Состояние утомления и психики

Рассмотренные особенности личности характеризуют интериндивидуальные различия. Однако существуют еще интраиндиви- дуальные различия — психические состояния. Они представляют собой временные изменения в психике человека, происходящие под влиянием внешних или внутренних причин. Важность изучения психических состояний объясняется тем, что с их изменением изменяется эффективность поведения и деятельности человека. Иными словами, различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определяют готовность человека к выполнению деятельно- -сги, ее протекание и эффективность.

В психологии рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на поведение и успешность деятельности. Наиболее актуальными для успешности спортивной деятельности являются утомление, монотония и психическая напряженность.

Проблема утомления издавна привлекала к себе внимание, особенно со стороны психологов труда и спорта. Объясняется это ее особой практической значимостью: утомление является одним из самых важных факторов эффективности трудовой и спортивной деятельности. Во всей полноте проблема утомления должна рассматриваться по крайней мере в трех аспектах: 1) успешности деятельности; 2) физиологических механизмов; 3) механизмов психики.

В прикладном аспекте наиболее важным является изменение работоспособности человека в результате развития утомления. Поэтому в большинстве случаев утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее оптимальные способы функционирования. При утомлении поддержание минутного кровотока осуществляется за •оет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца; сила сокращения отдельных миофибрилл снижается и двигательные реакции выполняются большим, чем в начале работы, числом функциональных мышечных единиц и т. д. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций. Это приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов, затруднениям в формировании положительных и тормозных рефлексов. Как следствие замедляется темп работы, нарушается точность, рит-^] мичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление рассматривается кш особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Ле-»Т БИТОВ (1964) выделяет в состоянии утомления следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия: утомление субъективно переживается как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, I невозможности поддерживать работоспособность на прежнем уровне.

2. Расстройства внимания: происходит снижение объема вни-: мания, нарушаются процессы переключения и распределения, че-1 ловек становится вялым, малоактивным или, наоборот, легко] отвлекаемым, хаотично активным. Симптомы расстройства внима-1 ния свидетельствуют о нарушениях процессов сознательного) контроля над выполняемой деятельностью.

3. Расстройства сенсорных процессов: выраженное снижение чувствительности различных анализаторных систем, что проявля- ется в увеличении абсолютных и разностных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий,, возрастании яркости и длительности последовательных образов.

4. Нарушения двигательных функций: утомление обычно со-‘ провождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакций выбора. Однако иногда с ростом утомления’ наблюдается парадоксальное на первый взгляд ускорение двигательных реакций; оно сопровождается снижением точности движений, резким увеличением числа ошибок. В целом утомление приводит к разрушению сложных двигательных навыков, из них выпадают отдельные элементы движений, выполнение целостных двигательных актов подменяется некоординированной реализацией отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к за-3 труднениям извлечения информации из долговременной памяти, к ухудшению процессов воспроизведения; в’кратковременной памяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы удержания информации.

6. Нарушения мышления: существенно снижается эффективность процессов мышления в основном за счет стереотипности мышления, подмены поиска новых решений готовыми стандартными ответами. Иногда наблюдается другая форма расстройств мышления — потеря целенаправленности интеллектуальных актов, неупорядоченность, дезорганизация мышления..

7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития утомления происходит смена мотивов деятельности. Если в начале деятельности преобладает «деловая» мотивация, то в состоянии утомления преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. Необходимость продолжать работу и в состоянии утомления может привести к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и самоконтроль, исчезает настойчивость.

9. Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость как результат развития охранительного торможения. Потребность ьо сне может быть настолько высока, что человек часто засыпает Б любом положении, даже стоя иди на ходу.

Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. В нем не все перечисленные компоненты проявляются одновременно.

В развитии утомления Н. Д. Левитов выделяет три стадии.

Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т. п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности.

На второй стадии снижение работоспособности проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией и волевым усилием.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) —явление нежелательное.

Работоспособность при чрезмерном утомлении резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя не способным выполнять работу и переживает острое чувство упадка сил и беспомощности.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н. Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств. ,

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека.
· Утомление — временное нарушении ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки.

Известны три основные формы психических явлений: — психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); — психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.)

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н. Д. Левитова, можно выделить следующие

Наиболее актуальными являются состояния утомления, монотонии и психической напряженности как наиболее часто встречающиеся в жизни человека.

УТОМЛЕНИЕ. — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Различают умственное и психическое (душевное) переутомление.

источник

Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

В процессе выполнения любых видов работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде усталости.

Утомление – состояние, которое развивается под влиянием тяжелого или длительного трудового процесса и выражается в комплексе соответствующих сдвигов в организме, понижающих его работоспособность.

Утомление – это результат конфликта между внешними требованиями, которым должны удовлетворять результаты работы, и снизившимися возможностями человека. Этот конфликт отражается в сознании человека и переживается им в виде СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ.

Рост томления и усталости часто идёт со сдвигом:

– если работа интересна для человека, если она ему нужна, т. е. является значимой для человека, то, несмотря на утомление, усталость появляется позже. Здесь основную роль играет высокая мотивация труда;

– если работа неинтересна, если человек не заинтересован в получении хорошего результата, то даже небольшое утомление способно вызвать сильное состояние усталости.

Состояние усталости обусловлено не только физиологическими причинами, но и психологическими (интерес, мотивация).

Переживание состояния усталости – это сигнал для организма снизить физическую и интеллектуальную нагрузку.

Утомление является следствием различных нарушений в организме, отклонений от нормального функционирования нервной системы. Такие патологические сдвиги в организме могут накапливаться, и возникает состояние ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. Это очень опасное для работающего человека состояние, которое сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Основное отличие утомления от переутомления заключается в том, что утомление снимается после отдыха, а для устранения переутомления часто необходимо медицинское вмешательство.

Утомление от трудового процесса может быть физиологическим и психологическим.

Физиологическое утомление – возникает из-за воздействия на нервную систему продуктов разложения молочной кислоты, которая накапливается в мышечной ткани в результате мускульной деятельности. Чувство физического дискомфорта, которое возникает после непривычного или тяжёлого физического труда исчезает обычно очень быстро.

Психологическое утомление – состояние перегруженности нервной системы. Психологическое утомление обычно проявляется следующим образом:

· Происходит понижение восприимчивости к раздражителям, они воспринимаются с опозданием или вообще не воспринимаются;

· Снижается концентрация внимания, снижается, а затем вообще исчезает возможность сознательного регулирования внимания;

· уменьшается способность к запоминанию, труднее вспоминаются уже знакомые вещи;

· мышление становится замедленным, теряет свою гибкость и широту;

· в эмоциональной сфере появляется состояние депрессии или раздражительности и агрессивности;

· нарушается сенсомоторная функция нервной системы, т.е. нарушается координация движений.

Психологические исследования показали, что в течение рабочей сиены имеются периоды повышенной утомляемости. Например, в дневной смене – это 4 и 5 часы работы, в ночной смене – первые 2 часа работы.

При организации режима деятельности необходимо определить и регламентировать периоды работы и отдыха. Перерывы в работе эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают, вследствие большой продолжительности, состояния врабатываемости. Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых является более эффективным, чем пассивный, что было установлено еще в опытах И.М.Сеченова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9181 — | 7343 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

С психологической стороны наблюдается заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Монотония — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического.

Как правило, состояние монотонии вызывается действием ряда специфических факторов внешней производственной среды и объективными особенностями самой работы, а именно: однообразием выполняемых операций, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения и другими. Кроме того, переживание монотонии может усиливаться под влиянием таких дополнительных факторов, как полумрак в рабочем помещении, отсутствие цветового интерьера, изолированность работающих друг от друга, недостаточность физических движений, наличие ритмических звуков.

Различия м/д утомлением и монотонией.

1.важнейшей особенностью утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения

при монотонии психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются

2. перемена вида деятельности не приводит к полному восстановлению работоспособности и производительность труда оказывается ниже оптимального уровня

смена вида работы при монотонии сопровождается восстановлением оптимальной выработки

3. утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время

монотония возникает только при выполнении специфических видов деятельности

4.утомлению подвержен каждый человек

состояние монотонии в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди

1. В первой (начальной) фазе возникает апатия — характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к продолжению работы. Это состояние негативно влияет на трудовую деятельность и может в значительной степени парализовать ее.

2. Скука — представляет собою такое состояние, которое субъективно переживается в форме полной утраты интереса к выполняемой деятельности и в появлении ощущения нудности работы. В зарубежной психологии это состояние обозначается даже специальным понятием — tedium (нудность). Скука вызывает у работающего желание отвлечься, посмотреть по сторонам, поговорить с соседом по работе. Она заставляет человека концентрировать внимание на выполняемой работе усилием воли, а поскольку длительное время это делать невозможно, внимание и психическая активность работающего начинают волнообразно колебаться.

источник

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;

Читайте также:  Утомление в процессе внимания

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомления, в которой можно вычленить разные стадии. Н.Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Различают 4 степени переутомления — начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, меры борьбы с которыми должны соответствовать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомление хорошо компенсируется при чёткой регламентации времени труда и отдыха. Легкая степень эффективно снимается в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжёлая степень переутомления требует лечения в условиях клиники.

В зависимости от характера труда различают физическое и умственное утомление. Для каждого из этих видов утомления характерны первичная и вторичная формы. Первичное утомление развивается в начале работы и свидетельствует о недостаточном упрочении трудовых навыков. В процессе работы происходит преодоление первичного утомления, в результате чего работоспособность возрастает. Вторичное утомление, объективно отражающее снижение психофизиологических возможностей организма, развивается спустя 2,5 — 3 часа после начала работы. Для ликвидации вторичного утомления необходим отдых.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи высказываются за ее существование. Так, С.М. Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

от индивидуальных особенностей рабочего;

от обстоятельств протекания работы;

от качества выполняемой работы;

особенностей трудового режима и т. д.

Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н.Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

источник

Ночная психика

Состояние сонливости

(по Ф.Д. Горбову и В.И. Лебедеву)

Дремотное состояние у операторов иногда развивается постепенно и осознается, в таком случае оператор борется с ним усилием воли. Противостоять сонливости не всегда удается. Развитию торможения способствует неполный отдых накануне работы. В других случаях сонное состояние развивается стремительно, длится короткий промежуток времени (30-50 сек.) и не осознается. В условиях эксперимента это отслеживается по энцефалограмме. Причиной такого состояния отсутствия может быть не только сон в монотонных условиях, но и эпилептический припадок. Эпилептический припадок удается исключить по данным электроэнцефалограммы (отсутствует эпилептическая активность). Нарколепсия – симптомокомплекс, характеризующийся приступами сонливости, по электроэнцефалографической картине и внешним проявлениям, не отличающимся от сна в монотонных условиях. Ряд ученых высказали предположение, что нарколепсия заключается в необычно частом включении механизмов сна в неадекватных условиях, который носит непреодолимый характер.

А.А. Генкин, В.П. Данилин, Л.П. Латаш (1968): суть стабильного дефекта сна при нарколепсии в постоянном снижении уровня мозговой активности, характеризующего состояние бодрствования у больного человека по сравнению со здоровым. Больные нарколепсией часто испытывают приступы засыпания днем и частого пробуждения ночью.

Ночная психика – комплекс психических явлений, характерных для функционирования психики человека в ночное время. Состояние и восприятие мира, образ мышления в ночное время отличаются от дневных. Ночью усиливается чувство одиночества, человек остается один на один со своими мыслями, страхами. Ночное время часто воспринимается как неуютное. Наблюдаются ночные страхи у детей.

Сон в среднем занимает 1/3 жизни человека. Дремота — переходное состояние между сном и бодрствованием.

Сон –функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствованияспецифические качественные особенности деятельности ЦНС.

Сон человека цикличен. Длительность одного цикла 1,5-2 часа. За ночь наблюдается 3-5 циклов. Каждый цикл состоит из стадий быстрого и медленного сна. Первое проявление фазы быстрого сна происходит через час-полтора после засыпания вслед за фазой медленного сна. В среднем у человека в молодом и среднем возрасте фаза медленного сна составляет 75-80% (10%, 45-50%, 20% — последняя стадия). Эти данные отличаются для новорожденных и пожилых людей. Несмотря на общее снижение двигательной активности, во время сна отмечается наличие движений: передергивание мышц при засыпании, перемена позы в постели.

Период работы можно разделить на два этапа:

1. Системы достигают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа совершается при оптимальном уровне регулирования.

2. Наступает состояние утомления: функциональный потенциал человека снижается. Для обеспечения прежней эффективности деятельности необходимы большие волевые усилия.

Утомление – нормальная реакция на деятельность, закономерный процесс.

Содержание утомления определяется физиологическим, психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Утомление может быть правильно понято только в отношении целостного организма и его связи с внешней средой.

Утомление(А.А. Ухтомский) — упадок дееспособности после более или менее продолжительной работы.

Утомление часто понимают как вызванное работой временное снижение работоспособности вследствие снижения регуляторных процессов (Г. Леман, 1967). Однако имеется период, когда утомление уже наступило, а работоспособность еще не снижена (период компенсированного утомления). Лишь когда резервные возможности человека исчерпаны, эффективность деятельности начинает снижаться (период некомпенсированного утомления).

Понятие дееспособность – психологическое, оно определяет возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий; понятие работоспособность – биологическое, изучаемое физиологией; понятие трудоспособность – социальное, оцениваемое трудовой экспертизой по совокупности всех показателей (К.К. Платонов).

Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. В его основе лежат физиологические сдвиги. Понятия утомление и усталость до сих пор часто путают.

Усталость – психическое явление, переживание, вызываемое утомлением и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды (А.А. Ухтомский). Степень усталости и утомления могут не совпадать за счет положительного или отрицательного фона деятельности.

По мнению психологов, есть два типа усталости: психологическая (похожа на апатию) и физиологическая (следствие чрезмерной нагрузки). Иногда отождествляют усталость и скуку, апатию при выполнении работы. Однако как указывает Фетискин, субъективным переживаниям скуки и усталости соответствуют различные изменения нервных процессов в ЦНС. При скуке наблюдается усиление процесса торможения на эмоционально-мотивационном уровне регуляции, а возбуждение в двигательных центрах может даже увеличиваться. При усталости вследствие мышечной деятельности торможение в первую очередь усиливается в двигательных центрах.

Даже воображаемая работа может вызвать утомление. Тиссье (1919 г.): случай с участником научной экспедиции, которому ночью во время привала приснилось, что он продолжает путь, а, проснувшись, он почувствовал себя «разбитым». Второй случай касается спортсмена, которому приснилось состязание в беге на 60 км и который в течение 3 суток испытывал ощущение сильной усталости. Вывод: воображаемая работа при условии проприорецептивного контроля (в силу патологии или под влиянием сна) может вызвать сильное утомление, хотя работают корковые клетки (Ильин Е.П.).

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 563 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Каждый подвержен состоянию психологической усталости, так как ежедневно на жизненном пути человека встречается масса разных стрессов, переживаний и волнений. Если нам что-то не нравится при общении, мы пытаемся закончить разговор с человеком и сбежать подальше, чтобы быть в спокойствии и ни за что не переживать и не волноваться. Иногда, из-за разных предпочтений и взглядов на жизнь нашего собеседника, он может раздражать нас своей речью, действиями и понятиями.

У каждого человека есть свое личное мнение, которое отличается от других. Данное мнение формируется на основании всех принятых решений, на протяжении жизни. Живя и работая, понятие относительно правильности жизненного процесса, у человека может меняться. Важно понимать, что такое сознание иногда меняется в «правильную» сторону, а иногда – в «неправильную». Тем не менее, каждый из нас с каждым днем все больше отдаляется от природы и гармонии с ней.

Из-за отсутствия гармонии и стабильности в жизни, человеческая психика и здоровье подвергается стрессам и другим неприятным воздействиям. Если негативные ситуации, которые вызывают стресс или другие неприятные факторы, воздействуют на человека постоянно, это способствует развитию непрерывного чувства тревоги и паранойи. Доверие и понятие к другим людям уменьшается в разы, а также появляется недоверчивость и нервное (порой очень сильное) состояние. Важно заметить, что подобное состояние еще больше раздражает человека, и это негативно сказывается на его здоровье и психике. Человек начинает показывать исключительно негативные эмоции, которые не особо приятны окружающему обществу.

Именно из-за постоянного воздействия негативных и раздражающих факторов, у человека возникает психологическая усталость, которая может длиться довольно длительный срок, вследствие чего – человек вовсе может потерять смысл жизни. Примерно до начала XIX века, люди знали и верили в то, что необходимо вести правильный образ жизни, помогать окружающим, а также творить добро. К сожалению, в современном мире, понятие правильного образа жизни немного иное, а за милостью и добротой людей скрывается жажда выгоды или что-то другое.

Физическая усталость появляется у человека из-за длительных и тяжелых нагрузок на тело, суставы и мышцы. Как правило, из-за физической усталости, человек ходит сонный, хочет отдохнуть, чтобы снять напряжение, расслабиться и восстановить силы. Именно поэтому постепенно возникает психологическая или эмоциональная усталость. Чтобы подобная усталость прошла, совсем не достаточно лишь хорошо отдохнуть — поспать. Снять симптомы психологической усталости простыми действиями не получится.

Основные симптомы психологической усталости:

  • неприятное чувство «на душе»;
  • постоянная раздражительность, депрессия и апатия.

Все это отражается в негативных эмоциях человека, его реакцию на окружающую среду и общество. Даже полноценный и длительный отдых не сможет полностью избавить человека от такого вида усталости. Сначала у человека появляется чувство безразличия к целому миру и окружающим людям. Со временем, к любимым вещам и хобби пропадает интерес, или они вовсе вызывают раздражение. Человек хочет полностью оградить себя от окружающего общества. Зачастую замечаются приступы ярости и злости, которые человек срывает на родных и близких людях.

Если данное состояние будет сопутствовать человеку длительный срок, это может войти в привычку, и он перестанет осознавать, чего хочет и что с ним происходит, а все окружающее будет вызывать чувство раздражения.

Сразу можно сказать, что выйти из такого состояния непросто и для этого потребуется время. Прогулки в одиночестве, постельный режим и постоянные выходные дни не смогут исправить ситуацию. Это только её усугубит, поскольку человек будет чувствовать себя одиноким и брошенным. Чтобы бороться с данной проблемой, нужно осознать причины, которые вызвали подобные эмоции и стали причиной появления психологической усталости. Как только человек выявит причины, можно будет заняться специальной техникой восстановления нормального психологического состояния.

Как правило, состояние психологической усталости или психоэмоциональный стресс возникает из-за некоторых особенностей характера человека, его личностных предпочтений и взгляда на мир и людей. К примеру, у перфекционистов состояние психологической усталости может возникать из-за ряда допущенных ошибок в чем-либо или невозможности сделать что-то как они хотят. У гордых людей данное состояние может появиться из-за ошибочного суждения и мнения, относительно окружающего мира.

Для начала процесса восстановления нормального психологического состояния человека, следует определиться с причинами его возникновения. Возможно, это и вовсе не состояние психологической усталости, а эмоциональная усталость или психоэмоциональный стресс. Так или иначе, следует немедленно выходить из подобного состояния.

Основной источник появления раздраженного состояния – несогласие с мнением или действиями окружающих людей. Попытка доказать всем правильность личного мнения или суждения, вызывает бессмысленные споры и целую череду негативных эмоций. Иногда следует смириться с мнением ближнего, даже, если вы считаете его неправильным. Конечно, появится чувство раздраженности, но с ним нужно бороться и просто не показывать на людях. Забудьте об этом споре и не вспоминайте о нем вовсе. Если уж и хочется обсудить ту или иную тему, делать это следует спокойно, без лишних эмоций. В любом случае, после разговора с человеком, на душе не будет негативного осадка, а нервная система останется в порядке.

Когда человек очень добрый, ему бывает сложно отказать ближнему в помощи. Если вы уверены в собственных возможностях и силах, конечно, можно согласиться и помочь. Но, если вы в чем-либо сомневаетесь, например, что не успеете выполнить просьбу в срок или не столь качественно, тогда лучше отказаться. После отказа старайтесь не думать о данной ситуации и вовсе не вспоминать, поскольку, выполняя работу «из-под палки» вы быстро устанете, а её результат вовсе не будет виден.

Читайте также:  Причины утомления в организме физиология

На фоне всех негативных эмоций и плохого душевного состояния, следует стараться быть добрым и вежливым с окружающими – нести в себе массу позитивных и добрых эмоций. Даже капелька вашей доброты может вызвать позитивный заряд энергии, у окружающих людей. Совершайте больше добрых поступков, и это положительно отразится на вашем состоянии. Подобная ответная благодарность будет приятным вознаграждением.

Каждый из нас уникален, поэтому имеет собственные привычки, предпочтения и желания, которые позитивно влияют на общее психологическое состояние. К примеру, один может любить выпивать чашечку горячего крепкого кофе с самого утра, а другой, например, начинает свой день с употребления пищи.

Чтобы улучшить собственное психологическое состояние, следует превратить свои привычки в некий ритуал. Просто осознайте, что это не просто «чашечка кофе» или «кусок пиццы», а некое наслаждение, которое должно вызывать массу позитивных эмоций, которые положительно повлияют на психологическое состояние.

Каждый из нас мечтает ежедневно, причем несколько раз за день. При психологической усталости количество подобных мыслей падает в разы. Старайтесь больше воображать и фантазировать, поскольку это является некой «зарядкой» для воображения и мозга.

Когда человек мечтает, подавленное негативное состояние утихает. Задайтесь целью, а лучше несколькими. Запишите на листике бумаги все ваши цели и желания, независимо от того, насколько трудно их достигнуть. Чаще думайте о них, не прекращайте мечтать и фантазировать, а также идите к поставленным целям. Кто знает, возможно, они осуществятся в ближайшем будущем.

Радуйте себя своеобразными сюрпризами и приятными мелочами. К примеру, даже обычный прием ванны можно превратить в отличный отдых и времяпровождение. Старайтесь извлекать от жизни как можно больше позитивных и ярких эмоций, и рано или поздно, состояния психологической усталости и негативного подавленного настроения вовсе пропадет.

источник

Проблемы утомления давно привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Это объясняется их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производительности труда и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его полное содержание определяется не только физиологическим, но и психологическим, результативно- производственным, социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:

1. Со стороны субъективной — как психическое состояние;

2. Со стороны физиологических механизмов;

3. Со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

а. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в появлении состояния неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

б. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимания человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

в. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам (под влиянием утомления) подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

г. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

д. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить о том, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно сильно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности.

е. Ослабление воли. При утомлении ослабляются такие качества, как решительность, выдержка и самоконтроль, отсутствует настойчивость.

ж. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек часто засыпает в любом положении, даже сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы.

Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении описанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, можно говорить о динамике утомления, в которой можно выделить разные стадии.

На первой стадии утомления появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание — чувство усталости — не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной тому могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительности труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному «взрыву» переутомления, который часто имеет разрушительную (для работоспособности) силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек будет не в состоянии продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи говорят о ее существовании. Так С.М. Архангельский отмечает, что нарастание утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

1) от индивидуальных особенностей рабочего;

2) от обстоятельств протекания работы;

3) от качества выполняемой работы;

4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация (процесс или состояние стимулирования на деятельность, направленную на достижение определенных целей), волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

источник

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н.Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

  • — чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;
  • — расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);
  • — расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;
  • — нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);
  • — нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);
  • — нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);
  • — трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);
  • — ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);
  • — сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

  • — повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;
  • — периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;
  • — использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;
  • — разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

источник

Функциональные состояния, определяющие трудовую деятельность, бывают допустимые и недопустимые. Отнесение функционального состояния к определенному классу необходимо рассматривать в каждом отдельном случае. Это зависит от вида профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к ней. Например, точность операторской работы, где практически не дастся право на ошибку и ее цена может быть очень велика, уже средний уровень утомления может считаться недопустимым. Однако в других случаях утомление может приводить к снижению эффективности деятельности и являться следствием истощения психофизических ресурсов, но не будет считаться недопустимым.

Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению. Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний.

Утомление — это «функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также в снижении эффективности и качества груда».

В зависимости от того, какого вида факторы вызвали утомление, оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; по степени распространения — общим и локальным, в зависимости от локализации — мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим).

По формам утомление подразделяется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. Дружинин отмечает, что структура утомления включает в себя три группы показателей (табл. 16.2):

  • 1) причины возникновения;
  • 2) симптомы проявления;
  • 3) способы и продолжительность восстановления работоспособности.

Таблица 16.2. Классификация утомления

Переутомление

Компенсируемое

Хроническое

Причины возникновения (рабочая нагрузка)

Кратковременная, умеренной интенсивности

Многократная (длительная), интенсивная

Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности

1) профессиональные (эффективность и качество работы)

Без существенных нарушений

Существенные нарушения, ошибки, отказы

2) функциональные: — субъективные

Чувство усталости в конце работы

Чувство усталости после нагрузки

Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе

Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности

Незначительные вегетативные реакции

Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки

Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей

Мероприятия но восстановлению

Состояние утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на более экономные, малозатратные способы функционирования систем. Основное внимание направлено на поддержание минутного объема кровотока за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств, увеличение абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Часто при утомлении уменьшается скорость реагирования — увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора.

Однако в ряде случаев может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженным признаком утомления является нарушение внимания — сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, т.е. ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти.

Наблюдается снижение кратковременной памяти, происходящее из-за ухудшения удержания информации в системе кратковременного хранения. Снижается эффективность мыслительного процесса, поскольку на первый план выходят стереотипные способы решения задач, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

При анализе процесса трудовой деятельности выделяют четыре стадии работоспособности: 1) стадия врабатывания; 2) стадия оптимальной работоспособности; 3) стадия утомления; 4) стадия «конечного порыва».

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и для активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление утомления.

Читайте также:  Работа и сила мышц причины утомления мышц

В. И. Дружини отмечает, что первыми симптомами хронического утомления являются разнообразные субъективные ощущения — чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего стадий врабатывания и оптимальной работоспособности. Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность».

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, по в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление (рис. 16.2).

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т.д.). эмоциональный стресс, чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой.

Рис. 16.2. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления:

I — эффективность (результативность) работы; II рабочая активность; III — отношение к работе; IV — состояние психофизических функций; V — общее самочувствие и настроение;——фаза «конечного прорыва»

источник

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления.

В течение рабочего дня работоспособность может изменяться несколько раз в сторону снижения или увеличения. Параллельно с показателями работоспособности во многих случаях изменяются и показатели производительности труда. На протяжении рабочей смены отмечаются период врабатывания (продолжительностью около 0,5 – 1,0 ч) и период высокой работоспособности (продолжительностью около 1 – 2 ч). В конце рабочего дня, а также перед обеденным перерывом отмечается снижение работоспособности и производительности труда, которое объясняется развитием утомления. В целом на протяжении рабочей смены последовательно развиваются три характерных процесса:

  1. врабатывание, или вхождение в работу;
  2. поддержание высокого уровня работоспособности;
  3. утомление.

Нередко этот цикл работоспособности развивается дважды на протяжении рабочего дня: в первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) его половине.

В психофизиологическом механизме врабатываемости и утомления на первый план выступают особенности противоположного характера. Так, если во время врабатывания происходит формирование и уточнение рабочих динамических стереотипов и соответствующие изменения в протекании основных функций различных систем, то в период утомления наблюдается разрушение динамических стереотипов и изменение протекания элементарных физиологических функций. Если во время врабатывания происходит повышение уровня производительности труда, то во время утомления – ее уменьшение.

Наиболее часто утомление понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Различают физическое и умственное утомление, острое и хроническое; рассматривают также специфические виды утомления – мышечное, сенсорное, умственное и т.д.

В приведенном выше определении главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.). В то же время одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов организма не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, дискоординации в работе регуляторных образований, затруднениях выработки и торможения условных рефлексов, вследствие чего и замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях вместе с ростом ее инерционности. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования, т.е. увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то затем преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми каждому как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или к ее прекращению.

Таким образом, на психологическом уровне утомление можно охарактеризовать как когнитивно-эмоционально-личностностный синдром. В его развитии выделяют несколько стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятельности.

Традиционным способом выделения стадий работоспособности является анализ зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Динамика работоспособности при таком подходе характеризуется только на основании внешних показателей результативности труда: ухудшение результатов работы свидетельствует о снижении работоспособности, улучшение – о повышении работоспособности. Использование критерия эффективности работы для определения динамики работоспособности характерно для объектной парадигмы в исследованиях психологии труда, в противовес которой субъектный подход учитывает и внутренние субъективные факторы, влияющие на динамику работоспособности. Однако при всем разнообразии подходов к описанию динамики работоспособности можно выделить общие, наиболее типичные стадии, такие как стадия врабатывания, стадия оптимальной работоспособности и утомление. Их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьироваться вплоть до полного выпадения некоторых из них. Например, при наличии у субъекта развернутой структуры положительных мотивов профессиональной деятельности период врабатывания очень короткий, период оптимальной работоспособности длителен, а стадия утомления может отсутствовать вовсе.

Появление симптомов утомления свидетельствует о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени, который с необходимостью должен включать элементы как пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувство постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д., объективные признаки на начальных стадиях его развития выражены мало. Однако поскольку задача диагностики хронического утомления особенно важна на ранних этапах, следует искать надежные индикаторы его возникновения. Наряду с анализом субъективной симптоматики информативным оказывается анализ соотношений в продолжительности отдельных стадий работоспособности, главным образом стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Утомительность различных видов труда определяется следующими факторами: затратой физических усилий; напряжением внимания; темпом работы; рабочим положением; монотонностью труда; температурой и влажностью внешней среды; запыленностью и загрязненностью воздуха; шумом; вибрацией, вращением и толчками; освещением. Каждый фактор и его градации имеют условные измерители (баллы), которые могут быть выражены в процентах времени, необходимого для отдыха при работе под действием данного фактора. При оценке суммарного воздействия на организм нескольких факторов соответствующие им баллы и проценты могут складываться арифметически или геометрически (путем сложения квадратов и извлечения из суммы квадратного корня).

За основу классификации работ по степени тяжести физического труда или по напряженности умственного труда в настоящее время принимают градацию степени утомления по виду кривой работоспособности. Виды труда, характеризующиеся такой конфигурацией кривой работоспособности, когда быстро протекает врабатывание, устойчивая работоспособность продолжительна и наблюдается короткое снижение работоспособности в последние час-полчаса работы, относятся к I степени утомления и к I категории тяжести и напряженности. Нарушение силовых отношений в нервной деятельности, утрата плавности динамики работоспособности в период врабатывания, раннее наступление утомления, уменьшение производительности труда характеризуют II степень утомления и соответствуют II категории тяжести и напряженности труда. К III степени утомления и, соответственно, к III категории тяжести и напряженности труда предлагается относить трудовые действия, характеризующиеся значительным нарушением координационной функции центральной нервной системы в связи с накоплением следов утомления. Это состояние приобретает застойный характер и переходит в переутомление, когда могут нарушиться привычные рабочие движения (разрушается рабочий динамический стереотип). При этом резко изменяется кривая работоспособности, периодичность и соотношение ее отрезков утрачиваются, не наблюдается устойчивого состояния работоспособности, падает производительность труда, растет количество ошибок.

Причина утомления коренится в изменениях функционального состояния нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяющихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату – уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при дальнейших воздействиях к парабиозу.

Было бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности нервной системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда наступает несколько позже, в течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными показателями, несмотря на то что физиологические показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности за порученную работу).

Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в производственных условиях снижение работоспособности в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического стереотипа. В общем случае указанные обратимые функциональные нарушения вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет свои особенности в зависимости от характера выполняемых рабочих действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов в нервной системе, приводящие к утомлению, различны и зависят от условий труда.

Если развитие утомления следует считать естественной реакцией организма, имеющей приспособительный характер и выполняющей целый ряд полезных функций, то его чрезмерное развитие в любой форме – явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач должны ставиться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально продлить время оптимальной работоспособности и отодвинуть появление первых признаков утомления, хотя само состояние утомления вполне допустимо в последние часы работы. С другой стороны, для предотвращения эффектов накопления утомления желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

В каждом конкретном виде труда необходимо применять такие оздоровительные меры, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому виду труда физиологическому механизму утомления. Наиболее эффективные средства предупреждения утомления при работе на производстве – это средства, нормализующие активную трудовую деятельность человека. Уменьшение плотности рабочего времени, наличие вынужденных перерывов на протяжении рабочего дня не только не отдаляют наступление и развитие утомления, но могут и ускорить, и углубить его. Исключение случайно возникающих перебоев в работе, простоев и штурмовщины, ритмизация трудовых процессов являются важными условиями поддержания высокого уровня работоспособности. На фоне нормального протекания производственных процессов одним из важных физиологических мероприятий, противостоящих утомлению, является правильный режим труда и отдыха. В сменном режиме труда и отдыха должно быть предусмотрено физиологически и психологически обоснованное чередование периодов работы и перерывов для отдыха и приема пищи.

Перерывы различаются по своему значению и продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается обеденный перерыв, продолжительность которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что должно компенсироваться другими мерами облегчения и оздоровления труда). В первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости от особенностей данного вида труда – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: