Потеря веса при транспортировки мяса

Приказ Минсельхоза РФ от 16 августа 2007 г. N 395 «Об утверждении норм естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении»

Приказ Минсельхоза РФ от 16 августа 2007 г. N 395
«Об утверждении норм естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении»

О нормах естественной убыли отдельных товаров при хранении см. справку

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4596; 2006, N 23, ст. 2523) приказываю:

утвердить согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:

нормы естественной убыли парного мяса и субпродуктов при охлаждении (приложение N 1);

нормы естественной убыли мяса и субпродуктов при доохлаждении (приложение N 2);

нормы естественной убыли охлажденного мяса и субпродуктов при хранении (приложение N 3);

нормы естественной убыли парного мяса при подмораживании (приложение N 4);

нормы естественной убыли подмороженного мяса при последующем хранении (приложение N 5);

нормы естественной убыли парного мяса при замораживании (однофазный способ) (приложение N 6);

нормы естественной убыли охлажденного мяса при замораживании (двухфазный способ) (приложение N 7);

нормы естественной убыли при замораживании мяса и субпродуктов с исходной температурой выше 4°C (приложение N 8);

нормы естественной убыли парного мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне холодильников) (приложение N 9);

нормы естественной убыли неблочных субпродуктов при замораживании (приложение N 10);

нормы естественной убыли замороженного мяса и субпродуктов неблочных всех видов при хранении (приложение N 11);

нормы естественной убыли вырезки говяжьей и свиной в блоках при холодильной обработке (приложение N 12);

нормы естественной убыли вырезки говяжьей и свиной в блоках при хранении в охлажденном виде (приложение N 13);

нормы естественной убыли бескостного мяса и субпродуктов в блоках при замораживании (приложение N 14);

нормы естественной убыли мяса на костях в блоках при замораживании (приложение N 15);

нормы естественной убыли шпика несоленого в блоках при замораживании (приложение N 16);

нормы естественной убыли шпика несоленого в блоках при хранении (приложение N 17);

нормы естественной убыли замороженных мяса и субпродуктов в блоках при хранении (приложение N 18);

нормы естественной убыли эндокринно-ферментного и специального сырья при замораживании (приложение N 19);

нормы естественной убыли при хранении замороженного эндокринно-ферментного и специального сырья, упакованного в полимерные пленки (приложение N 20);

нормы естественной убыли при хранении замороженного эндокринно-ферментного и специального сырья, упакованного в пергамент (приложение N 21);

нормы естественной убыли пищевой цельной, дефибринированной, стабилизированной крови, плазмы (сыворотки) и форменных элементов крови в блоках, упакованных в полимерные пленки, при замораживании (приложение N 22);

нормы естественной убыли замороженных пищевой цельной, дефибринированной, стабилизированной крови, плазмы (сыворотки) и форменных элементов крови в блоках, упакованных в полимерные пленки, при хранении (приложение N 23);

нормы естественной убыли мяса в блоках при размораживании в камерах с паровоздушной средой (приложение N 24);

нормы естественной убыли колбасных изделий и копченостей при хранении в камерах склада готовой продукции (баз, экспедиций) с воздушной системой охлаждения (приложение N 25);

нормы естественной убыли колбас и копченостей при хранении в камерах холодильников (приложение N 26);

нормы естественной убыли полуфабрикатов при хранении в охлаждаемых помещениях (камерах экспедиций) (приложение N 27).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2007 г.

Установлены нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении. Нормы естественной убыли определены с учетом вида и категории, а также технологических условий хранения мяса и мясопродуктов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли относятся к материальным расходам и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Приказ Минсельхоза РФ от 16 августа 2007 г. N 395 «Об утверждении норм естественной убыли мяса и мясопродуктов при хранении»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2007 г.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 октября 2007 г. N 44

источник

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ СВИНИНЫ И МЯСОПРОДУКТОВ

Мясо и мясопродукты относятся к категории скоропортящихся, поэтому необходимо правильно организовать их перевозку, обеспечить полную сохранность при минимальных потерях массы, исключить факторы, вызывающие в продукте нежелательные явления или порчу. Мясо и мясопродукты транспортируют железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом при строгом ветеринарно-санитарном надзоре.

По железной дороге для перевозки продуктов используют рефрижераторные вагоны, оборудованные для машинного получения холода. Свинину перевозят целыми тушами или продольными полутушами при температуре в глубине тканей не выше -6 0 С. Мороженое мясо укладывают плотными штабелями на решетки, расположенные на полу, субпродукты упаковывают в ящики или мешки, топленые жиры — в бочки или жестяные банки. На дверях вагона ставят пломбы грузоотправителя.

При транспортировке мяса и мясопродуктов наблюдаются некоторые потери массы (за 4 суток охлажденное мясо теряет 0,64%, мороженое — 0,14% массы).

Для перевозки мяса водным транспортом используют речные и морские суда или баржи, имеющие рефрижераторные помещения. Контейнеры, применяемые для перевозок, могут иметь автономную холодильную установку или их подключают к общей судовой системе. После погрузки доступ к продуктам на всем пути следования запрещен, контроль влажности и температуры проводят не менее 3 раз в сутки.

Для транспортировки мяса и продуктов животного происхождения воздушным транспортом применяют самолеты и вертолеты.

Для перевозок мяса на короткие расстояния широко используют автотранспорт, рефрижераторы или фургоны, оборудованные крючьями для подвешивания туш, полками, вентиляцией. Грузоподъемность рефрижератора — 1,5-5,0 т. В приспособленном автотранспорте используют временные источники холода (лед, льдосоленые смеси, замороженные эвтектические растворы). Создаваемый запас холода обеспечивает необходимую температуру в кузове на ограниченное время. Кузов изнутри должен быть покрыт оцинкованным железом.

Для дальних перевозок мяса и мясопродуктов применяют авторефрижераторы с постоянным источником холода. Любой автотранспорт, предназначенный для таких перевозок, должен находиться под постоянным контролем государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который выдает санитарный паспорт по установленной форме. Перед погрузкой ветеринарный врач обязан проверить пригодность транспорта для перевозок.

При транспортировке мяса свинины и мясопродуктов в аторефрижераторах предусматривается определенный температурный режим (табл. 1).

1. Температурный режим при перевозке продуктов животного происхождения в авторефрижераторах

Мороженое мясо и мясопродукты

Во время транспортировки происходит естественная убыль мяса и мясопродуктов, т.е. уменьшение их массы (табл. 2).

2. Нормы естественной убыли продуктов убоя при перевозках автомобильным транспортом

Норма убыли в зависимости от расстояния, %

свыше 100 км и за каждые следующие 100 км

остывшее,

мороженое

После разгрузки транспортное средство тщательно очищают, моют и дезинфицируют. Брезент для укрытия мясопродуктов не реже 1 раза в неделю моют горячей водой с содой, а покрывало из ткани стирают.

Складские помещения для хранения мяса и мясопродуктов строят в хозяйстве при строгом соблюдении ветеринарно-санитарных требований и норм. Все помещения склада разделяют на оперативные и вспомогательные: первые — камеры для хранения мяса и мясопродуктов, помещения для выдачи, приема и упаковки продуктов; вторые — помещения для хранения тары, мяса от вынужденного убоя, машинное отделение с компрессорными установками, котельная, склады топлива, стройматериалов, дезсредств и т.д. Оборудование для складских помещений (рейки, полки, стеллажи и др.) изготавливают из гладковыстроганной древесины, по мере износа его обновляют. Работники склада должны соблюдать правила личной гигиены, иметь не менее трех комплексов спецодежды (халат, фартук, резиновые сапоги, брезентовые рукавицы) и своевременно проходить медицинский осмотр.

Для борьбы с микрофлорой на складах и холодильниках проводят дезинфекцию. Обычно такие помещения для профилактики дезинфицируют 2-3 раза в год, а вынужденно — по мере необходимости.

Для длительного хранения пригодны только качественные продукты. Охлажденное мясо хранят в подвешенном состоянии, мороженое — в штабелях на решетке на расстоянии 0,3 м от стены. Срок хранения мяса зависит от степени свежести, качества технологической и термической обработок, способа консервирования, условий транспортировки и т.д. В процессе хранения мясо и мясопродукты периодически осматривают.

Мясо и мясопродукты в обычных условиях хранят недолго. Основные причины порчи мяса — воздействие ферментов, содержащихся в тканях и микрофлора, особенно гнилостная. С целью предохранения от порчи и увеличения сроков хранения мясо и мясопродукты сразу же после получения консервируют, т.е. создают условия, при которых микрофлора не может развиваться или погибает, а деятельность- тканевых ферментов прекращается или существенно замедляется. При этом мясопродукты должны максимально сохранять пищевую ценность и первоначальные свойства. Любой способ консервирования должен быть безвредным, не влиять на качество и органолептические показатели продукта. Наилучшим способом консервирования является тот, при котором в данных условиях наиболее полно сохраняются вкусовые и питательные свойства продуктами, и возможно, его длительное хранение с минимальными затратами и потерями.

источник

(вред, приказа Минторга РСФСР от 09.06.1986№ 144)

от 29 декабря 1984 г. № 339



Примечание. В период с 1 апреля по 31 октября по замороженным: мясу в тушках, полутушках, торговых отрубах и субпродуктам норма естественной убыли при перевозке на расстояние до 500 км не применяется; свыше 500 км — норма применяется в размере 0,01 процента за каждые последующие 100 км;

мясу в блоках замороженному, упакованному в полимерные пленки, а также в ящики и короба из гофрированного картона, норма естественной убыли устанавливается в размере 50 процентов, а для других видов упаковки — в размере 70 процентов от норм, предусмотренных для мяса замороженного в тушах, полутушах, четвертинах и торговых отрубах.

При перевозке вареных колбас на расстояния до 50 км применяется норма естественной убыли в размере 0,08 процента.

При перевозках сарделек и сосисок норма естественной убыли устанавливается на 20 процентов выше норм для вареных колбас.

При перевозках сырокопченых колбас и пищевого топленого жира норма естественной убыли не применяется.

При перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах с развозом этих товаров непосредственно в торговую сеть более, чем в две торговые точки, применяется дополнительная норма естественной убыли в размере 0,05 процента.

Нормы естественной убыли за последующие неполные 100 км начисляются в следующем порядке: за расстояние до 50 км — норма не начисляется; за расстояние от 51 до 100 км — норма начисляется как за 100 км.

Настоящие Нормы применяются также и при межреспубликанских перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах.

1. Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при междугородных перевозках в авторефрижераторах распространяются на предприятия государственной и кооперативной торговли, на предприятия мясной промышленности, а также на автотранспортные предприятия независимо от их ведомственного подчинения.

2. Нормы применяются при перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах (автомашинах, оборудованных приборами охлаждения).

В Нормы не включены потери, образующиеся вследствие порчи продуктов и повреждения тары.

3. Нормы являются предельными и применяются в тех случаях, когда при приемке груза, перевозимого в авторефрижераторах, обнаружена фактическая недостача товаров, которая определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с фактически принятой массой товара, зафиксированной в приемном акте (получателем).

Установленные Нормы естественной убыли на мясо остывшее, охлажденное и замороженное распространяются на говядину, баранину, свинину, козлятину, конину, оленину и др.

4. По товарам, принятым в пункте назначения счетом или по трафаретной массе, Нормы естественной убыли не применяются.

5. Сверхнормативные потери товаров, образующиеся вследствие подмораживания охлажденного или остывшего мяса в процессе перевозки в авторефрижераторах, относятся на автотранспортные предприятия (организации), осуществляющие эти перевозки.

Пример расчета норм естественной убыли.

Мясо охлажденное перевозилось на расстояние 800 км. Норма естественной убыли на это расстояние рассчитывается следующим образом: за первые 100 км — 0,06%; за последующие 700 км — 0,07% (по 0,01% за каждые 100 км). Следовательно, норма естественной убыли при перевозке охлажденного мяса на расстояние 800 км составит:

При перевозке мяса охлажденного на расстояние 801—850 км применяется норма в размере 0,13%, то есть как на расстояние 800 км; при перевозке на расстояние 851—900 км применяется норма в размере 0,14% (0,13% за расстояние 800 км плюс 0,01% за последующие 100 км).

источник

Задержка животных с отправлением на 1 час повышает потери живой массы на 1,0 – 1,5%, а на 1,5 часа – до 2,0%.

Перевозка животных и птицы железнодорожным транспортом.

Перевозят животных в специальных или оборудованных для этой цели вагонах. В вагонах устраивают кормушки, кольца для привязи, корыта для поения, места для размещения кормов и подстилки.

Крупный рогатый скот и лошадей перевозят на привязи, телят, свиней и мрс – без привязи. Лошадей перевозят только расковаными.

При загрузке животных должны соблюдаться следующие нормы площади пола на 1 голову: взрослый крс и лошади – 2,0-2,5 м 2 , молодняк крс – 1,5-2,0 м 2 , овцы, козы – 0,5-0,75 м 2 , крупные свиньи – 1,0-1,5 м 2 , средние свиньи – 0,5-0,7 м 2 .

Читайте также:  Что проверить при потери веса

При температуре выше +25 0 С и ниже -25 0 С транспортировка животных в обычных вагонах запрещена.

Птицу на ближние расстояния (до 300 км) перевозят в клетках, на дальние – бесклеточным способом. Кроликов перевозят в клетках с влагонепроницаемым дном.

Для сопровождения животных выделяют проводников:

по 1 человеку на каждые 2 вагона крс, мрс и лошадей;

по 1 человеку на 1 вагон свиней, кроликов, птицы.

Перевозка животных и птицы водным транспортом

Перевозят животных (птицу) по водным путям сообщения на специальных баржах, на палубах речных судов и в трюмах морских пароходов.

Баржи и суда должны быть чистыми, просторными, чтобы животные беспрепятственно могли ложиться, пол палубы непроницаемый, с жижестоками.

Крупный рогатый скот и лошадей ставят вдоль судна и привязывают за кольца. Для овец, свиней, телят устраивают загоны на 25-30 голов. Птицу и кроликов перевозят в клетках.

В среднем на одно животное предусмотрена следующая площадь пола: лошади – 3,0-3,5 м 2 , крс – 2,5-3,0 м 2 , овцы, козы – 0,75-1,0 м 2 , свиньи взрослые – 1,0-1,5 м 2 , подсвинки – 0,5-0,7 м 2 .

Для сопровождения и ухода за животными в пути выделяют одного проводника из расчета: на 10 лошадей; 20 голов крс; 30 свиней или телят; 60 голов овец; 10-15 клеток птицы или кроликов.

Животных перегоняют только по специально отведенным трассам, благополучным по заразным заболеваниям. При выборе путей перегона необходимо намечать выпасные участки, места водопоя, кормления, отдыха.

Перед перегоном проводят ветеринарно-санитарную обработку животных против инфекционных и инвазионных заболеваний и формируют гурт.

Размер одного гурта составляет: взрослый крс – 150-200 голов, молодняк – 250 голов, овцы, козы – 500-1000 голов.

2. Больных и подозреваемых по заболеванию.

4. Животных с травматическими повреждениями конечностей и заболеваниями копыт.

5. Животных с кожными заболеваниями.

6. Животных во второй половине беременности.

Для сопровождения скота выделяют гонщиков из расчета 1 человек на каждые 50-60 голов крс или 250-300 голов мрс.

Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств

Животные и птица могут быть носителями возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Поэтому транспортные средства после перевозки животных и птицы подлежат обеззараживанию. Вагоны, автотранспорт и суда в зависимости от санитарного состояния делят на 3 категории.

Транспортные средства 1 категории. К ним относится транспорт, на котором перевозили здоровый скот.

Транспорт 2 категории. К этой категории относятся транспортные средства, в которых перевозили животных (птицу), больных или подозреваемых в заражении инфекционными заболеваниями, вызываемыми вирусами и другими неспорообразующими микроорганизмами, а также мясо, мясопродукты и сырье, полученные от таких животных (бруцеллез, туберкулез, ящур, оспа, рожа и чума свиней, мыт и др.).

Транспорт 3 категории. К этой категории относятся транспортные средства, в которых обнаружены животные или продукты убоя животных, больных или подозреваемых в заболевании болезнями, вызываемыми стойкими и опасными возбудителями (сибирская язва, эмфизематозный карбункул, злокачественный отек и др.)

К этой категории относят также транспорт, на котором перевозили грузы животного происхождения неизвестного ветеринарно-санитарного состояния или если в пути следования (при выгрузке) обнаружены трупы животных.

Способ ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств зависит от категории.

После санитарной обработки представитель этой службы выдает удостоверение о том, что транспортные средства обезврежены и могут быть допущены для перевозки грузов.

Профилактика стресса у животных во время перевозки.

При длительных перевозках, плохой вентиляции, высокой температуре, тесноте, плохом уходе за животными у них могут возникнуть специфические транспортные болезни: вагонная болезнь крупного рогатого скота, плевродения лошадей, транспортная лихорадка.

В процессе транспортировки и предубойной выдержки животных имеют место существенные потери полезной продукции из-за стрессов и падежа животных, особенно у свиней.

Для предупреждения или уменьшения нежелательных последствий стрессов у свиней рекомендуется использовать профилактические средства: холинхлорид или смесь его с никотиновой кислотой (витамин РР).

Тема: Порядок приема и сдачи животных для убоя

Прием убойного скота на мясокомбинаты.

Ветеринарно-санитарный осмотр и предубойное содержание животных.

Порядок подготовки, передачи скота на убой и переработку. Оформление документации по переработке скота, птицы, кроликов.

Порядок расчета за скот, птицу и кроликов.

Порядок сдачи-приемки скота от населения.

Порядок приемки и переработки скота на давальческих условиях

источник

Глава 7. Нормы естественной убыли мяса, субпродуктов птицы и кроликов при хранении и перевозке

В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269 «Об утверждении норм естественной убыли мяса, субпродуктов птицы и кроликов при хранении», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» утверждены согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации следующие Нормы естественной убыли:

1) мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах при воздушном охлаждении до температуры 0–4 °С ниже нуля (см. табл. 22);

2) охлажденного мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах, не упакованного в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников (см. табл. 23);

3) мяса птицы в потрошеном виде, охлажденного в ледяной воде, не упакованного в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников (см. табл. 24);

4) мяса кроликов и птицы при замораживании до температуры –8 °С (см. табл. 25);

5) замороженного мяса кроликов и птицы при хранении в течение 15 суток в камерах холодильников (см. табл. 26);

6) замороженного мяса и субпродуктов кроликов и птицы, не упакованных в пакеты из полимерных пленок, при хранении в деревянных ящиках в камерах холодильников с батарейной системой охлаждения свыше 15 суток (см. табл. 27);

7) всех видов субпродуктов кроликов и птицы при холодильной обработке и хранении в камерах холодильников (см. табл. 28);

8) жира-сырца птичьего при холодильной обработке и хранении в камерах холодильников (см. табл. 29).

Приложение 1 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах при воздушном охлаждении до температуры 0–4 °С ниже нуля (% к массе остывшего мяса)

Примечание: при охлаждении мяса кроликов и птицы, упакованного в пакеты из полимерных пленок, нормы естественной убыли не применяются.

Приложение 2 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли охлажденного мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах, не упакованного в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников (% к массе охлажденного мяса)

Примечание: при хранении в камерах холодильников охлажденного мяса кроликов и птицы, упакованного в пакеты из полимерных пленок, нормы естественной убыли не применяются.

Приложение 3 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли охлажденного мяса птицы в потрошеном виде, охлажденного в ледяной воде, не упакованного в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников (% к массе охлажденного мяса)

Приложение 4 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли мяса кроликов и птицы при замораживании до температуры -8 °С

Примечание: нормы естественной убыли мяса птицы в потрошеном виде, охлажденного в ледяной воде и упакованного в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников (% к массе охлажденного мяса) составляют: за 1 сутки – 0,1; за 2 суток – 0,1; за 3 суток – 0,2; за 4 суток – 0,2; за 5 суток – 0,2.

Нормы естественной убыли, приведенные в настоящем приложении, распространяются на мясо птицы, охлажденное в ледяной воде со свободным перемещением тушек в погружных ваннах (без фиксации в подвесках).

Примечание: при замораживании мяса цыплят, цыплят-бройлеров, кур, утят и уток в скороморозильных аппаратах типа ГКА применяются нормы естественной убыли на 15% и в аппаратах типа Я10-ФТМ – на 10% ниже по сравнению с нормами естественной убыли, предусмотренными для камер холодильников с принудительной циркуляцией воздуха.

При использовании для упаковки птицы ящиков из гофрированного картона, выстланных подпергаментом, пергаментом или полимерной пленкой, нормы естественной убыли при замораживании остывшей птицы снижаются на 0,1%, при замораживании птицы, охлажденной в ледяной воде, – на 0,4%.

* Нормы естественной убыли применяются также и при замораживании мяса птицы в камерах с естественной циркуляцией воздуха.

Приложение 5 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли замороженного мяса кроликов и птицы при хранении в течение 15 суток в камерах холодильников

Примечание: нормы естественной убыли мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах распространяются на все виды транспортной тары.

При использовании для упаковки мяса птицы в потрошеном виде, предварительно охлажденного в ледяной воде, ящиков из гофрированного картона, выстланных подпергаментом, пергаментом или полимерной пленкой, нормы естественной убыли мяса цыплят и цыплят-бройлеров снижаются на 0,3%, а мяса кур, утят, уток, гусей и индеек – на 0,2% к массе мяса, охлажденного в ледяной воде.

Нормы естественной убыли мяса птицы в потрошеном виде, упакованного в пакеты из полимерных пленок, составляют 0,1% к массе остывшего мяса или охлажденного в ледяной воде.

Приложение 6 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли замороженного мяса и субпродуктов кроликов и птицы, не упакованных в пакеты из полимерных пленок, при хранении в деревянных ящиках в камерах холодильников и батарейной системой охлаждения свыше 15 суток (% к массе замороженного мяса)

1. Нормы естественной убыли замороженного мяса птицы и кроликов при хранении свыше 15 суток применяются на производственных и распределительных холодильниках (базах) при реализации, передаче на промпереработку, смене материально ответственного лица и снятии остатков продукции при контрольных взвешиваниях по фактической массе нетто.

2. При хранении замороженной продукции более одного месяца нормы естественной убыли уменьшаются, соответственно, за второй месяц – на 30%, за третий – на 40% и далее за каждый последующий – на 60% от приведенных в таблице величин.

3. При хранении замороженного мяса птицы и кроликов, упакованного в пакеты из полимерных пленок, нормы естественной убыли составляют 0,05% за каждый месяц хранения независимо от времени года.

4. При использовании для групповой упаковки мяса птицы и кроликов ящиков из гофрированного картона, выстланных подпергаментом, пергаментом или полимерной пленкой, нормы естественной убыли замороженной продукции снижаются за первый месяц на 50% от приведенных в таблице величин (с учетом пункта 2 настоящих примечаний).

5. При хранении тощего и нестандартного по обработке мяса птицы и кроликов нормы естественной убыли увеличиваются за первый месяц на 30% от приведенных в таблице величин (с учетом пункта два настоящих примечаний).

6. При хранении замороженных субпродуктов в ящиках из гофрированного картона, выстланных подпергаментом, пергаментом или полимерной пленкой, нормы естественной убыли составляют 0,10% за каждый месяц хранения.

7. При поступлении в холодильник мяса птицы, кроликов и субпродуктов с незавершенным технологическим процессом дополнительно применяются следующие нормы естественной убыли:

1) при домораживании частично оттаявшей (от –1,6 °С до –7,9 °С) до температуры –8 °С и ниже неупакованной продукции 0,15% и упакованной в пакеты из полимерных пленок 0,05%;

2) при домораживании от –8 °С до средней температуры воздуха в камере хранения (–15 °С и ниже) неупакованной продукции – 0,05%, для упакованной в пакеты из полимерных пленок дополнительные нормы естественной убыли на домораживание не применяются;

3) при повторном замораживании (в случае крайней производственной необходимости) полностью оттаявшего мяса (температура –1 °С и выше) применяются полные нормы естественной убыли.

Приложение 7 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли всех видов субпродуктов кроликов и птицы при холодильной обработке и хранении в камерах холодильников

Примечание: данные нормы естественной убыли распространяются также на неупакованные субпродукты птицы, предварительно охлажденные в ледяной воде.

Приложение 8 к приказу Минсельхоза РФ от 28 августа 2006 г. № 269

Нормы естественной убыли жира-сырца птичьего при холодильной обработке и хранении в камерах холодильников

Все нормы потерь приведены в процентах к массе мяса, поэтому формула расчета его убыли будет следующей:

Для полупотрошеного и потрошеного мяса кроликов и птицы установлены посуточные нормы убыли при хранении в камерах холодильников. Для замороженного мяса убыль зависит от того, как оно хранится: в камерах холодильников с принудительной, естественной циркуляцией или батарейной системой охлаждения. В последнем случае заметим: если замороженная продукция хранится больше одного месяца, то нормы убыли не увеличиваются, а уменьшаются: за второй месяц – на 30%, за третий – на 40% и за каждый последующий – на 60% от установленных величин. Однако если мясо упаковано в полиэтиленовые пакеты, то норма убыли и ее фиксированная величина составят 0,05% независимо от месяца хранения.

Читайте также:  Как узнать потери веса в процентах

Предприятие в феврале 2007 г. закупило мясо замороженных кур (7000 кг) и цыплят (4000 кг), которое хранится в камерах холодильников с батарейной системой охлаждения. Предположим, что из имеющихся запасов мяса одна треть передается в производство в первой половине месяца, другая – во второй половине месяца, а последняя, третья часть, перерабатывается в следующем месяце.

Для расчета норм убыли воспользуемся расчетом при хранении неупакованного замороженного мяса свыше 15 суток. При этом норма потерь за любой первый месяц I квартала составляет 0,10% и 0,15% для мяса кур и цыплят соответственно. Исходя из этого рассчитаем норму убыли для части запасов, отпущенных в производство во второй половине месяца. Потери мяса кур составят 2,33 кг (7000 кг / 3 x 0,10%), цыплят – 2 кг (4000 кг / 3 x 0,15%).

При хранении остального мяса более одного месяца норма естественной убыли уменьшается на 30%. С учетом этого для мяса кур она составит 0,07% (0,10% – 0,10% x 30%), а для мяса цыплят – 0,11% (0,15% – 0,15% x 30%). Потери на втором месяце хранения остальных запасов вследствие естественной убыли будут равны: мяса кур – 1,6 кг (7 000 кг / 3 x 0,07%), цыплят – 1,46 кг (4000 кг / 3 x 0,11%).

Как видно из примера, для мяса кроликов и птицы нормы естественной убыли при хранении весьма ограничены, поэтому наиболее эффективным их расчет будет при значительных запасах мяса. В противном случае, если все закупаемое мясо практически сразу передается в производство и в холодильниках не так много места для хранения, особое внимание следует уделить расчету норм естественной убыли при транспортировке мяса[2].

Существуют нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении на складах и базах воинских частей, учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (приказ МВД СССР от 11 августа 1988 г. № 173 «О нормах естественной убыли продовольственных товаров, фуража и посуды»). Они указаны в таблице 30.

Действие настоящих норм распространяется на санатории, дома отдыха, госпитали и больницы.

Списание естественной убыли товаров может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке.

Размер естественной убыли определяется по каждому товару в отдельности в соостветсвии с фактическим сроком хранения.

Начисление естественной убыли должно производиться из расчета суточной нормы путем суммирования начисленного колличества убыли за каждые последующие сутки.

Приложение 1 к приказу МВД СССР от 11 августа 1988 г. № 173

Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении на складах и базах воинских частей, учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев

Примечание: на мороженые мясо, птицу и субпродукты указанные в таблице нормы применяются только при температуре хранения ниже –4 °С до –8 °С.

При хранении мяса в блоках, упакованного без применения полимерной пленки, норма естественной убыли применяется в размере 70% от норм, предусмотренных для мороженого мяса в тушах, полутушах.

При хранении мороженых мяса и мясных товаров (кроме мяса птицы), упакованных с применением полимерной пленки, норма естественной убыли применяется в размере 50% от нормы, указанной в таблице для соответствующего вида товара.

Рассмотрим Нормы естественной убыли парных мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников) (см. табл. 31).

Приложение 4 к приказу МВД СССР от 11 августа 1988 г. № 173

Нормы естественной убыли парных мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников) (в процентах)

Согласно Указаниям по применению норм естественной убыли парных мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников) (разработано в соответствии с приказом Министерства торговли СССР от 27 декабря 1983 г. № 309) нормы естественной убыли установлены для возмещения потерь мяса и мясопродуктов, образующихся от усушки при холодильной обработке (остывании, замораживании) и хранении (в охлажденном и мороженом состоянии) этих продуктов.

Утвержденные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактической массы мяса и мясопродуктов окажется недостача против учетных данных.

Естественная убыль мяса и мясопродуктов списывается с материально ответственных лиц по учетным ценам и фактическим размерам, но не выше установленных норм.

Основанием для начисления естественной убыли по нормам при холодильной обработке и хранении являются указания в приемных документах о термическом состоянии мяса и мясопродуктов (парные, остывшие) и их температуре.

Температура мяса и мясопродуктов измеряется в каждой партии:

1) мяса в тушах, полутушах, четвертинах, отрубах – в толще мышц на глубине 6 см от поверхности не менее чем в 4 единицах;

2) мясопродуктов в блоках – в центре блока не менее чем в 4 единицах. В приемные документы заносится средняя температура.

При перевозках мяса и субпродуктов кроликов и птицы различными видами транспорта они также теряют определенное количество массы. Рассмотрим нормы естественной убыли мяса и субпродуктов кроликов и птицы при перевозках в авторефрижераторах в таблице 32.

Приложение к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 424/137

Нормы естественной убыли мяса и субпродуктов кроликов и птицы при перевозках в авторефрижераторах

Примечание: в расчетах по определению норм естественной убыли в зависимости от расстояния при перевозках в авторефрижераторах следует принимать, что последующие 100 км начинаются с каждого 51-го км (например, при расстоянии 151 км и далее до 250 км нормы такие же, как и для 200 км).

Нормы естественной убыли мяса птицы всех видов и кроликов, не упакованного в пакеты из полимерных пленок, при перевозках другими видами транспорта независимо от продолжительности транспортировки и времени года составляют:

1) при перевозках железнодорожным транспортом охлажденного мяса – 0,72%, замороженного – 0,18%;

2) при перевозках водным транспортом охлажденного мяса – 0,70%, замороженного – 0,30%.

При перевозках воздушным транспортом мясо и субпродукты птицы всех видов и кроликов классифицируются как «мокрый груз» с соответствующим соблюдением условий упаковки и транспортировки. Нормы естественной убыли в этом случае не применяются.

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках автомобильным транспортом указаны в таблице 33.

Приложение 2 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках автомобильным транспортом

Примечание: при транспортировке птицы, упакованной в полимерную пленку, колбас сырокопченых, мясокопченостей сырокопченых и жиров топленых нормы естественной убыли не применяются.

При транспортировке сарделек и сосисок применяется норма естественной убыли, установленная для колбас вареных, с повышением на 20%.

При транспортировке мороженого мяса в блоках, упакованного с применением полимерной пленки, норма естественной убыли применяется в размере 50%, а для других видов упаковки – в размере 70% от норм, предусмотренных для мороженого мяса в тушах, полутушах, четвертинах и торговых отрубах.

При транспортировании мяса и мясных товаров (кроме мороженых мяса и субпродуктов в весенне-летний период года и мяса птицы – круглый год) с развозом этих продуктов непосредственно в торговую сеть (кольцевые перевозки) в 3–5 точек применяется дополнительная норма естественной убыли в размере 0,08%, свыше пяти точек – 0,10%.

При транспортировании колбасных изделий в изотермических контейнерах нормы естественной убыли не применяются.

Нормы естественной убыли замороженного мяса при перевозках автомобильным транспортом указаны в таблице 34.

Приложение 3 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли замороженного мяса при перевозках автомобильным транспортом

Примечание: нормы применяются при междугородних перевозках мороженого мяса всех видов в Республике Саха (Якутия), Республике Коми, Магаданской области и в районах Крайнего Севера, Красноярском крае в осенне-зимний период.

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках в авторефрижераторах с азотной системой охлаждения (в процентах к массе нетто продукции) отражены в таблице 35.

Приложение 4 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках в авторефрижераторах с азотной системой охлаждения (в процентах к массе нетто продукции)

Примечание: настоящие нормы применяются при внутригородских, междугородних и межреспубликанских перевозках мяса и мясопродуктов в весенне-летний период.

Нормы естественной убыли массы мяса и мясопродуктов при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах отражены в таблице 36.

Приложение 5 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли массы мяса и мясопродуктов при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах

* При перевозках свыше четырех суток за каждые последующие сутки норма естественной убыли увеличивается на 0,05% массы;

** При перевозках свыше семи суток за каждые последующие двое суток норма естественной убыли увеличивается на 0,05% массы.

Нормы естественной убыли массы колбас и копченостей при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах указаны в таблице 37.

Приложение 6 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли колбас и копченостей при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах

Примечание: при перевозке колбас полукопченых продолжительностью свыше 6 суток за каждые последующие сутки норма естественной убыли увеличивается на 0,01% от массы нетто-брутто.

Нормы естественной убыли по массе нетто применяют при расчетах с грузополучателями, а по массе брутто – при получении груза от железной дороги.

Нормы естественной убыли подмороженного мяса при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах отражены в таблице 38.

Приложение 7 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли подмороженного мяса при перевозках в железнодорожных рефрижераторных вагонах, контейнерах

Примечание: при перевозках подмороженного мяса свыше 4 суток за каждые последующие сутки норма увеличивается на 0,015% к массе.

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках водными видами транспорта (речной, морской) указаны в таблице 39.

Приложение 8 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках водными видами транспорта (речной, морской)

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, отражены в таблице 40.

Приложение 9 к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 21 ноября 2006 г. № 425/138

Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

источник

(в ред. — Приказа Минторга РСФСР от 09.06.86 N 144)

Наименование Расстояние перевозки, км Нормы естественной убыли в процентах к массе нетто товара
1 2 3
Мясо охлажденное и остывшее (в тушах, полутушах, четвертинах и торговых отрубах) от 51 до 100 0,06
свыше 100 Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01%
Мясо замороженное (в тушах, полутушах, четвертинах и торговых отрубах)
от 51 до 100 0,04 свыше 100 Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% (в период с 1 ноября по 31 марта) Мясо замороженное в блоках: упакованное в короба и ящики из гофрированного картона и полимерную пленку до 400 Норма не применяется свыше 400

Норма применяется в размере 0,01% за каждые последующие 100 км (в период с 1 ноября по 31 марта) упакованное в другие виды упаковки

до 200 Норма не применяется свыше 200

Норма применяется в размере 0,01% за каждые последующие 100 км (в период с 1 ноября по 31 марта) Мясо птицы охлажденное и остывшее без упаковки в полимерные пленки (куры, гуси, индейки и др.) и кролики от 51 до 100 0,05 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,02% Мясо птицы охлажденное и остывшее, упакованное в полимерные пленки (куры, гуси, индейки и др.) и кролики от 51 до 100 0,02 от 101 до 300

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% от 301 до 800 0,05 свыше 800 0,06 Мясо птицы замороженное, упакованное в полимерные пленки (куры, гуси, индейки и др.) и кролики до 500 Норма не применяется свыше 500 Норма применяется в размере 0,01% за каждые последующие 100 км Колбасы полукопченые и варено — копченые от 51 до 100

Читайте также:  Потеря веса при низком давлении

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,02% Колбасы вареные от 51 до 100 0,12 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,05% Продукты из мяса всех видов вареные, копчено — вареные, копчено — запеченные, запеченные и жареные от 51 до 100 0,07 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% Продукты из мяса всех видов сырокопченые до 100 Норма не применяется от 101 до 500 0,02 свыше 500 0,03 Субпродукты охлажденные от 51 до 100 0,33 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,10% Субпродукты замороженные от 51 до 100 0,01 от 101 до 500

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% свыше 500

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,02% (в период с 1 ноября по 31 марта) Жир — сырец охлажденный от 51 до 100 0,06 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,02% Жир — сырец замороженный от 51 до 100 0,02 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% Шпик до 500 Норма не применяется свыше 500 0,02 Бекон соленый от 51 до 100 0,10 свыше 100

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,02% Мясо птицы замороженное без упаковки в полимерные пленки (куры, гуси, индейки и др.) и кролики от 51 до 100 0,02 от 101 до 300

Норма увеличивается за каждые последующие 100 км на 0,01% от 301 до 800 0,05 свыше 800 0,06 (в ред. Приказа Минторга РСФСР от 09.06.86 N 144)

Примечание. В период с 1 апреля по 31 октября по замороженным:

мясу в тушках, полутушках, торговых отрубах и субпродуктам норма естественной убыли при перевозке на расстояние до 500 км не применяется; свыше 500 км — норма применяется в размере 0,01 процента за каждые последующие 100 км;

мясу в блоках замороженному, упакованному в полимерные пленки, а также в ящики и короба из гофрированного картона, норма естественной убыли устанавливается в размере 50 процентов, а для других видов упаковки — в размере 70 процентов от норм, предусмотренных для мяса замороженного в тушах, полутушах, четвертинах и торговых отрубах.

При перевозке вареных колбас на расстояния до 50 км применяется норма естественной убыли в размере 0,08 процента.

При перевозках сарделек и сосисок норма естественной убыли устанавливается на 20 процентов выше норм для вареных колбас.

При перевозках сырокопченых колбас и пищевого топленого жира норма естественной убыли не применяется.

При перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах с развозом этих товаров непосредственно в торговую сеть более, чем в две торговые точки, применяется дополнительная норма естественной убыли в размере 0,05 процента.

Нормы естественной убыли за последующие неполные 100 км начисляются в следующем порядке: за расстояние до 50 км — норма не начисляется; за расстояние от 51 до 100 км — норма начисляется как за 100 км.

Настоящие Нормы применяются также и при межреспубликанских перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах.

1. Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при междугородных перевозках в авторефрижераторах распространяются на предприятия государственной и кооперативной торговли, на предприятия мясной промышленности, а также на автотранспортные предприятия независимо от их ведомственного подчинения.

2. Нормы применяются при перевозках мяса и мясопродуктов в авторефрижераторах (автомашинах, оборудованных приборами охлаждения).

В Нормы не включены потери, образующиеся вследствие порчи продуктов и повреждения тары.

3. Нормы являются предельными и применяются в тех случаях, когда при приемке груза, перевозимого в авторефрижераторах, обнаружена фактическая недостача товаров, которая определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с фактически принятой массой товара, зафиксированной в приемном акте (получателем).

Установленные Нормы естественной убыли на мясо остывшее, охлажденное и замороженное распространяются на говядину, баранину, свинину, козлятину, конину, оленину и др.

4. По товарам, принятым в пункте назначения счетом или по трафаретной массе, Нормы естественной убыли не применяются.

5. Сверхнормативные потери товаров, образующиеся вследствие подмораживания охлажденного или остывшего мяса в процессе перевозки в авторефрижераторах, относятся на автотранспортные предприятия (организации), осуществляющие эти перевозки.

Пример расчета норм естественной убыли.

Мясо охлажденное перевозилось на расстояние 800 км. Норма естественной убыли на это расстояние рассчитывается следующим образом: за первые 100 км — 0,06%; за последующие 700 км — 0,07% (по 0,01% за каждые 100 км). Следовательно, норма естественной убыли при перевозке охлажденного мяса на расстояние 800 км составит:

При перевозке мяса охлажденного на расстояние 801 — 850 км применяется норма в размере 0,13%, то есть как на расстояние 800 км; при перевозке на расстояние 851 — 900 км применяется норма в размере 0,14% (0,13% за расстояние 800 км плюс 0,01% за последующие 100 км).

Приложение N 3
к Приказу Минторга РСФСР
от 01.03.85 N 54

Утверждены
Приказом Минторга СССР
от 29.12.84 N 339

источник

При существующей системе заготовок хозяйства несут большие потери мяса при транспортировке скота по плохим дорогам и в неприспособленном транспорте. Так, перевозка бычков массой 400 кг на расстояние 120-130 км приводит к потерям от 32 до 48 кг живой массы. При доставке на автомобилях хозяйства ежегодно несут потери живой массы от 6 до 9 %, которые происходят как за счет очищения желудочно-кишечного тракта, так и в результате обезвоживания тканей, расходования углеводов и жира.

В зависимости от расстояния перевозки, численности животных, состояния дорог и времени года, эпизоотического состояния местности и других условий необходимо выбрать лучший способ доставки скота на убой: гоном, по железной дороге, автомобильным или водным транспортом. Основное поголовье убойного скота перевозят автомобильным и железнодорожным транспортом. Транспортировка скота автотранспортом является преобладающей и наиболее эффективной.

Для перевозки используют специальные скотовозы или грузовые автомобили, которые оборудуют деревянными щитами высотой не менее 2 м. На дно кузова насыпают слой опилок или соломы. В кузове не должно быть острых выступающих частей, в неблагоприятную погоду его накрывают брезентом.

В зависимости от грузоподъемности машины, размеров кузова, живой массы и возраста животных, расстояния транспортировки, состояния дороги и других факторов на машину грузят различное количество скота. На скотовоз обычно грузят 16 взрослых животных или 20 голов молодняка. В приспособленных грузовиках животных размещают по ходу движения автомобиля и обязательно привязывают. В каждую машину грузят однородных по полу, виду, возрасту и живой массе животных.

Транспортировка оказывает на животных не только физическое, но и психическое воздействие. Страх является самым тяжелым психическим грузом, вызывающим стрессовое состояние у животных. В начале пути животные обеспокоены, возбуждены, у них начинается опорожнение кишечника и мочевого пузыря, растрачиваются питательные вещества, отложенные в теле. Исследования показывают, что основные причины потерь живой массы — расстояние и продолжительность перевозки. Так, при транспортировке скота на расстояние 40 км в течение 2 ч потери массы тела составили 2,3 % от первоначальной; при увеличении расстояния до 100 км и продолжительности перевозки 5 ч потери возросли до 3,9%, а на расстояние 300 км потери увеличились до 5%. При длительных автомобильных перевозках (более 6 ч) через 10 ч пути животным дают возможность отдохнуть 3-4 ч, их кормят и поят. В это время очищают кузов и подновляют подстилку.

Скорость движения автомобиля по асфальтированным дорогам не более 60 км/ч, с булыжным и щебеночным покрытием — 45, грунтовым — 25 км/ч. Темп движения спокойный, размеренный, без лишних торможений, рывков, внезапных остановок.

Потери живой массы начинаются во время подготовки животных к погрузке и отправке. Еще на месте, в хозяйстве, они подвергаются стрессовым нагрузкам в результате смешивания различных групп, продолжительного содержания в сырых, грязных загонах без навесов, получения травм во время погрузки. Наибольшие потери наблюдаются там, где отсутствуют или плохо оборудованы эстакады для погрузки скота.

Избежать травм и уменьшить потери живой массы можно путем правильного устройства погрузочно-разгрузочной эстакады. Она представляет собой овально изогнутый проход (в форме улитки), пол которого, начиная от сужения до загона весовой площадки, постепенно поднимается под углом 12° до уровня автомобиля-скотовоза. Стенки прохода высотой 2 м делают из теса. Длина прохода 10 м, ширина — 80 см. Пол застилают гравием и песком. Животные при погрузке и выгрузке, попадая в узкий проход с высокими стенками, инстинктивно ускоряют шаг, подталкивая впереди идущих. При использовании такой эстакады погрузка и выгрузка одного автомобиля проходит в 5 раз быстрее, чем на эстакадах с открытым скотопрогоном, а травматизм животных сокращается до минимума.

Снижает стрессовые нагрузки обработка убойного скота транквилизаторами (успокаивающими веществами): аминазином, гидроксизином, трифтазином и другими. Эти вещества снижают напряженность, чувство страха, животные меньше подвергаются травмам и мало теряют в весе, улучшаются физико-химические показатели мяса. Обрабатывают скот транквилизаторами за 30 минут до погрузки. Аминазин и трифтазин вводят внутримышечно в виде 2,5%-го раствора, приготовленного на 0,5 %-м растворе новокаина в дозе 0,7-1,0 мг на 1 кг живой массы. С целью снижения потерь живой массы при доставке скота на мясокомбинат за неделю до отправки исключают из рациона сочные корма, заменяя их грубыми и концентрированными.

Перед отправкой из хозяйства на мясоперерабатывающее предприятие животных осматривает ветеринарный врач. На каждую партию скота оформляет ветеринарное свидетельство и товарно-транспортную накладную в трех экземплярах, из которых один оставляют в хозяйстве, а два экземпляра вручают старшему проводнику. В товарно-транспортную накладную записывают номер, пол, возраст животных, живую массу и упитанность. При перевозке скота по железной дороге оформляют путевой журнал.

Железнодорожные перевозки убойного скота составляют в Сибири около 20 %. Для транспортировки используют обычные товарные вагоны, оборудованные привязями, кормушками, поилками, стойлами. В вагон грузят только здоровый скот не позднее чем через 3^1 часа после ветеринарного осмотра. Специалисты транспортной ветеринарно-санитарной службы проверяют правильность оформления документов и соответствие данных поголовью и состоянию скота. В четырехосный вагон размещают однородных животных из расчета: 16-20 голов взрослого скота, 24—28 молодняка и 36-50 телят. Их располагают вдоль вагона и привязывают.

Обслуживает животных бригада проводников, которые кормят, поят животных, наблюдают за их состоянием, очищают стойла, следят за исправностью вентиляционных устройств, не допускают в вагоны посторонних лиц. В первый день поездки животные, как правило, обеспокоены, у них снижается аппетит. На 2-3-и сутки они успокаиваются, привыкают к обстановке, лучше потребляют корм. На 5-6-е сутки животные устают, плохо едят, худеют, поэтому оптимальный срок транспортировки по железной дороге не более 5 суток.

Для снижения потерь живой массы заблаговременно переводят животных на транспортный рацион (4-6 кг сена и комбикорм, обогащенный минеральными добавками). В период транспортировки устанавливают такой же режим кормления и поения. Прибывших животных осматривают представители ветеринарно-санитарного надзора, проверяют сопроводительные документы и дают разрешение на разгрузку. Сначала выгружают здоровый скот, затем с неясным диагнозом, больной и в последнюю очередь — трупы павших животных, если таковые имеются. По железной дороге скот перевозят на расстояние от 300 до 1500 км.

Наиболее эффективен перевод мясоперерабатывающих предприятий на прямые связи с хозяйствами. В свое время Новосибирский агропромышленный комитет разработал комплексную программу «Прямые связи». В программе ставилась задача определить сырьевые зоны, увеличить мощности мясокомбинатов за счет реконструкции и расширения действующих и строительства новых предприятий мясной промышленности. Было запланировано иметь во всех хозяйствах дороги с твердым покрытием к каждой ферме и месту приема скота, а пункты сдачи-приемки должны быть оборудованы загонами, навесами, расколами, погрузочными эстакадами, весами. Однако эта программа не была полностью реализована.

Во многих странах система закупки убойного скота включает приемку его в хозяйствах-производителях и доставку специализированным транспортом. Такая система применяется в Прибалтийских странах. Хозяйства ежегодно заключают договоры с мясокомбинатами, составляют график вывоза скота, согласно которым специалисты хозяйств готовят животных к сдаче. После приемки и оформления документов скот становится собственностью мясокомбината, который отвечает за его транспортировку, предубойную выдержку и переработку

При такой организации сдачи-приемки животных перевозят на специально оборудованных автомобилях, что до минимума сократило травматизм и стрессы, повысило эффективность использования машин и оборудования. Центровывоз позволил снизить расходы на доставку скота на 40 %.

Практика установления прямых связей показывает, что при таком методе заготовки скота более эффективно используется специализированный автотранспорт, создаются условия для повышения качества мяса и кожевенного сырья, обеспечивается более ритмичная работа перерабатывающих предприятий, отпадает необходимость выделять из хозяйств транспорт и людей для перевозки скота.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: