Проект на тему утомление

Основу любой жизнеспособности каждого организма составляет двигательная деятельность. Издавна существовал тезис: нормально функционирует тот орган, который тренируется, т.е. двигается. Основой здорового образа жизни является движение. В процессах движения участвуют многие системы и структуры организма.

После ряда определенных движений, любой организм устает и ему необходимо восстановиться. Что же принято называть утомлением, а что восстановлением?

«Физиология физического воспитания и спорта»

«Утомление и восстановление»

Кузнецова Людмила Васильевна

1.Понятие восстановления …………………………………… с.4

2.Основные периоды восстановления …………………………с.5-6

Задумывались ли вы, что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. А что же принято называть спортом. Точного и полного определения нет. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования , а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки . В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека. Так же спорт можно определить и как главную составную часть физкультуры.

Основу любой жизнеспособности каждого организма составляет двигательная деятельность. Издавна существовал тезис: нормально функционирует тот орган, который тренируется, т.е. двигается. Основой здорового образа жизни является движение. В процессах движения участвуют многие системы и структуры организма.

После ряда определенных движений, любой организм устает и ему необходимо восстановиться. Что же принято называть утомлением, а что восстановлением? Пробуя отвечать на данные вопросы, я изучил литературу по данному направлению, определил цель своей работы.

Целью работы над рефератом является получение знаний об утомлении, о восстановлении, как о физиологических характеристиках, так же закономерностях развития утомления и восстановления организма любого спортсмена.

Часто мы задаемся вопросом, как восстановить организм после ряда тяжелых физических нагрузок. Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться с самим понятием восстановления.

Восстановление — это совокупность происходящих в организме после работы физиологических, биохимических и структурных изменений. Сразу после окончания физических нагрузок в организме спортсмена сохраняются функциональные изменения, присущие периоду спортивной деятельности и лишь затем начинают осуществляться основные восстановительные процессы, которые носят неоднородный характер.

Восстановительные процессы — важнейшее звено работоспособности спортсмена.

Попробуем разобраться в основных восстановительных процессах, в периодах восстановления и реабилитации организма после тяжелых физических нагрузок.

Отдых и восстановление — необходимая и важная составляющая любого тренировочного процесса, будь то бег, велоспорт, бодибилдинг или шахматы. Все процессы восстановления в организме после тяжелых физических нагрузок принято делить на три отдельных периода.

Первый период в спортивной деятельности – это те восстановительные реакции, которые осуществляются уже в процессе самой мышечной работы Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант в процессе выполнения мышечной нагрузки.

Ко второму периоду восстановления относят : окончания работы легкой и средней степени тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант.

К третьему периоду восстановления отмечается после длительной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, многокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов и даже суток.

После длительн6ого занятия спортом, физической культурой, бегом, велопрогулкой, конечно же, необходимо восстановить утраченные силы. Как? Каким способом это сделать? Попробуем разобраться в основных и действенных восстановительных мероприятиях.

В основе восстановительных процессов лежит динамика спортивной работоспособности. Все мероприятия, направленные на ускорение восстановительных процессов, делят на: педагогические, психологические, медицинские и физиологические.

К основным восстановительным мероприятиям принято относить:

От процесса восстановления следует отличать мероприятия, направленные на прекращение утомления организма. Что принято считать утомлением в спорте? Попробуем разобраться с данным определением.

Под утомлением принято понимать функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения — усталости.

В медицине принято выделять два основных вида утомления:

В настоящее время основной причиной утомления является монотонная и совершенно неинтересная работа, неправильная организация отдыха и труда, а также недосыпания или же, наоборот, избыток сна. Утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико-биологической оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка, падающая на афферентные системы во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

От утомления следует отличать переутомление. Что принято считать переутомлением организма? В медицине дается следующее определение переутомления: патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца и других частях тела. Для ликвидации этих симптомов дополнительного отдыха недостаточно, и требуется специальное лечение.

Основными признаками переутомления принято считать:

-расстройства внимания и памяти,

-атипичные реакции на функциональные пробы.

Главным критерием переутомления является резкое снижение спортивных результатов и появление грубых ошибок при выполнении специальных физических упражнений. Спортсмены с признаками переутомления должны быть отстранены от тренировок и соревнований и подвергнуты медицинской коррекции.

Для избежания или предупреждения переутомления существует несколько простых советов, соблюдение которых позволит с правиться с наступившим или наступающим переутомлением:

источник

Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно,

лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не

помеха для начинающего физкультурника.

Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни.

Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие

люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.

Цель работы – ознакомиться со способами улучшения производительности человека.

Задачи работы – рассмотреть признаки усталости, утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть

профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении и переутомлении.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и

переутомлении являются необходимыми процедурами.

Утомление является сигналом к тому, что необходимо прекратить выполнение действий, сделать перерыв или уменьшить интенсивность. Субъективные проявления усталости выражаются в следующих признаках:

Головная боль различной степени интенсивности

Боли и напряжение в ногах и руках

Безразличие к деятельности и людям

Замедление речи, мимики и движений, а также их сглаженность

Помимо вышеперечисленных субъективных симптомов утомления имеются еще и объективные признаки. К объективным признакам утомления относятся следующие:

Снижение или повышение кровяного давления

Невозможность выполнить простейшие действия (физические или умственные) Изменения на ЭКГ

Увеличение концентрации молочной кислоты

Увеличение концентрации натрия и уменьшение – калия и кальция

Увеличение количества лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина

Уменьшение количества тромбоцитов

Увеличение частоты дыхательных движений

Утомление — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.

Длительное утомление может привести к переутомлению, которое опасно для здоровья человека. Существует множество теорий утомления, первые появились во второй половине XIX века.

К внешним признакам относятся: изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений.

К внутренним признакам относятся : появление болевых ощущений в мышцах, головокружение.

Скорость наступления утомления (при прочих равных условиях) зависит от интенсивности работы; с увеличением интенсивности работы усталость наступает быстрее. Имеет значение вид работы.

Особенно быстро наступает познотоническое утомление, при так называемой статической работе, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц (например, неподвижная поза, удерживание на весу предмета).

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности умственного труда, падением внимания, трудностью сосредоточения, замедленностью мышления. Вероятная физиологическая основа этого вида утомления заключается в нарушении нормального взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №35»

« Признаки утомления и переутомления, меры по их предупреждению»

Выполнила
ученица 10А класса

Пшеничникова Елена Николаевна

Для проекта я выбрала данную тему, так как проблема утомления является одной из важнейших в физиологии труда и имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие.

Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.

Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.

Цель реферата – ознакомиться со способами улучшения производительности человека.

Задачи реферата – рассмотреть признаки усталости, утомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении.

Утомление после значительных физических нагрузок, которые, например, встречаются в спорте, при тяжёлом физическом труде на производстве, при труде в экстремальных условиях, при лабораторных экспериментах встречается очень часто, люди не осознают в полной мере серьезность этого вопроса.

— подбор информации по данной теме

— формирование правильного представления об утомлении и переутомлении, его влиянии на физическую подготовку, здоровье и учёбу;

— воспитание бережного отношения к своему здоровью

— пропаганда профилактики переумтомляемости

-работа с документальными источниками;

Это физиологическое и психологическое состояние человека , которое является следствием напряжённой или длительной работы. Определенная степень утомления стимулирует восстановительные процессы, что при повторной и постепенно увеличивающейся нагрузке способствует повышению тренированности и работоспособности. Выражается в рассогласовании работыпсихофизиологических систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватныхизменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблениивнимания, замедленном протекании мыслительных процессов, ошибках памяти (воспроизведения). При этом важно не допустить чрезмерного утомления и перехода его в переутомление.

Длительное утомление может привести к переутомлению , которое опасно для здоровья человека. Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.

Основной причиной для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, отсутствие отдыха, плохое питание, психические нагрузки на организм.

При умственной деятельности, связанной с постоянной сменой процессов возбуждения и торможения центров коры больших полушарий, утомление развивается относительно медленно.

Переутомление наступает быстрее при монотонной работе (длительное возбуждение одних и тех же нервных клеток) и отсутствии стимулирующих эмоциональных мотивов. Это особенно наглядно проявляется при работе на конвейере, где физически легкая, но однообразная и длительная работа очень быстро вызывает утомление.

Переутомление в мышечной системе наступает вследствие уменьшения в мышцах запаса энергетических веществ (АТФ, гликогена) и накопления продуктов распада (молочной кислоты).

Переутомление наступает гораздо быстрее при статической (связанной с постоянным напряжением) мышечной деятельности, чем при динамической (напряжение, сменяющееся расслаблением). Поэтому статическую работу необходимо чередовать с динамической, а также с отдыхом.

Некоторые особенности характеризуют процесс утомления при работе в ночные смены на заводах и фабриках, во время уборочной кампании в сельском хозяйстве и т. д.

Работа в ночные часы сопровождается более значительным нервным напряжением по сравнению с работой в дневное время.

Во время уборки урожая большая нагрузка падает на сельскохозяйственных рабочих, когда они в течение ряда дней работают без соблюдения режима труда и отдыха.

Как при физической, так и при умственной работе нельзя допускать перехода утомления в патологическое состояние — переутомление. Врачебный контроль, проводимый в этих целях, должен учитывать как субъективные показатели (чувство усталости, дискомфорта), так и ряд объективных симптомов (характеристики пульса, кровяного давления, изменения веса тела и пр.).

Усталость, не прекращающаяся после 5—7 часов отдыха;

Безуспешные попытки заснуть (особенно в раннее время);

Раздражительность , снижение внимания, памяти, способности концентрации, эмоциональный сдвиг;

Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление.

Читайте также:  Метод самооценки работоспособности и утомления

чувство усталости присутствует постоянно – его не снимают даже сон и релаксационные процедуры;

сон становится беспокойным – человек часто пробуждается без видимых причин, с трудом засыпает;

нарушение в эмоциональном фоне – человек становится либо апатичным и вялым, либо нарочито шутливым и раздраженным;

в области анатомического расположения сердца появляются неприятные ощущения, иногда переходящие в боль;

артериальное давление поднимается, отмечается тахикардия;

аппетит у человека с физическим переутомлением значительно снижается, на языке появляется белый налет. В некоторых случаях язык при высовывании дрожит;

масса тела начинает снижаться.

Баня. Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.

Ванны . Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются:

вибрационная ванна – способна активизировать защитно-восстановительные силы организма, улучшает кровообращение, снижает ощущение усталости в мышцах, стабилизирует обменные процессы. Процедура принятия вибрационной ванны проводится каждый день (можно через день) по 3-5 минут, общее количество процедур – 15;

кислородная ванна – особенно эффективна при физическом переутомлении после перенесенных травм или болезней опорно-двигательного аппарата. Вода в ванной насыщается кислородом, человек должен находиться в воде не более 7 минут, длительность курса процедур при ежедневном проведении – 15;

жемчужная ванна – через воду проходят пузырьки воздуха под большим давлением, что способствует расслаблению и снижению нервного напряжения. Температура воды жемчужной ванны должна быть 37 градусов, длительность одной процедуры – 10 минут, проводят их при посещении бани или сауны;

хвойная ванна – она оказывает успокоительное действие, но необходима при физическом переутомлении. Проводится она в течение 10 минут, курс – не ограничен, некоторые врачи рекомендуют принимать хвойные ванны не менее 2 раз в неделю.

Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением.

горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;

дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;

каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;

контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.

Массаж. Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.

ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;

спина и шея – в общем 10 минут; верхние конечности – на каждую руку по 10 минут; область груди и живота – 10 минут в общем.

При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть.

Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур:

Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.

Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично. Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы. Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.

Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.

Признаки
К ранним признакам умственного переутомления относятся:

периодически возникающие головные боли без явных причин;

ощутимая усталость, которая не исчезает даже после ночного сна;

кожа лица меняет цвет (становится бледной или сероватой), под глазами появляются устойчивые синяки;

колебания артериального давления;

При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти

Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.

1 стадия . Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.

2 стадия . В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются:

небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);

сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.

На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие. В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма.

3 стадия. Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена. 2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.

Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.

На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.

Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.

Третья стадия рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца. Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.

Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.

Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

Выходные дни должны быть действительно выходными – не берите «работу на дом».

Если вы ведете физическую работу, то в домашних условиях меняйте деятельность на умственную.

При умственном труде, наоборот, не игнорируйте физическую активность.

Занимайтесь спортом – достаточно совершать пешие прогулки на свежем воздухе, посещать бассейн или как минимум делать утреннюю зарядку.

Позволяйте себе расслабиться – баня, сауна, сеансы массажа, проведение ароматерапии будет служить профилактикой умственного и физического переутомления.

Ни в коем случае при появлении первых признаков переутомления не употребляйте алкоголь – расслабиться не получится, а ослабленный организм получит мощный удар токсическими веществами, что автоматически приведет к ухудшению состояния.

Перед сном не смотрите «тяжелых» фильмов, не слушайте слишком активную музыку – отдайте предпочтение реальному отдыху: чтение любимой книги, просмотр комедии, вязание или вышивание.

Родители в качестве профилактики переутомления должны обеспечить детям:

поступление свежего воздуха в детскую комнату – как минимум, требуется регулярное проветривание помещений;

ежедневные прогулки – независимо от того, какая погода на улице;

полноценное питание – в рацион должны быть введены фрукты и овощи, мясо и молочные продукты (если нет медицинских противопоказаний для отдельных продуктов);

спокойные игры/занятия – это важно делать перед ночным сном: чтение книжки, работа над разукрашиванием картинок, сбор паззлов;

грамотное распределение периода бодрствования и сна – ночной сон у ребенка должен длиться не менее 9 часов.

Выполнив данную работу, я поняла, что для избавления от переутомления нужен кропотливый подход

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

В результате изучения специальных литературных источников, определено, что напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. Производственная деятельность у тренированных лиц эффективнее, чем не у адаптированных к спорту людей.

Изучив специальные программы по физической культуре с оздоровительным наклоном, можно сделать вывод о том, что устойчивость умственной и физической деятельности достигается сменой деятельности. Именно в период умственного переутомления поможет восстановить организм средства физической культуры, к которым относят физические упражнения, средства гигиены и природные факторы.

источник

Признаки утомления и способы борьбы с ними. Батанина Анджелика Семеновна – учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ «Актюбинская СОШ» — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемsvetddt.narod.ru

Презентация на тему: » Признаки утомления и способы борьбы с ними. Батанина Анджелика Семеновна – учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ «Актюбинская СОШ»» — Транскрипт:

1 Признаки утомления и способы борьбы с ними. Батанина Анджелика Семеновна – учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ «Актюбинская СОШ»

2 Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

3 Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению.

4 Переутомление. Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

5 Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Читайте также:  Лекарство от утомления ребенку

6 Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.

7 Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

8 Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

9 Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.

10 Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

12 Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»

13 Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»

14 Упражнения для плеч 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»

15 Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»

источник

Научный проект«Исследование степени утомляемости учащихся и ее влияние на изменение показателей внимания»

Целью данной работы является изучение влияния утомляемости учащихся 9-го класса школы на изменение показателей внимания, а также выработка мер по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект«Исследование степени утомляемости учащихся и ее влияние на изменение показателей внимания»»

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков 4

1.1 Сущность утомления и его виды 4

1.2. Функции и виды внимания. 8

1.3 Особенности внимания подростков 10

1.4 Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина………………………………………………………………………12.

1.5 Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга………………………………………………………………….13.

Глава 2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-го класса на изменение показателей внимания …15

2.1 Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина……………………………………………………………………….15

2.2 Определение избирательности и концентрации внимания по методике Г. Мюнстерберга……………………………………………………………………..16

2.3 Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся………….17

Список источников и литературы 21

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых — ухудшение здоровья учащихся. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Поэтому мы заинтересовались вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни.

Целью данной работы является изучение влияния утомляемости учащихся 9-го класса школы на изменение показателей внимания, а также выработка мер по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

В ходе работы над проектом были решены следующие задачи:

изучение особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;

проведение экспериментальных исследований влияния утомляемости учащихся 9-го класса на изменение показателей внимания;

выработка мер по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся

Среди учащихся 9-го класса были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации, переключения, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

1.Методика выявления умственной работоспособности Э. Крепелина

2.Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. В данной работе приведен расчет показателя работоспособности для группы, но может использоваться и для индивидуального исследования, а также для сравнения индивидуального показателя со среднегрупповым. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников и других возрастных групп с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков

    1. Сущность утомления и его виды

Основной объективный признак утомления  снижение работоспособности. Однако не каждый случай снижения работоспособности может рассматриваться как утомление. Работоспособность организма может понизиться в результате голода, болезненного состояния, но эти случаи не могут считаться утомлением, так как не являются следствием активной деятельности  работы[ 1 ]. Под утомлением понимают такое состояние организма, которое возникает как следствие работы и проявляется в понижении работоспособности.

Утомление — сложное явление, развивающееся во всем организме. Мышечная работа  это целостная деятельность всего организма. Функциони­рование организма как целого и его взаимодействие с внешним миром осуществляется посредством нервной системы при веду­щей роли ее высшего отдела — коры больших полушарий. Утомление организма вследствие мышечной работы является, прежде всего, результатом сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. И. М. Сеченов писал: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы: я же помещаю его . исключительно в центральную нервную систему»[ 2 ]. Исследования отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтом­ского, Л. А. Орбели, Г. В. Фольборта и др. — убедительно обосно­вывают то важное положение, что в возникновении и развитии утомления нервная система играет ведущую роль[ 3 ].

Утомление организма, прежде всего, связано с утомлением центральной нервной системы. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям вну­тренней среды. Такие факторы утомления, как накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение содержания в крови сахара, недостаток при некоторых условиях кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а глав­ным образом опосредствованно — через центральную нервную систему

Эти возможности коры больших полушарий и других отделов мозга, осуществляемые через посредство интрацентральных пу­тей и вегетативных нервов, реализуются с помощью регулирую­щих влияний на все органы и ткани, в том числе также и на центральную нервную систему. В активизации этих влияний ведущая роль принадлежит условнорефлекторным реакциям, возникающим при действии самых разнообразных сигнальных раздражителей.

Среди условных раз­дражителей для человека огромное значение имеет словесный раздражитель, оказывающий свое влияние через вторую сигнальную систему коры больших полу­шарий, взаимодействующую с первой сигнальной системой. Механизм влияния различных эмоциональных факторов на рабо­тоспособность организма при утомлении должен рассматриваться в свете взаимодействия двух сигнальных систем. Различные ре­чевые воздействия (словесные поощрения, призывы и т. д.) могут существенно влиять на течение явлений утомления.

Читайте также:  Методы и средства индивидуальной и групповой профилактики утомления

В физиологии принято различать по­нятия утомление и усталость. Утомление — состояние организма, возникающее вследствие работы и объективно характеризую­щееся снижением работоспособности, усталость— это субъективная сторона проявления утомления, психическое пережива­ние, связанное с утомлением, чувство утомления.

Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы. Однако нередки случаи, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют, например, когда усталость чувствуется большая, а объективных данных для резкого снижения работоспособности нет, так как работа про­делана незначительная. Это наблюдается, если работа совер­шается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов. Могут быть дру­гие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомле­ния, так как работа произведена большая, а усталость, тем не менее, не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, обусловли­ваемым заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п. Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы. Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам.

Условия, в которых выполнялась утомительная работа (фак­торы внешней среды, обстановка, коллектив, время суток и т. д.), могут по механизмам временных связей приобрести сигнальное значение, способствуя в дальнейшем развитию утомления и уста­лости. Эти же условия могут стать и сигналами, противодей­ствующими развитию утомления и усталости, если сама работа на первых порах не была утомительной. Значение условнорефлекторных механизмов в развитии утомления исключительно велико[ 4 ].

Существенное значение для развития явлений утомления имеют трофические воздействия центральной нервной системы через вегетативные нервы. Симпатические и парасимпатические нервы, как показал впервые Павлов на примере сердечной мышцы, осуществляют часть трофических влияний центральной нервной системы на органы. При раздражении симпатических нер­вов изменяются функциональные свойства, и повышается работо­способность утомленных скелетных мышц. Последующие исследования вскрыли периферические меха­низмы, с помощью которых реализуются адаптационно-трофиче­ские влияния нервной системы на мышцу при ее утомлении.

1.2. Функции и виды внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. [5]

1.3 Особенности внимания подростков

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на их внимании.

Дело в том, что не только в физическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это — возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому ученик может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач. Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости они могут без особых усилий, и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания. В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше, начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Внимание учащихся старшего возраста характеризу­ется дальнейшим его развитием на основе общего интел­лектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Ес­ли у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наиболь­шую сосредоточенность часто вызывают предметы, яв­ления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью. Иногда старшие школьники бывают более вни­мательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно. Благодаря значительному развитию и интеллекту­альной и волевой основы внимания старшие школьники сравнительно легко сосредоточиваются на неинтересном, но нужном материале.

Произвольное внимание получает особенно сильное развитие у детей в старшем школьном возрасте, потому что в это время большинство юношей и девушек, за очень не­многими исключениями, ставят перед собой большие за­дачи подготовить себя к жизни. Многие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и др.) в юношеском возрасте бывают, развиты даже лучше, чем у взрослых. Однако внимание юноши в большей степени, чем внимание взрослого человека, зависит от общей направ­ленности личности.

Наблюдательность в юношеском возрасте находится на значительно более высоком уровне, чем у младших школьников и подростков. Старшеклассник может не обратить внимания на какую-нибудь мелочь, которую заметят де­ти, но зато он увидит главное, существенное и будет наблюдать настойчиво, систематически, пока не удовлетворит своей любознательности. Вместе с тем благодаря лучшему пониманию людей и эмоциональной зрелости у старших учащихся внимание как психический процесс перерастает во внима­тельность как свойство личности, ста­новится своего рода чер­той характера. Внимательность, особенно по отношению к внутреннему миру человека, к его психическому состо­янию, возникает благодаря тому, что юноша способен стать на точку зрения других людей, поставить себя на их место.

Важным качеством юношеского возраста является внимание не только к другим людям, но и к самому се­бе, к своему внутреннему миру. Эта направлен­ность внимания обусловливает критическую самооценку человека, который стремится работать над собой.

Следует учитывать, что в пределах лю­бого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. У некоторых младших школьников хорошо развито произвольное внимание. Есть старшеклассники, которые плохо сосредоточиваются на трудном и неинте­ресном материале.

Продолжительность активного внимания у школьников:
7-8 лет – 15 мин.;
9-10 лет – 20 мин.;
13-14 лет – 30 мин.;
15-16 лет – 40 мин.;
у взрослых – 55-60 мин.
1.4 Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина

В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. [8]

Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости.

В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

Цель занятия: Определение умственной работоспособности н выявление утомляемости.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина) (Приложение 1), карандаш и секундомер.

Порядок работы. Испытуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Необходимо производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экспериментатор дает такой сигнал через каждые 20 с.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк:

Если отношение приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.

1.5 Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). [8]

В тексте содержится 25 слов.

Цель – изучение особенностей избирательности внимания.

Стимульный материал: буквенный текст (приложение 2), среди которого имеются слова, секундомер.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст,

среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их. Время выполнения задания — 2 минуты.

Обработка и анализ результатов.

1. Сравнивая с ключом, необходимо определить количество правильно выделенных слов испытуемым.

2. Определить количество ошибок (ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова).

3. На основании количества правильно найденных слов и количества ошибок сделать вывод об особенностях избирательности внимания

4. Оценить успешность внимания по следующей формуле:

В=с–m/(c+n); с – общее количество выделенных слов;

m – количество ошибочно выделенных слов; n – количество пропущенных слов

Хорошими показателями считаются значения близкие к единице

Глава 2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-х классов на изменение показателей внимания

В период с апреля по май 2016 года, и в течение сентября 2016 года среди 20 учеников 9-го класса КГУ Новоишимской средней школы №2 были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации внимания, переключения внимания, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

2.1 Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина

С целью выявления показателей работоспособности и утомляемости исследование проводилось несколько раз в неделю:

в начале учебной недели (в понедельник)

в середине учебной недели (среда)

и в конце учебной недели (суббота)

А также 2 раза в течение учебного дня: на первом и на пятом уроке

В ходе исследования были получены следующие данные: был рассчитан среднегрупповой коэффициент работоспособности на основании анализа данных анкет.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: