной моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не бывает у детей изолированным. Нередко они сочетаются с очаго­выми поражениями коры больших полушарий мозга (ниж­няя треть передних центральных извилин лобной доли) и подкорковых ядер. Выделяют следующие варианты этой формы дизартрии:

§ Спастический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц;

§ Паретический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом отдельных групп мышц речевого аппарата;

§ Гиперкинетический вариант. Ведущий синдром обус­ловлен высоким тонусом мышц и наличием насильствен­ных движений главным образом в виде тремора.

При спастическом варианте псевдобулъбарной формы ди­зартрии отмечается высокий тонус мышц периферического речевого аппарата и расширенная зона безусловных рефлек­сов. В то же время ребенок не может произвольно открыть рот, осуществить произвольные движения языком и губами.

В речевом анамнезе гуление и первые этапы лепета иногда протекают своевременно, однако количество звуков ограни­чено, слабо проявляется механизм аутоэхолалии, эхопраксии и эхолалии. Лепет на более поздних этапах резко ограничен в своем звуковом оформлении. Звукопроизношение задержи­вается в своем развитии, нет спонтанных попыток к звукопод­ражанию. Замедленно развивающаяся речь звучит невнятно, монотонно, невыразительно. При обследовании обнаружива­ется, что небный и глоточный рефлексы усилены, характери­зуются более обширной, по сравнению с нормой, рефлектор­ной зоной. Прикосновение шпателем к язычку мягкого нёба может вызвать кашель, рвоту и даже спазм глотки, гортани и трахеи. Эти явления сочетаются с сохранностью рефлексов орального автоматизма (хоботковый, сосательный, ладонно-подбрродочный и др.).

Характерным является то, что попытка говорить или осу­ществлять какие-либо движения органов артикуляции вызы­вают резкое повышение тонуса. В процессе речи повышается тонус не только мышц речевого аппарата, но и рук и даже ног. При этом, чем моложе ребенок и чем выше тонус мышц, тем сопутствующие движения рук и ног выражены сильнее. Объем активных движений ограничен.

Отмечается поверхностность и аритмичность дыхания, его асинхронность с речью.

Нарушения функций мыщц языка приводят к формиро­ванию его патологической формы: спастический язык оття­нут назад — язык «комом», либо может быть узким в форме «жала» с приподнятым кончиком. Подвижность языка, как при произвольных, так и при пассивных движениях, ограни­чена, отмечается малая амплитуда боковых движений, с тру­дом удерживается положение языка по средней линии. Подъ­ем кончика языка вверх невозможен. Отмечаются множест­венные оральные синкинезии. Сохранены такие автоматиз­мы, как облизывание, звучный плач, звучный кашель. Так как произвольные движения развиваются с трудом, то дети спонтанно не обучаются сглатывать излишек слюны, слюно­течение бывает не только в процессе речи, но и в покое.

С возрастом такие дети с трудом обучаются жевать, от­кусывать. Вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата имеют высокий тонус и движения органов артику­ляции ограничены, речевой аппарат не готов к овладению звукопроизношением. У детей звуки гуления и лепета име­ют резко ограниченный репертуар, спонтанно не появляется способность к звукоподражанию.

Несмотря на нарушения голоса, дыхания, артикуляцион­ной базы, звукопроизношения, у детей с наличием фактора риска дизартрии нередко формируется мотивация к обще­нию, они начинают контактировать со взрослыми с помощью мимики и жестов, а затем овладевают речью. Наряду с разви­вающейся речью, накоплением словарного запаса у некото­рых детей в старшем дошкольном возрасте могут наблюдать­ся лепетные звуки и даже гуление в моменты эмоционального удовлетворения (ласки матери, новая интересная игрушка), что свидетельствует о длительной сохранности врожденных паллидарных и стриарных синергии и ослаблении регуляций со стороны кортикальных уровней.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи обычно касается одной группы звуков. Как правило, нарушаются все переднеязычные звуки (Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч, Д, Т), так как их артикуляция связана с необходимостью сложных и высоко-координированных движений языка. Эти звуки нередко за­меняются щелевыми. Спастичность голосовых складок ве­дет к озвончению глухих согласных звуков. Напряженность мышц мягкого неба и малая его подвижность способствуют носовому оотенку у гласных. Особенно заднего ряда (У, О), твердых сонорных (Р, Л), твердых шумных (Ш, Ж, 3) и аф­фрикаты (Ц).

Как правило, темп речи у таких детей замедлен, голос скрипучий, сиплый, нередко с назализованным оттенком.

У детей выделяют три степени нарушения речи при спас­тической форме дизартрии. При легкой степени устная речь достаточно внятная, нечетко произносятся лишь отдельные звуки. Спастичность артикуляторных мышц выражена не­резко, но достаточно четко выявляется при всех функцио­нальных пробах.

При средней степени нарушения речи большая часть зву­ков искажена.

При тяжелой степени нарушения речь невнятная, про­изношение большинства групп звуков нарушено, в процессе речи наблюдаются множественные синкинезии в мышцах лица и конечностей. Речь часто прерывается длительными паузами.

При отсутствии лечебных мероприятий с возрастом нарас­тает тугоподвижность мышц, движения начинают носить ри­гидный характер, в тяжелых случаях — анартрия.

Диагноз: правосторонний спастический гемипарез, дизартрия.

Анамнез: матери 28 лет. Беременность первая. Токсикоз, уг­роза выкидыша на протяжении первых трех месяцев беременнос­ти. Роды в срок. Закричал сразу. Голос тихий. Кормить принесли иа вторые сутки. Сосал с трудом, быстро уставал. Рано переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 2-х месяцев. Сидит с 8 месяцев. Ходит с 1 года 3 месяцев. Лепет и гуление родители не заметили. Первые слова к 2 годам 6 месяцам. Фразовая речь к 4 годам.

Звукопроизношение: нарушено произношение всех переднеязыч­ных звуков. ,

Лицо амимичное. Рот полуоткрыт. Слюнотечение легкое. Пра-ная носогубная складка сглажена. Надуть щеки с первой попытки не может, с третьей надувает. Слева надувает щеку в неполном объеме. Имеются синкинезии: закрывание глаз, кивательные движения го­ловы, нахмуривание бровей заменяет подниманием, крепко зажму­рить глаза не может.

В артикуляционных пробах может высунуть язык неполностью. Язык слегка при этом отклоняется вправо. При этом усиливается слюнотечение. Боковые движения выполняет с трудом с участием нижней челюсти. Вправо не может осуществить боковое движение. При поднимании вверх язык узкий, напряженный, удерживается нижней челюстью и нижней губой.

Словарный запас ограничен бытовой лексикой, грамматически речь структурирована на уровне трехсловной фразы.

Патетический вариант этой формы дизартрии у детей может быть определен условно. Это наиболее часто встреча­ющийся вариант псевдобульбарной дизартрии и по сущест­ву представляет собой смешанную форму. При этом вариан­те дизартрии, как правило,’ ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры. Его клиническая картина обусловлена поражением пирамидного пути в буль-барной части (спастический парез), которое сочетается с на­рушением активности некоторых ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в варолиевом мосту (двигательные ветви V—VII пары), что вызывает вялый парез соответству­ющих мышц. С этим обычно связан смешаный спастико-па-ретический характер клинических проявлений этого вари­анта дизартрии. При четком доминировании спастического напряжения мышц изолированно может отмечаться вялый паралич губ, нижней челюсти или мимических мышц языка.

Известно, что в ядре подъязычного нерва (XII пара) имеют­ся клеточные скопления, от которых идут волокна перифери­ческих нервов, иннервирующих разные группы мышц языка. Можно думать, что «точечные» поражения клеточных эле­ментов ядер черепно-мозговых нервов определяют «пеструю» картину нарушения мышечного тонуса языка. Наблюдения практиков-логопедов свидетельствуют о том, что нередко у детей тонус мышц языка характеризуется разной степенью напряженности в кончике, боковых отделах и корне языка. Наряду со спастикой может наблюдаться резкое снижение тонуса отдельных мышечных образований.

Смешанный характер нарушения иннервации речевых и мимических мышц (спастический и вялый паралич) обуслов­ливает особую клиническую феноменологию, при которой явления псевдобульбарной дизартрии сочетаются с перифе­рическим параличом. С одной стороны, часть мышц нахо­дится в повышенном тонусе, отмечаются расширенная зона безусловных рефлексов и оральные автоматизмы, ослаблены произвольные движения и сохранны непроизвольные. С дру­гой стороны, там, где имеется вялый паралич, снижен тонус мышц, отсутствуют рефлексы, тотально ослаблены как про­извольные, так и непроизвольные движения.

Звуковая сторона речи изменена сложно. При межзубных свистящих (что характерно для спастики) могут быть боко­вые варианты искажения шипящих звуков (что характерно для смешанной картины нарушений тонуса).

В зависимости от того, какие мышцы поражены вялым па­раличом, может быть провисание мягкого неба (иногда с од­ной стороны) и нарушение его подвижности, что ведет к наза­лизованное™ голоса. Недостаточность подъема спинки язы­ка вверх нарушает произношение звуков, требующих актив­ного подъема спинки языка вверх («л», «и», «ы», «у»). При вялом параличе мышц губ особенно страдают губно-губные звуки («п», «б», «м»), требующие достаточного мышечного напряжения. При вялых параличах мышц спинки языка ста­новится невозможным подъем спинки языка вверх, наруша­ется произношение гласных («и», «ы», «у»). Иногда четко выражено слюнотечение, гипомимия лица.

Читайте также:  Можно ли водить машину при гипертонии

В целом, как и при спастическом варианте псевдобульбар­ной дизартрии нарушено произношение звуков, которые тре­буют особенно точных дифференцированных движений язы­ка (переднеязычных).

Наличие спастико-паретической дизартрии не исключа­ет возможности выявления признаков других форм дизар­трии.

Неврологический диагноз: ДЦП. Спастическая диплегия.

Речевой диагноз: спастико-паретическая дизартрия. Недоразви­тие речи.

Анамнез: матери 42 года. Беременность первая с токсикозом. Роды на 8-м месяце беременности, стремительные. Родовых травм не отмечалось. Ребенок закричал после того, как сняли пуповину с гор­ла (обвитие пуповины). Ребенка покормить принесли на 2-й день. Со­сок взял, но сосал слабо, через две недели переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 3-х месяцев. Садится с 1 года 2 ме­сяцев. Ходит с 2,4 месяцев. Гуление в 3 месяца. Лепет с 9 месяцев. Первые слова в 2 года. Первые фразы в 3 года 8 месяцев.

Общее психическое развитие: ребенок достаточно общителен, двигательно расторможена. Познавательные интересы ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое, быстро истощается, работоспособ­ность значительно снижена. Состояние моторики: мышцы всего тела напряжены, голову держит в вертикальном положении уверенно. На­блюдается нарушение осанки. Сидит и ходит самостоятельно. Встает при помощи опоры. Активные движения в верхних конечностях раз­виты плохо. Ест самостоятельно, ложку держит в правой руке. Веду­щая рука правая. Нарушены координированные движения пальцев, мелкая моторика которых затруднена. Движения кисти в разных плоскостях затруднены.

Артикуляционная моторика: мышцы органов артикуляции спастичны, в мышцах левой стороны языка отмечается вялый парез. Вы­тягивание губ вперед медленное, напряженное. Отмечаются синкинезии в плечевом поясе. Язык из полости рта вытянуть не может, до­водит его лишь до нижней губы. При вытягивании язык отклоняется влево. Боковые движения осуществляются с трудом, ограничены в объеме. Поднять язык вверх вне полости рта не может. При попыт­ках сделать это сжимает узкий язык на нижней губе зубами. Щел­кать языком не может.

Звукопроизношение резко нарушено. Отсутствуют переднеязыч­ные, межзубное произношение свистящих и шипящих. Общается, главным образом, с помощью жестов и лепетных слов. Фразовая речь из двух-четырех слов, смысл которых достаточно понятен. Словар­ный запас резко ограничен бытовой тематикой.

Заключение психоневролога: задержка психического развития.

Гиперкинетический вариант этой формы дизартрии. Этот смешанный вариант дизартрии, также как и спастико-паретический, в практике встречается у детей часто. Наряду с пораже­нием пирамидных путей имеются еще и нарушения подкорко­вых ядер и их связей. Спастическое напряжение мышц сочета­ется с наличием тремора. У детей с этим вариантом псевдобульбарной формы дизартрии значительно более выражено наруше­ние просодической стороны речи, влияющее на ее внятность. При этом варианте резко нарушается автоматизация звуков речи, что связано с патологией кинестезических механизмов ощущения позы и сокращения мышц при выполнении рече­вых артикуляций. К спастическим явлениям присоединяются темпоритмические нарушения организации движений. Дискинезии гортани обусловливают оттенок сдавленности голоса. Не­редко при этой форме дизартрии наблюдается анартрия.

Спастико-паретическая форма дизартрии обусловле­на сложным патогенетическим механизмом, в основе которого лежит центральный спастический паралич с единичными проявлениями других параличей.

Спастико-паретическая форма дизартрии имеет три ва­рианта, при каждом из которых имеются поражения разных структур мозга:

Нарушение звукопроизносительнош стороны речи касаются, прежде всего, сложноартикулшруемых звуков, ко­торые конвергируют к щелевым.

Гласные и согласные звуки назализованы.

Голос не модулирован, часто сиплый.

Речь задержана в развитии, нередко отмечается фонетико-фонематическое недоразвитше речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8753 — | 7145 — или читать все.

85.95.189.26 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, резко утомляет больного.

Псё&кгбуаьбарнт» дт^рщт^ Характер поражения мозга. Обя­ зательно двусторонние’ поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Пирамид­ ные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышеч­ ных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и ниж­ нечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их зна­ чительное преобладание справа и слева. Наиболее расстроены: 1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика языка.

Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наря­ ду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных зад­ него ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р у Л , Ш, Ж, Ч> Ц). Артикуляция гласных сдвинута назад.

Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смыч­ ные согласные и вибрант р заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскоще­ левые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и актив­ но старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особеннос­ тей артикуляции.

П одкорковая дизартр ия. Характер поражения мозга. РазличныеГпоражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Экстра­ пирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистониич Насильственные движенйя

(гйпёркинезы) в мышцах речевопГаппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (на­ пример, при хорее).

Клинические симптомы. Расстройства произношения чрезвы­ чайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напря­ женным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкос­ ти. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот.

Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем со­ гласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правиль­ но, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искажен­ ными и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает свои расстройства артику­ ляции.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Харак­

тер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентраль­ ных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычного левого полушария мозга.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апрак­ сия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщен­ ных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляци­ онных укладов.

Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков: призна­ ки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), призна­ ки твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непосто­ янны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неодноз­ начны (п-м, пб, пф, п-т и т.д.). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляци­ онный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенокдизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их ис­ править, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.

Кинестическая премоторная коровая дизартрия. Характер по­

ражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полу­ шария мозга.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью от­ дельных движений, распадом артикуляторных действий на со­ ставляющие их элементы; трудности переключений с одного элемента на другой, персеверации.

Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нару­ шен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превра­ щению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция со­ гласных напряжена, начальная и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых зву­ ков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превра-

щаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц-с, т> тс). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приво­ дит к усилению громкости голоса, избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.

Детская псевдобульбарная дизартрия,. Для детской практики

наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. Следует оговорить, что с неврологической точки зрения детс­ кая псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: на­ ряду с центральными спастическими параличами мышц рече­ вого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапи­ рамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной ди­ зартрии определяет и особенности ее клинических проявле­ ний.

Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детс­ кого церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.

Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Часто страдает и моторика верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскооб­ разным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причем у одних детей оказывается более постра­ давшей правая сторона тела, у других — левая. Родители отмеча­ ют, что ребенок не может себя обслужить — сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполно­ ценными: ребенок плохо пережевывает пищу, плохо ее глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющу­ юся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее силь­ но слюнотечение (саливация).

Специалисты, которые занимаются псевдобульбарной дизарт­ рией, отмечают, что при детском параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени: одни — больше, другие — меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гипер­ кинетическую, смешанную и стертую формы детского церебраль­ ного псевдобульбарного паралича. Чаще всего встречаются сме­ шанные формы, когда у ребенка имеются налицо все указанные

явления нарушения моторики — почти одинаково выраженные симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза.

Паретичность проявляется в виде вялости, уменьшения силы движения, его замедленности и истощаемости; любое артику­ ляционное движение производится медленно, часто не дово­ дится до конца: язык доходит только до зубов, он не удержива­ ется там длительно, и повторное движение производится с еще большим затруднением, а иногда и совсем не может быть по­ вторено.

Спастическое (напряженное) состояние всех артикуляцион­ ных органов также мешает движению.

Иногда на первом месте стоит не паретичность, а насиль­ ственные движения всего речевого аппарата, или даже всего тела, которые возникают при любой попытке движения губ, языка. Хотя акты жевания и глотания затруднены, но обращает на себя внимание то, что в процессе еды и других обиходных действий ребенок производит те движения, которые были для него почти невозможны при произвольном их выполнении. Например, ни по речевой инструкции, ни по показу он не мо­ жет оскалить зубы, а заставьте его улыбнуться, и оскал проис­ ходит; поднесите ко рту длинный узкий леденец — и губы, ко­ торые были почти неподвижны, вытягиваются для того, чтобы схватить леденец. В моторике детей, страдающих псевдобульбарным параличом, в их безусловнорефлекторной и предмет­ ной деятельности отмечаются большие возможности, чем в про­ извольных движениях, производимых по инструкции.

Речевое развитие уже с самых первых проявлений паралича происходит в ненормальных условиях. На основании многочис­ ленных данных установлено, что период лепета у такого ребенка отсутствует. Родители отмечают, что их ребенок с раннего дет­ ства был молчалив, но понимал речь окружающих, а собствен­ ная речь после появления первого слова мама не развивалась до 2—4 лет, а иногда даже до 5 лет. Дальше речь развивается и дос­ тигает своего нормального уровня в отношении полноты слова­ ря, структуры слова и фразы.

Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики ока­ зывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нере­ шительными, пассивными, выключенными из детского коллек­ тива и из школы, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично, не-

равномерно — ее звуковая сторона находится в явном несоот­ ветствии с другими сторонами речи

Стертые формы доской псевдобульбарной дизартрии встреча­

ются» значительно чаще, они легко^смешиваются с обычными формами дислалии, но дают себя знать особой трудностью их преодоления.)По данным логопеда Л.В.Мелеховой, из 340 детей с диагнозом^функциональная дислалия, включенных в логопе­ дические занятия, у 49,5% речь была полностью исправлена в течение 1—2 месяцев занятий при двухразовом посещении. У остальных 50,5% в этот же срок было достигнуто только частич­ ное улучшение. При продолжении занятий оказалось, что этой группе детей требовались значительно большие сроки занятий, но и при этом условии речь детей плохо исправлялась. «При первичном осмотре артикуляционного аппарата этих дисл ал и- ков наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит буг­ ром (горбится), постоянно оттягивается внутрь рта. Иногда на­ блюдаются западения правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. У иных наблюдается склонность к сужению языка, тогда при побуждении к действию он сразу становится узким, длинным и без нужды высовывается изо рта. Это состояние свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка в одной или обеих половинах его. Часто недоста­ точным бывает только кончик языка.

Читайте также:  Тренировки в тренажерном зале при гипертонии

Качество движений языка также весьма разнообразно. При отсутствии ограничения в движениях языка и губ можно обнару­ жить неточность и недостаточность силы движений. Вялость, приблизительность характерны для одних случаев, а в других неточность движений обусловливается гиперкинезами языка, постоянно подвижного, как бы не находящего нужного положе­ ния. Это видно при движениях языка вперед, вверх и в стороны. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утом­ ление: замедляется темп движений, быстро наступает потеря точ­ ности движения, иногда наблюдается легкое посинение языка, затрудняется сохранение заданного положения языка» 1 . Трудно­ сти в преодолении таких случаев дислалии говорят о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах арти­ куляции, препятствующих развитию правильного звукообразо­ вания.

Врачи М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская в работе «Детские церебральные параличи и пути их преодоления» выс-

1 М е л е х о в а Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при раз­ личных формах дислалии // Уч. записи МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1964. Вып. 219.

казывает мнение, что в основе нарушений артикуляции могут лежать очень легкие остаточные нарушения иннервации, выяв­ ляющиеся только при углубленном специальном исследовании движений языка, а в речи — неточность произношения. Логотерапевт Г Гутцман, говоря о подобных случаях, характеризует их следующим образом: общая характеристика всех расстройств — смытость, стертость артикуляции в различной степени. Движе­ ния языка поражены в каждом случае в большей или меньшей степени. Большей частью наблюдаются лишь слабость и затруд­ нения движений. Часто высовывание языка реализуется вполне нормально, но вверх, вниз, движения к нёбу или в сторону не­ выполнимы. После многократных движений, при легком утом­ лении движения: делаются неполными, медленными. Расстрой­ ства артикуляций определяются тем, какие мышечные группы наиболее поражены. В зависимости от того, преобладает ли рас­ стройство губ, языка или мускулатуры нёба, отличают различные нарушения.

Методика логопедической работы при дизартрии

Методика логопедической работы при дизартрии складывает­ ся из массажа, специальной логопедической гимнастики, выра­ ботки и автоматизации навыков артикуляции.

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартрйях необходимо умело при­ менять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спа­ стические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тони­ зации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для того, чтобы получить эффект расслабления, нужно со­ здать спокойную обстановку: цомещение должно быть теплым, больного ничто не должно отвлекать, он должен сидеть удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть, проводя дружес­ кую беседу. Массаж необходимо проводить теплыми, сухими ру­ ками, употребляя легкие поглаживания, необходимые для опре­ деленной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движе­ ния разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пора­ женной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообра­ щения. Приемами массажа удобно закончить все логопедичес­ кое занятие.

В процессе логопедической гимнастики преследуются различ­ ные цели: умение расслаблять все спастические мышцы, достиже­ ние полной амплитуды произвольных движений, удержание ак­ тивного речевого органа в определенном положении, развитие силы мышечных сокращений, затормаживание сопутствующих содру­ жественных движений (синкинезий), достижение скорости, точ­ ности движений, выполнение сложных комплексных движений и легкости переключения с одного движения на другое. В силу свое­ образия мышечного речевого аппарата (наличие в нем мышц, не поддающихся произвольной регуляции; малая анатомическая и функциональная дифференцированность мышц друг от друга, нередко крепление их к подвижным фасциальным перегородкам

и коже и пр.), а также малой доступности многих мышечных групп для прямого наблюдения и непосредственного воздействия прин­ ципы общей лечебной гимнастики не могут быть механически перенесены в логопедическую практику. Тем не менее и здесь применяются элементы лечения положением, т. е. фиксации дви­ гательного органа в определенном положении; пассивные, пас­ сивно-активные и активные движения. Как правило, комплексы упражнений должны быть индивидуальны с учетом характера ди­ зартрии, степени ее выраженности, возраста больного, его лично­ сти, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включаются дыхательные упражне­ ния, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов. Поэтому при любой форме дизартрии сле­ дует упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот

и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пени­ ем и те виды спорта, которые увеличивают емкость легких.

Выработка и автоматизация навыков артикуляции со взрос­ лыми часто оказываются излишними; они спонтанно нормали­ зуются, как только ликвидируются параличи и нарушения тону­ са. Артикуляция восстанавливается согласно тем навыкам, которые были приобретены и автоматизированы до развития дизартрии. При детских формах дизартрии, когда из-за двига­ тельных расстройств навыки артикуляции еще не сформирова­ ны, их выработка и автоматизация становятся центральным раз­ делом логопедической работы и при отдельных клинических формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные раз­ личным патогенезом этих дизартрии.

Бульбарная дизартрия. Цель логопедической работы при вя­ лых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тка-

ней, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимос­ ти мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются при­ емами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пас­ сивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных дви­ жений при попытке выполнения дизартриком активных движе­ ний паретичными мышцами. В разработке индивидуализирован­ ного комплекса упражнений необходимо учесть распределение вялых параличей. Логопед обращает внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются прежде всего мышцы губ и щек; язычных звуков — мышцы языка; голоса — мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости — мышцы глотки и мяг­ кого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыха­ тельная мускулатура.

Псевдобульбарная дизартрия. При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение реф­ лекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего мас­ сажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения. Во-вторых, логопед упражняет парализованные мыш­ цы, чему служит лечение положением, дифференцированный мас­ саж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с посте­ пенным увеличением амплитуды пассивные движения, пассивноактивные и активные движения. В тренировке активных движе­ ний всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергии: кашля, гло­ тания, чихания и т. д.

Подкорковая дизартрия. Методика логопедической работы может быть весьма разнообразной в соответствие с разнообрази­ ем клинических проявлений при подкорковой дизартрии. Обыч­ но используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего. Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперки­ незов. В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артику­ ляторных навыков произношения целых слов и (фраз. Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. В соот­

ветствии с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопе­ да заключается в формировании артикуляционных укладов, глав­ ным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный арти­ куляционный уклад данного согласного (например, п у т, си пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными про­ филями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больно­ го на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воз­ душной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зер­ калом, контролируя правильность своего произношения с помо­ щью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности. Данная последовательность логопедических приемов вполне приемлема в работе с детьми. У взрослых часто целесообразнее дифферен­ цировать артикуляционные уклады согласных в структуре слова.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия. При чистых

формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача заключается в том, чтобы научить больного сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы — артикуляторные дей­ ствия, соответствующие слову. Обращать внимание больного на качество произношения отдельных звуков вредно, так как это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых вни­ мание больного акцентируется на правильном, несколько под­ черкнутом воспроизведении ритмической структуры слова с вы­ делением ударного слога. Внимание больного также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Больному даются уп­ ражнения на произвольное расслабление своих мышц и реко­ мендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможно­ сти длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой струк­ турой (таких, как «встреча», «искусственный»), так как такие слова выявляют имеющиеся у больного трудности переключения с од­ ного артикуляционного уклада на другой и персеверации.

Детская псевдобульбарная дизартрия. Цель логопедической

работы при псевдобульбарной дизартрии может быть сформули­ рована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выравнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично постра­ давшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Задача логопедического воздействия заключается в следу­ ющем: а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой мото­ рики; б) преодолеть, затормозить неправильные речевые на­ выки; в) создать взамен их новые — правильные; г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

При псевдобульбарной дизартрии очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев: а) массаж; б) использова­ ние непроизвольных движений; в) пассивная гимнастика с по­ степенным переходом в пассивно-активную; г) активная гимна­ стика.

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лице­ вой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести уп­ ражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглажива­ ния, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими при­ емами будут легкое похлопывание и пощипывание. Более энер­ гичное проведение их может усиливать гиперкинезы и спастич­ ность. Массируют мышцы щек, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в зависимости от места поражения). Мягкое нёбо массируется спереди назад ладонной стороной чисто вымытого большого или указательного пальца. Длительность массажа не должна превышать 2—3 минуты. После массажа все движения делаются более свободными, что позволяет закреплять их и со­ здавать новые, более сложные.

Имеющиеся непроизвольные движения (например, оскал, получаемый при улыбке, вытягивание губ при сосании круглого леденца или даже чисто вымытого пальца, поднятие языка при пощелкивании) производятся перед зеркалом; при этом нужно привлечь внимание ребенка к наблюдению движения в зеркале как у себя, так и у логопеда; дать ему пощупать напряжение в соответствующем органе, например, гортани — при звучании голосовых связок, при зевании и т. п., послушать получаемый звук стона, покашливания. Движение многократно повторяется сначала сопряженно, затем отраженно и, наконец, самостоятельно по речевой инструкции логопеда.

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи меха-

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: