Перелеты при тромбозе глубоких вен

Важным вопросом является длительный авиаперелет при тромбозе. На высоте на вены ног оказывается негативное воздействие нескольких факторов. Это неудобное нахождение тела в положении сидя во время перелета и низкая концентрация кислорода. Во избежание повышения вязкости крови многим больным приходится отказаться от самолетов. В случае острой необходимости использования такого вида транспорта следует соблюдать простые правила и рекомендации.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Даже «запущенный» варикоз можно вылечить дома, без операций и больниц. Просто прочитайте что говорит Екатерина Андреева читать рекомендацию.

Если врач настоятельно рекомендует ограничиться в перелетах, то не следует рисковать жизнью.

Для любого человека авиаперелет является стрессом. Однако здоровому организму требуется меньше энергии и ресурсов на восстановление. Существует опасность, связанная с передвижением на самолете при тромбозе. Одной из главных причин повышения вязкости крови и нарушения кровотока может стать длительное нахождение в согнутом положении. В такой позе кровоток застаивается, а при резком движении снова возобновляет свою деятельность, что заставляет клетки крови активно сгущаться и образовывать тромбы. Еще одной не менее важной причиной может стать употребление маленького количества чистой питьевой воды до и во время авиаперелета. Ведь вода помогает разжижать кровь, потому необходимо держать правильный водный баланс.

Факторами риска образования тромба могут послужить алкогольные напитки, предлагаемые на борту авиалайнеров или нервное напряжение, связанное с боязнью самолетов. Если врач разрешил, то летать при тромбозе можно, но при этом обязательно соблюдая все врачебные рекомендации. Если есть возможность выбрать другой вид транспорта, то при таком заболевании лучше воспользоваться им.

К тексту есть комментарии вы можете их прочитать

Такой вид пассажирской перевозки представляет опасность при тромбозе из-за низкого содержания кислорода на высоте. При взлете на борту самолета резко падает давление, организм перестает получать кислород в достаточном количестве и клетки крови активно сгущаются. Возникновение низкого парциального давления может ухудшить состояние больного тромбозом вен. Длительное обездвиживание и неудобная поза выключают слаженную работу мышц и вен нижних конечностей, что провоцирует застой лимфы, крови и тканевой жидкости в ногах.

Очень важно! Андреева E.: «Я могу порекомендовать лишь одно средство для быстрого лечения варикоза» читать далее.

Желательно готовиться к авиаперелету заблаговременно, однако если такой возможности не представляется, то необходимо выполнить ряд необходимых мер. Чтобы не навредить своему здоровью, при тромбозе рекомендуется придерживаться таких правил:

  • За несколько дней до и после перелета следует принимать флеботропный препарат, например, «Детралекс» или «Венарус». Обязательно проконсультируйтесь с врачом при выборе медикаментов.
  • Начать принимать отвар крапивы, ромашки, шалфея или белой акации.
  • Следить за нормальным уровнем жидкости в организме, не превышая норму.
  • Нужно одеть как можно более комфортную и свободную одежду и обувь, которые не будут сдавливать конечности.
  • Периодически прохаживаться по салону, не давая организму засиживаться.
  • Отказаться до и во время перелета от алкоголя и сладких соков. Только чистая вода без газа.
  • Не рекомендуется длительный сон во время авиаперелета. Необходимо время от времени передвигаться.
  • После перелета можно принять теплую ванну с добавлением коры дуба или ивы, это поможет расслабить весь организм. Исключить эту процедуру, если наблюдаются воспалительные процессы в организме.
  • Не переставать принимать флеботропные медикаменты после перелета, особенно если следующий перелет скоро.

Такие рекомендации помогут перенести перелет без осложнений для организма или минимизировать последствия от него. По возвращении домой следует обязательно обратиться к врачу и сдать необходимые анализы, чтобы убедиться, что авиапутешествие не нанесло здоровью вред. Чтобы исключить риск усугубления недуга, при тромбозе необходимо выбирать более подходящий вид транспорта.

источник

Каждый, кто летает на самолете часто, хоть раз в жизни слышал тревожное объявление: «Есть ли в салоне врач? Человеку плохо». Иногда причина вызова к пассажиру внезапная одышка или сильный кашель. И это очень грозные симптомы! Внезапный кашель у авиапассажира – это так серьезно, что иногда самолет экстренно сажают. Я расскажу о профилактике тромбоза путешественника или синдрома эконом класса препаратом Пиявит.

В 1954 году Хоманс сообщил о случае тромбоэмболии у пассажира после авиаперелета. По мере роста популярности авиаперелетов увеличилось и число случаев тромбозов у путешественников. И была выявлена причинно-следственная связь между ними. Симинтон и Стак в 1977 году использовали термин синдром «эконом-класса» после выделения 8 пациентов из 182 больных с тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА), у которых легочная эмболия случилась вскоре после авиаперелетов в бюджетном салоне самолета.

Сарвесаран анализировал отчеты аэропорта Хитроу, и обнаружил, что 18% случаев внезапной смерти в аэропорту Великобритании произошли в результате легочной эмболии у путешественников, которые летели на длительные расстояния.

Итак, оказывается можно лететь, и не долететь. В полете может случиться беда под названием «тромбоз путешественника», авиапутешественника (тромбоз авиапассажира) или, как его раньше называли, «Синдром эконом-класса». На самом деле тромбоз случается и у пассажиров бизнес-класса.

В самолете чаще случается тромбоз вен нижних конечностей – тромбоз глубоких вен нижних конечностей ТГВ и, если тромб оторвется и отправится в путешествие по венозной системе, то может развиться тромбоэмболия легочной артерии – ТЭЛА

  • Неподвижность во время полета. В самолете человек долго сидит с согнутыми в коленях ногами, в неудобной позе и это создает условия для застоя крови – венозный стаз.
  • Край сидения давит на подколенную области и вносит свой вклад в повреждение стенки сосуда .
  • Низкое давление кислорода в салоне ведет к гипобарической гипоксии, которая запускает цепь реакций, ведущих к сгущению крови.
  • Обезвоживание в длительном полете, особенно, если человек употребляет алкоголь на борту, так же сгущает кровь и способствует образованию тромбов.

Вот Вам и триада Вирхова необходимая для тромбоза: венозный застой, сгущение крови и повреждение сосуда

  • место у окна считается более опасным;
  • полет свыше 4 часов увеличивает риск тромбоза путешественников вдвое;
  • индивидуальные риски пассажира.
  • Пожилой возраст (риск увеличивается после 40 лет)
  • Злостное курение
  • Ожирение (Индекс массы тела – ИМТ > 30 кг / м2)
  • Использование эстрогенных гормональных контрацептивов или заместительной гормональной терапии.
  • Беременность и послеродовой период
  • Тромбофилия (такие, как фактор V Лейден мутация или антифосфолипидный синдром) или семейная история венозной тромбоэмболии
  • Предыдущий эпизод венозного тромбоза
  • Активный рак, химиотерапия
  • Серьезные медицинские предпосылки: хронические болезни (например, застойной сердечной недостаточности или воспалительные заболевания кишечника и др. в фазе обострения)
  • Недавние операции, госпитализации или травмы
  • Ограниченная подвижность (например, парализованный человек)
  • Венозная катетеризация (катетер в вене) в настоящем или ближайшем прошлом
  • Варикоз вен нижних конечностей

На какие же симптомы стоит обратить особое внимание во время полета?

Тромбоз глубоких вен нижних конечностей имеет не слишком яркие симптомы, которые пассажир может и пропустить по невнимательности:

  • Боли или ощущение скованности, напряжения в одной ноге, обычно ниже колена,
  • покраснение, или посинение конечности,
  • отек ноги,
  • ощущение жара в ноге.

Если такие признаки появились во время полета или в течение месяца после него, то надо срочно обратиться к врачу.

Тромбоэмболия легочной артерии ТЭЛА тоже имеет неспецифические симптомы, к счастью, далеко не всегда ТЭЛА смертельна!

  • Самый частый симптом легочной эмболии – внезапный кашель с одышкой, учащение дыхания;
  • внезапное появление мокроты, слизистой или с примесью розового цвета;
  • реже – боль в грудной клетке;
  • потеря сознания

В случае, если эти симптомы случились на борту, нужно немедленно пригласить бортпроводника.

После полета еще целый месяц у путешественника есть риск развития тромбоза и тромбоэмболии.

Что же надо делать пассажирам, у которых есть один или несколько факторов риска тромбоза путешественника?

  • В полете надо вставать с места и ходить по салону;
  • На каждые полтора часа полета надо пить 200 мл воды (чая, кофе, сока и т.д.);
  • Шевелить ногами под сидением делать специальные упражнения. Если есть рядом свободное место ноги надо поднять!

Что опасно делать в полете:

нельзя пить алкоголь в полете;

нельзя принимать снотворные средства в полет.

Но если риск тромбоза велик, в случаях, когда встретились несколько факторов риска у одного пассажира, то назначают особую медикаментозную профилактику.

Общепринятыми мерами медицинской профилактики в мире считаются:

  • назначение специальных медицинских чулок (противоварикозные чулки высокой компрессии);
  • и профилактика гепарином или варфарином. Ее проводят только ограниченному числу пассажиров с высоким риском развития тромбоза.

Аспирин и клоридогрел БЕСПОЛЕЗНЫ и венозный тромбоз не предупреждают. Также БЕСПОЛЕЗНЫ и венотоники.

А что же делать тем, кто не переносит гепарин и варфарин? И тем, у кого тромбоз был, но давно, и всем тем, кто опасается за свое здоровье в полете?

  • Во-первых, если есть реальные опасения, следует посетить врача.
  • Во-вторых, есть прекрасное профилактическое средство – пиявки на ноги накануне полета и после полета. Но пиявки не так уж и популярны.

Есть еще одно прекрасное средство, и именно о нем я и расскажу. В 2008 году я перенесла тромбоз, и с тех пор пользуюсь пиявками для профилактики тромбоза. Но в путешествиях таскать с собой бутылку с пиявками не очень удобно. И именно для путешествий я выбрала Пиявит.

ПИЯВИТ – таблетки из сухих пиявок

Лично я нашла для себя препарат, который гораздо менее вреден, чем варфарин или гепарин (оба лекарства токсичны для печени и имеют риск кровотечений) и более эффективен в отношении уже существующих тромбов.

Это препарат ПИЯВИТ – натуральный антикоагулянт на основе сухих пиявок.

Препарат в капсулах. Специально обработанный порошок из высушенной пиявки сохраняет активность, присущую секрету слюнных клеток пиявки, в течение нескольких лет. Одна капсула содержит примерно порошок одной сухой пиявки, об этом я узнала от самого разработчика Пиявита – профессора Басковой И.П. (МГУ). Капсулы содержат серый порошок с запахом пиявок.

Испытания препарата проводились в факультетской клинике хирургии им. С.М. Спасокукоцкого Москва и других клиниках. Выяснено, что препарат пиявит не только ПРЕДУПРЕЖДАЕТ образование тромба, но и РАЗРУШАЕТ уже имеющиеся тромбы.

Позволю себе привести здесь цитату из книги «Гирудотерапия. Наука и практика» (Баскова И.П. Исаханяе Г.С. Москва 1996г.)

«Противотромботическое действие Пиявита: препарат используется в качестве эффективного и безопасного средства для профилактики венозных тромбоэмболических нарушений… Пятилетний опыт М.М. Мамедова и З.А. Мамедовой (г. Махачкала) свидетельствуют об эффективности применения Пиявита для профилактики тромбоза глубоких вен и тромбоэмболии легочной артерии более чем у 150 больных… Пиявит назначался в индивидуально подобранных дозах, длительность профилактики 2-12 дней.»

Итак, я принимаю пиявит (как написано в инструкции) с профилактиической целью. В течении уже первой недели приема у меня прошли тяжесть и скованность в ногах. Я стала лучше переносить физические нагрузки – у меня нет одышки при подъеме на 7 этаж без остановки и, неожиданно для меня, улучшился цвет лица.

Мое мнение – препарат с целью профилактии тромбоза у путешественников надо начинать принимать за неделю до предполагающегося полета и продолжать минимум еще одну неделю после полета в профилактической дозе (как указано в инструкции).

Купить Пиявит можно в интернет аптеках, а также непосредственно у производителя в интернет-аптеке фабрики ГирудИ.Н. Цена на фабрике ниже, чем в интернет магазинах. Заказать препарат на фабрике можно и по телефону: (8453) 23-22-75

Смотрите видео о применении капсул Пиявит для профилактики тромбоза путешественника.

источник

Более 10% всего населения планеты страдает от воспаления вен и тромбов. Лишь только 2-3 % из них имеют острую стадию заболевания, при которой имеется множество запретов. При хронической болезни строгие ограничения практически отсутствуют, но все же каждого пациента интересует вопрос: «что можно при тромбофлебите и чего нельзя?».

Если диагностирован хронический тромбофлебит, летать можно. А вот перелеты/переезды при острой форме болезни, или сразу после операций на венах категорически запрещены. Поэтому, на вопрос — можно ли бегать при тромбофлебите нижних конечностей — врачи отвечают также неоднозначно. С одной стороны, на хронической стадии медленный бег рекомендован, а вот на острой — категорически запрещен. Доказано, что даже полностью здоровые люди, которые проводят в самолетах более четырех суток в месяц, подвержены риску образования тромбов. А вот те пациенты, которые уже страдают от наличия воспаленных тромбов (особенно в глубоких венах), могут заработать опаснейшее осложнение прямо во время перелета. Тромб может оторваться и начать перемещаться по венам, после чего спровоцировать закупорку и даже легочную эмболию. Обусловлена такая опасность тем, что пассажиры долгое время находятся в замкнутом пространстве. Обычно расстояние между сидениями достаточно узкое и позволяет сидеть только с согнутыми в коленях ногами. Это приводит к значительному ухудшению кровотока, что нельзя допустить при тромбофлебите. Хорошей новостью является то, что все-таки существуют методы защиты своего здоровья во время дальней поездки. Нижеприведенные рекомендации подойдут не только для тех, кто планирует перелет, но и тем, кто хочет совершить длительную поездку на машине.

Варикоз — ужасная «чума XXI века». 57% больных умирают в течение 10 лет от.

На вопрос — можно ли водить машину при тромбофлебите ног — врачи отвечают положительно, но с определенными оговорками. Во-первых, необходимо надеть специальное компрессионное белье, которое будет стимулировать кровообращение. Правильный класс давления подберет флеболог. А вот остальная одежда должна быть свободной. Второе правило: обязательно двигаться каждый час. Ведь на вопрос — можно ли ходить при тромбофлебите — медики также отвечают положительно (конечно если это не касается острой стадии). А так как перелеты и переезды разрешены только на хронической стадии, то можно смело вставать и ходить по салону самолета, и просто вокруг машины. Если по причине турбулентности вставать запрещено, то рекомендуется выполнить простые упражнения. Прямо в кресле самолета/автобуса начать перемещать лодыжки вверх и вниз, вставать на цыпочки и аккуратно бить одной ногой о другую. В том случае если перелеты и переезды категорически запрещены, а добраться в пункт назначения жизненно необходимо, то врач может сделать инъекцию гепарина. После окончания путешествия можно сделать ванночку для ног. Но можно ли греть, парить ноги при тромбофлебите в каждом конкретном случае, подскажет только врач. Оптимальным вариантом будет обмыть ноги водой комнатной температуры.

Ксения Стриженко: «Как я избавилась от варикоза на ногах за 1 неделю? Это недорогое средство творит чудеса, это обычный. «

Важным вопросом является длительный авиаперелет при тромбозе. На высоте на вены ног оказывается негативное воздействие нескольких факторов. Это неудобное нахождение тела в положении сидя во время перелета и низкая концентрация кислорода. Во избежание повышения вязкости крови многим больным приходится отказаться от самолетов. В случае острой необходимости использования такого вида транспорта следует соблюдать простые правила и рекомендации.

Если врач настоятельно рекомендует ограничиться в перелетах, то не следует рисковать жизнью.

Для любого человека авиаперелет является стрессом. Однако здоровому организму требуется меньше энергии и ресурсов на восстановление. Существует опасность, связанная с передвижением на самолете при тромбозе. Одной из главных причин повышения вязкости крови и нарушения кровотока может стать длительное нахождение в согнутом положении. В такой позе кровоток застаивается, а при резком движении снова возобновляет свою деятельность, что заставляет клетки крови активно сгущаться и образовывать тромбы. Еще одной не менее важной причиной может стать употребление маленького количества чистой питьевой воды до и во время авиаперелета. Ведь вода помогает разжижать кровь, потому необходимо держать правильный водный баланс.

Факторами риска образования тромба могут послужить алкогольные напитки, предлагаемые на борту авиалайнеров или нервное напряжение, связанное с боязнью самолетов. Если врач разрешил, то летать при тромбозе можно, но при этом обязательно соблюдая все врачебные рекомендации. Если есть возможность выбрать другой вид транспорта, то при таком заболевании лучше воспользоваться им.

Такой вид пассажирской перевозки представляет опасность при тромбозе из-за низкого содержания кислорода на высоте. При взлете на борту самолета резко падает давление, организм перестает получать кислород в достаточном количестве и клетки крови активно сгущаются. Возникновение низкого парциального давления может ухудшить состояние больного тромбозом вен. Длительное обездвиживание и неудобная поза выключают слаженную работу мышц и вен нижних конечностей, что провоцирует застой лимфы, крови и тканевой жидкости в ногах.

Желательно готовиться к авиаперелету заблаговременно, однако если такой возможности не представляется, то необходимо выполнить ряд необходимых мер. Чтобы не навредить своему здоровью, при тромбозе рекомендуется придерживаться таких правил:

  • За несколько дней до и после перелета следует принимать флеботропный препарат, например, «Детралекс» или «Венарус». Обязательно проконсультируйтесь с врачом при выборе медикаментов.
  • Начать принимать отвар крапивы, ромашки, шалфея или белой акации.
  • Следить за нормальным уровнем жидкости в организме, не превышая норму.
  • Нужно одеть как можно более комфортную и свободную одежду и обувь, которые не будут сдавливать конечности.
  • Периодически прохаживаться по салону, не давая организму засиживаться.
  • Отказаться до и во время перелета от алкоголя и сладких соков. Только чистая вода без газа.
  • Не рекомендуется длительный сон во время авиаперелета. Необходимо время от времени передвигаться.
  • После перелета можно принять теплую ванну с добавлением коры дуба или ивы, это поможет расслабить весь организм. Исключить эту процедуру, если наблюдаются воспалительные процессы в организме.
  • Не переставать принимать флеботропные медикаменты после перелета, особенно если следующий перелет скоро.

Такие рекомендации помогут перенести перелет без осложнений для организма или минимизировать последствия от него. По возвращении домой следует обязательно обратиться к врачу и сдать необходимые анализы, чтобы убедиться, что авиапутешествие не нанесло здоровью вред. Чтобы исключить риск усугубления недуга, при тромбозе необходимо выбирать более подходящий вид транспорта.

самостоятельные путешествия, дешевые авиабилеты, виза самостоятельно, отзывы туристов, погода на курортах, аренда авто, туристическая страховка, маршруты достопримечательности

— Не курить вообще.
— Не пить алкоголь до и во время полета. Не пить алкоголь много.
— Соблюдать диету. Жирное, например свинину, сливочное масло точно нельзя. Оливковое и много зелени.
— Следить за весом тела.
— Каждый день ходить не менее 5-7 км.
— Найти своего вменяемого врача, и наблюдаться у него регулярно. К сожалению, разные врачи говорят разное.
— Сходите к кардиологу, проверьте сосуды вообще, особенно коронарные.
— Какие лекарства пить и дозировки скажет только врач. К сожалению практически все лекарства сажают печень, особенно те, которые рассасывают тромбы.
— Как минимум перед полетом пить аспирин, или аналоги, например тромбо-асс.
— Важны возраст и наследственность.

Пс: наверное это лишнее, но кашель иногда бывает т.н. «сердечный», такой сухой.
Это когда кровь плохо через легкие прокачивается, застаивается в легких.
Ну это кардиолог скажет, скорее всего нет и все ок.

Компрессионные гольфы — это для профилактики, и не стоит от них отказываться. Ни через 3 года, ни через 10.

Впервые меня друзья-австралийцы заставили такие гольфы купить, когда я к ним в гости летела. Я вообще от этого далека была. А у них это за правило с детства, и не зря — они специалисты по длинным перелетам.

Сергей, иногда лучше вовремя 2 недели полежать, чем потом лежать гораздо дольше. В любом случае, не торопитесь. Подвиги немного подождут ? Выздоравливайте.

Напишу, с тайной мыслью поднять Сергею настроение, и по теме топика «Личный опыт и рекомендации». Но вопрос касается здоровья, поэтому явный Disclaimer — у всех индивидуальные особенности организма, ничего из нижесказанного не применимо ко всем!

Как уже упомянул — лет 5 назад случилась со мной крайне похожая история. И «Hа самолетах не летать!» — был однозначный прогноз врачей. Я полетел (под свою ответственность), возобновил регулярные трансокеанские перелеты — делюсь личным опытом.

1. Компрессионные гольфы. Врачи очень настойчиво рекомендовали чулки / колготки, и я честно купил и пробовал, но неудобно это. А вот гольфы — другое дело. Степень компрессии назначает врач, я начал с 3 класса компрессии, потом за пару лет опустил до 1 класса (минимального). Впечатление осталось крайне комфортное — удобнее, чем обычные носки, даже самые лучшие. Любые носки на моих ногах хоть чуток, но что-то пережимают, ухудшают кровоснабжение. А компрессионные гольфы — наоборот, это кровоснабжение чуть улучшают. Лететь в них просто приятнее, чем в носках.

2. Много жидкости в полете. Это общая рекомендация авиакомпаний, но мне ее добавили врачи. В самолете, по законам физики — крайне сухой воздух, и много жидкости выходит просто с дыханием. А кровь крайне чувствительна к недостатку воды в организме.

Спиртным в полете не злоупотребляю, но и не избегаю его особо. Традиционно — 0.33 или 0.5 пива перед посадкой в самолет (или на стыковке). В трансокеанском полете (5-8 часов) — под горячее не отказываю себе в 100-150 грамм вискаря, но главное — беру сухое вино, не стесняясь постоянно просить добавки. Не пренебрегаю ничем — ни баночкой воды, которую часто приносят с обедом, ни чашкой кофе / чая.

За перелет стремлюсь выпить не меньше 1- 1.5 литра жидкости (суммарно — вино, кофе, чай, вода). Больше — хорошо, меньше — плохо.

3. Движение ног. Мне врачи объяснили доходчиво — хотя работа у меня была чисто сидячая, но при этом каждые 2-3 часа человек встает (идет в туалет, или поздороваться с посетителем, или налить себе кофе, или взять нужный документ. ). А в самолете — часто человек вообще не встает 4-6 часов. И это при тромбозе очень критично. Поэтому каждый час — полтора — либо встать, размять ноги, особенно ступни, подниматься на носках, либо сидя — всякие движения ступнями (в Emirates в спинке каждого кресла лежит очень правильная карточка с картинками — как разминать ступни ног).

P.S. А через 14 месяцев после тромба — удалось и в дайвинг вернуться. Там было сильно страшнее — врачи вообще только смеялись — «ты нас не смеши, забудь навсегда», да и по здравому смыслу понятно, что перепады давления в дайвинге — в сотни раз больше, чем в самолете. Специально поехал в Пемутеран к своему приятелю и дайв-инструктору, все ему честно рассказал. Первый дайв пошли на час, но на 10-12 метров, он меня опекал каждую секунду, второй — на 18-20 метров. Потом вернулся в Москву, опять подробные анализы крови — ни малейших изменений. С тех пор я опять в дайвинге, но с некоторой осторожностью, конечно.

Что-то давненько я не читал тут столь «веселых» историй-новостей. Аж озяб..Кинулся ноги ощупывать и исследовать.
Женя у нас известный прикольщик в этом смысле и то притих,а от тебя Серег ну никак не ждал.

Кроме шуток заставили призадуматься. ? .А то веду себя как будто мне по прежнему 30.
Ну что ж Серег..Действительно «в рубахе»,судя по вердикту. Недуг,конечно, херовый,но вижу что духом не пал.Это главное. По крайней мере теперь «противник» известен,а «вооружение» продается.

Зы. Никаких подобных симтомов не испытывал,кроме периодических болей менисков (последствия горных лыж),однако жена ежедневно мне скармливает колесо тромбо ас.

Мне гольфы тоже нужны или я загнался?

-долгое статическое положение Какой бы не был оф. работник он не сидит часами в полной неподвижности.
В сидячем положении мышцы ног не работают. У стоящего человека ножные мышцы напрягаются, и соответственно начинают работать венозные клапаны (если не всё сильно запущено).

Рекомедация пить аспирин — увы, из серии пить боржоми и принимать витамины. Для тех, у кого проблема уже есть, придуманы более сильные лекарства. Конкретно название и дозу скажет врач по имени гематолог, с которым теперь придется долго дружить. Компрессионное белье, если проблема выявлена, это, скорее всего, навсегда. Из личного опыта рекомендую имя Sigvaris. Покупать не в России, естственно, дешевле. Для дам выбор цветов и рисунков во Франции был самый лучший, в других местах этих видов даже в каталогах нет. Нашему брату проще, конечно.

Приходится часто ( 5-15 полетов в месяц) летать. Много длительных полетов по 8+ часов.
Что делаю:
1. Все таки при любой возможности — бизнес класс (на длительных перелетах)
2. Много воды. Из соков только апельсин. Чай с лимоном. Никакого кофе. И еще раз воду.
3. В полете несколько раз пройтись по салону. Обязательно стою минут по двадцать. Просто постоять.
4. Стараюсь бронировать места в конце салона и достаточно часто, если это эконом класс и повезет удается занять ряд или несколько мест. Все же в ночных полетах лучше поспать.
5. В эконом классе никогда никакого алкоголя ни до ни в полете ни сразу после)))
7. В Бизнес классе иногда и алкоголь, но с очень большим количеством воды попутно.
8. стараюсь спланировать полеты так, чтобы после перелета — было достаточно времени тупо поспать в отеле. Так восстанавливается организм у меня.
В данный момент уже несколько лет не чувствую акклиматизаций.
Конечно тут конкретный вопрос про варикозы тромбы ( не дай Бог никому), но после полетов у многих случается и не только это.
Здорово садится иммунитет у многих даже после одного полета большого. А когда их несколько иногда сразу, да еще со сменой климата, часовых поясов. привычной еды, часто организм резко реагирует.
На моей практике было у разных людей — тяжелейший бронхит, двустороннее воспаление легких, страшенная ангина, острый желудочный спазм (или как он называется), но человек уже не верил в выздоровление и готовился умирать (не шутка) Про аллергии уж и не говорю.
Все знаю не с рассказов, а просто часто это происходит с людьми, которые как бы ко мне в гости прилетают. И по больницам приходится их водить.

источник

Венозные тромбозы и эмболия легочной артерии расцениваются как потенциальное осложнение путешествий на большие дистанции по воздуху или суше.

«Тромбоз авиапутешественников»: факторы риска, особенности поражения и подходы к профилактике
Баринов В.Е., Лобастов К.В., Кузнецов Н.А., Неверов Н.И. // Флебология. — 2011. -№ 1. — С. 8-13.

«Тромбоз авиапутешественников»: обзор случаев и подходы к профилактике.
В.Е.Баринов к.м.н., К.В.Лобастов, Н.А.Кузнецов д.м.н. профессор, Н.И.Неверов д.м.н.
Кафедра общей хирургии лечебного факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава (Зав. кафедрой – проф. Н.А.Кузнецов)

Венозные тромбозы и эмболия легочной артерии (ВТЭО – венозные тромбоэмболические осложнения) с середины прошлого века расцениваются как потенциальное осложнение путешествий на большие дистанции по воздуху или суше [1]. В связи с постоянным увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, возрастанием количества пассажиров, в том числе старшего возраста, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

По данным разных авторов частота тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА), связанной с авиаперелетом, составляет в среднем 0,5-1,5 случай на 1 миллион пассажиров в общей популяции [2, 3, 4], увеличиваясь с дальностью перелета до 4,8 случаев на 1 миллион пассажиров [3,5]. Также известно, что 1 из 250 000 пассажиров, старше 65 лет погибает от ТЭЛА во время длительного авиапутешествия. Фатальная ТЭЛА является причиной 18% всех смертей в самолетах и аэропортах [6]. Частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии значительно выше и составляет 4,5-10% среди лиц, предпринимающих длительные авиапутешествия [7,8]. Однако и эти цифры являются лишь вершиной айсберга. Истинная частота ВТЭО, ассоциированных с авиаперелетом или другим видом путешествия, неизвестна в связи с невозможностью их формального изучения.

Методика диагностики венозных тромбозов является комплексной, дорогостоящей и неприменимой к широкому скринингу, а субъективные методы неспецифичны и характеризуются низкой чувствительностью. Поэтому бессимтомные тромбозы глубоких вен и эмболии мелких ветвей легочной артерии как правило оказываются за рамками внимания исследователей [3,4,9,10].
Материалы и методы.

Проведен обзор результатов обследования и лечения 25 пациентов, обратившихся за консультативной или стационарной помощью в период 2009-2010 гг.

В обзор включены пациенты с подтвержденным с помощью компрессионного ультразвукового ангиосканирования тромбозом глубоких или поверхностных вен верхних и нижних конечностей, имеющие анамнестическое указание на авиаперелет в предшествующие 4 недели. У всех пациентов целенаправленно выявлялись традиционные для ВТЭО факторы риска, а также специфические особенности, связанные с авиаперелетом. Среди традиционных факторов риска ВТЭО выявлялись: варикозная болезнь, хроническая венозная недостаточность (ХВН), ожирение, хроническая сердечная недостаточность, гормонотерапия, прием эстрогенсодержащих препаратов, беременность и ранний послеродовый период, предшествующие давностью менее 3-х недель хирургическое вмешательство, катетеризация центральной вены или травма нижних конечностей, иммобилизация, парезы, тромботический анамнез, тромбофилия, наличие злокачественных новообразований. Среди связанных с авиаперелетом факторов оценивались: продолжительность полета, класс салона и посадочное место в авиалайнере, физическая активность во время перелета, использование специфических средств профилактики. Для этой цели использовался опрос пациента, сбор анамнеза, физикальное обследование, при необходимости проводились дополнительные инструментальные и лабораторные исследования (УЗАС венозной системы нижних конечностей, определение волчаночного антикоагулянта и кардиолипиновых антител, генетические анализы). Вся информация была получена при первичном обращении пациента, дополнена в процессе его обследования.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета MS Exel 2007.

ВТЭО были представлены ТГВ в 14 случаях (56%), поверхностным тромбофлебитом в 10 случаях (40%) и тромбозом плечевой вены в 1 случае (4%). Среди поражения глубокой венозной системы нижних конечностей преобладали дистальные тромбозы с вовлечением в процесс вен голени в 13 из 14 случаев. Их локализация распределилась следующим образом: изолированный тромбоз суральных вен обнаружен в 5 случаях (20%), тромбоз задних большеберцовых вен (ЗББВ) с распространением на подколенную вену (ПоВ) в 5 случаях (20%), в единичных случаях (по 4%) наблюдались локализации в ЗББВ без распространения на ПоВ, в задних, передних большеберцовых и малоберцовых венах (ЗББВ, ПББВ и МБВ) и изолированный тромбоз подколенной вены. В единственном случае (4%) наблюдался тотальный тромбоз вен нижней конечности до уровня поверхностной бедренной вены (ПБВ). Во всех наблюдениях тромбозы носили окклюзионный характер и не являлись эмболоопасными.

Среди поражения поверхностной венозной системы преобладал тромбофлебит в бассейне большой подкожной вены (БПВ) 1 типа, наблюдавшийся в 5 случаях (20%), в 4 случаях (16%) обнаружен тромбофлефит ствола БПВ 3 типа, в одном случае выявлено поражение ствола малой подкожной вены (МПВ) (4%). При этом отмечено, что чаще поражалась венозная система левой нижней конечности (58% случаев). Локализация поражения венозной системы представлена на рис. 1. Ни в одном случае клинических данных за легочную эмболию выявлено не было и специального инструментального обследования не проводилось.

В половине всех изученных случаев и в 85% случаев поражения глубокой венозной системы тромбоз носил бессимптомный характер и был обнаружен при случайном обследовании в течении 4-х недель после авиаперелета.

Наличие как минимум одного традиционного для ВТЭО фактора риска было выявлено у 18 (72%) пациентов, при этом у 4 пациентов было обнаружено сочетание двух и более факторов риска. Следующие факторы риска были обнаружены: возраст более 60 лет (4 случая), варикозная болезнь: ХВН 2-4 стадии по СЕАР (8 случаев), хроническая сердечная недостаточность 2 функционального класса по NYHA (2 случая), ожирение 1 степени (2 случая), тромбофилия, представленная антифосфолипидным синдромом (2 случая) и полиморфизм G1691A Leiden (2 случая), беременность (1 случай), прием оральных контрацептивов (1 случай), катетеризация центральной вены с целью имплантации кардиостимулятора давностью менее 3-х недель (1 случай). Частота выявления факторов риска представлена в таблице 1.

При оценке специфических факторов, связанных с авиаперелетом, были получены следующие данные. В большинстве случаев длительность авиаперелета составляла от 4 до 12 часов (72%), в 8% случаев продолжительность беспосадочного полета составила более 12 часов, и в 20% случаев – менее 4 часов. 10 пациентов (40%) путешествовали экономическим классом и 15 пациентов (60%) бизнес классом. Ни один из пациентов во время путешествия не выполнял какие-либо физические упражнения, направленные на активизацию мышечно-венозной помпы, не прогуливался по салону и целенаправленно не пытался занять место у прохода. Два пациента с наличием варикозной болезни во время авиаперелета использовали профилактический компрессионный трикотаж в виде гольфов. При этом в обоих случаях трикотаж был куплен в аптеке без предварительного посещения специалиста. Один пациент по поводу недавно установленного кардиостимулятора регулярно принимал Тромбо-Асс в дозировке 100мг/сут. Остальными пациентами какие-либо специфические методы профилактики не использовались. Также удалось выяснить, что ни один из пациентов не был знаком с рекомендациями по профилактике ВТЭО, ассоциированных с воздушным путешествием, и только половине пациентов был знаком термин «синдром экономического класса».

При сопоставлении факторов риска с уровнем поражения венозной системы было выявлено, что у пациентов с отсутствием предсуществующих факторов риска (28% случаев) патологический процесс ограничился венами голени, без распространения на подколенную вену (тромбоз суральных и берцовых вен). Единственный случай проксимального поражения вен нижней конечности был ассоциирован с манифестацией картины антифосфолипидного синдрома, как и изолированное поражение подколенной вены. 8 из 10 случаев поражения поверхностной венозной сети было ассоциировано с ее варикозной трансформацией. В двух случаях признаки варикозной болезни отсутствовали, но была выявлены мутация Лейдена и беременность. Тромбоз плечевой вены справа был ассоциирован с недавней ее катетеризацией с целью установки кардиостимулятора.

Впервые о взаимосвязи авиапутешествия и венозной тромбоэмболии сообщил Homans в 1954 году [1]. Четырнадцатью годами ранее Simpson [12] описывал увеличение ежемесячной частоты ТЭЛА среди жителей Лондона, вынужденных в течение длительного времени скрываться в тесных бомбоубежищах. В 1977 году Symington и Stack [13] впервые употребили термин «синдром экономического класса», описывая 8 случаев легочной эмболии, развившейся вскоре после путешествия в экономическом классе самолета. В 1988 Cruikshank и соавт. [14] также употребили этот термин в описании легочной эмболии после авиаперелета. При этом парадоксально, что двумя из шести описанных авторами случаев явились они сами, причем у одного из авторов ТГВ возник после перелета в бизнес-классе. Поэтому коммерческий термин «синдром экономического класса» оказался весьма сомнительным еще у истоков проблемы. С тех пор в литературе регулярно стали появляться сообщения о случаях эмболии после авиаперелета из аэропортов всего мира: аэропорт Хитроу [6], аэропорт острова Мартиник [15], аэропорт острова Реюньюн [16], Парижский аэропорт [2].

Первые эпидемиологические исследования [3,17,18] выявили, что авиапутешествие продолжительность более 4-х часов является значимым фактором риска развития венозных тромбоэмболических осложнений. Lapostolle с соавт. [3] четко показали увеличение частоты и риска развития легочной эмболии на каждые 5000 км, и определили наиболее опасным авиаперелет на расстояние более 10 000 км (приблизительно 8 часов полета). Некоторым авторам [19, 20, 21] не удалось найти в общей популяции взаимосвязь между 3-х часовым авиапутешествием и венозной эмболией, однако и они отметили, что путешествие продолжительностью более 10 часов может повышать индивидуальный риск легочной эмболии.

Таким образом, из этих противоречивых данных можно сделать вывод, что наибольший риск развития ВТЭО несет длительное авиапутешествие, продолжительностью более 8-10 часов. Этого мнения придерживается большинство авторов, даже не нашедших видимой корреляции между ВТЭО и 4-х часовым путешествием [20,21]. Авиаперелет продолжительностью менее 4 часов можно считать относительно безопасными для молодых лиц без установленных факторов риска. Путешествия средней продолжительности таят в себе определенную угрозу, особенно для пассажиров, уже имеющих предрасположенность к тромбообразованию [17,18]. Об этом свидетельствуют и полученные нами данные: две трети пациентов имели дополнительные факторы риска и предпринимали авиапутешествие средней продолжительности (4-12 часов).

Этиология «тромбоза путешественников» укладывается в классическую триаду Вирхова: замедление кровотока, повышение свертывающей способности крови и повреждение сосудистой стенки. По мнению большинства исследователей, наибольший вклад в возникновение тромбоза во время авиаперелета вносит длительная иммобилизация в стесненных условиях, ведущая к венозному стазу [3,4,12,22,23]. Давно известно, что пребывание в сидячем положении значительно замедляет венозный кровоток [24], ведет к гемоконцентрации, секвестрации лейкоцитов в венозном русле конечностей [25] и развитию отека мягких тканей голени [26]. Многие исследователи придают исключительное значение особенностям окружающей среды во время авиаперелета, в частности низкому барометрическому давлению и гипоксии, которая может приводить к угнетению фибринолиза [27], способствовать прокоагуляторным сдвигам крови [28] и повышению уровня эритропоэтина [29]. Другие авторы оспаривают эти экспериментальные находки [30,31], поэтому роль гипоксии до конца не ясна. Также могут иметь значение стрессовые реакции на изменения окружающей среды и связанная с ними гемоконцентрация [32].

Сам по себе авиаперелет и связанные с ними патофизиологические изменения в организме можно считать пусковым механизмом, который на фоне предсуществующих факторов риска запускает процесс тромбообразования. Поэтому большое внимание должно уделяться выявлению предрасположенности к тромбозу и отнесению пациента к той или иной группе риска. Классические предрасполагающие к венозным тромбозам факторы широко известны [33,34,35]. Частота выявления предсуществующих факторов риска у пациентов с «тромбозом путешественников» до данным разных исследователей составляет от 65 до 92% [22,23,36], в нашем исследовании — 72%. То есть ВТЭО, ассоциированные с авиапутешествием, развиваются преимущественно у лиц изначально предрасположенных к тромбозам. Но в тоже время и молодые без дополнительных факторов риска пассажиры не застрахованы от осложнений, особенно при длительных перелетах.

Наиболее распространенными факторами риска, выявляющимися у пациентов с ВТЭО после авиапутешествий, являются: возраст более 40 лет, женский пол, ХВН, хронические заболевания сердца и легких, предшествующее хирургическое вмешательство или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель, предшествующая травма нижних конечностей, ожирение, гормональная терапия, отягощенный анамнез по ВТЭО, прием оральных контрацептивов, тромбофилия, злокачественные новообразования [3,4,22,23,37]. Сомнительным фактором риска является курение табака. В то время как одни авторы причисляют его к факторам риска, обнаруживая у пациентов с ВТЭО [3,22,23], другие исследователи демонстрируют обратную взаимосвязь между курением и венозными тромбозами в общей популяции [33,38] и у хирургических пациентов в периоперационном периоде [39].

Что касается наследственных тромбофилий (мутация V фактора, протромбина и пр.), то большинство авторов придает им большое значение в создании предрасполагающего фона для развития воздушного тромбоза, но не рекомендует широкий скрининг при отсутствии семейного тромботического анамнеза [10,40]. Это связано с выраженным полиморфизном генетических аномалий, а также сложной и зависимой от многих факторов экспрессией этих генов.

Некоторые авторы выделяют также специфические моделируемые факторы риска, связанные с авиаперелетом: потребление алкоголя с последующим форсированием диуреза, прием гипотензивных средств и транквилизаторов, недостаточное потребление жидкости [22], путешествие в экономическом классе [3,13, 14], посадочное место у окна [7, 41]. Однако, как уже отмечалось ранее, сам по себе полет в экономическом классе не является основным фактором риска, и пассажиры бизнес класса не застрахованы от ВТЭО, что подтверждают и наши данные.

Знание этиопатогенеза развития воздушных тромбозов и индивидуальных факторов риска может помочь в правильном выборе профилактических мероприятий. Наиболее простыми и доступными, но в то же время не обладающими доказанной эффективностью являются мероприятия по борьбе с венозным стазом и обезвоживанием, рекомендуемые многими авторами [3,4,42, 43]. К ним относятся: упражнения для ног в виде сгибания-разгибания в голеностопном суставе, изометрические сокращения икроножных мышц, прогулки по салону, физическая активность во время посадок, достаточное употребление жидкости, отказ от алкоголя, снотворных и седативных средств, ограничение гипотензивных средств, ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья. Эти простые рекомендации должны обладать наибольшей эффективность у пассажиров с низким риском ВТЭО, предпринимающих продолжительные перелеты, т.к. именно у них ведущей причиной тромбозов является, по всей вероятности, венозный стаз, и активация мышечно-венозной помпы голени может играть решающую роль. Однако некоторые исследования [26] показывают, что изолированные физические упражнения не позволяют побороть венозный стаз во время длительных авиаперелетов. В связи с этим целесообразно вспомнить об альтернативных средствах, ускоряющих венозный отток, в частности интермиттирующей пневматической компрессии и электромиостимуляции мышц. Однако использование пневмокомпрессии представляется весьма ограниченным в связи с размером оборудования, а профилактическое использование электромиостимуляции требует отдельного изучения.

Вторым, широко доступным и весьма эффективным методом профилактики является использование компрессионного трикотажа. В нашем исследовании отражено два неэффективных случая применения компрессии, которые обусловлены неправильным выбором компрессионного изделия. Пациенты, страдающие варикозной болезнью, использовали неадекватный профилактический трикотаж (гольф класса А), купленный без предварительного посещения специалиста по рекомендации фармацевта в аптеке. Эффективность компрессионной терапии в профилактике ВТЭО у пассажиров авиалайнеров доказана множеством клинических исследований [7,8], что нашло отражение в систематическом обзоре литературы [44]. Авторы признали компрессионные изделия 1 класса (18-23 мм.рт.ст.) эффективными в предотвращении венозных тромбозов у авиапутешественников. Однако, стоит отметить, что в исследовании Scurr J. [8] выявлено 4 эпизода поверхностного тромбофлебита у пациентов с варикозной болезнью при использовании компрессионных гольфов. Поэтому следует уделять особое внимание уровню и классу компрессии для пациентов с различными формами ХВН.

Использование фармакологических средств с целью профилактики воздушных тромбозов отражено в рекомендательных документах [4,11,34]. Они рекомендуются для лиц с высоким риском ВТЭО в качестве самостоятельного средства профилактики [34], или в сочетании с неспецифическими методами [4,11]. Для этой цели предлагается применение низкомолекулярных гепаринов, например эноксапарина (в дозе 1000 МЕ/ 10 кг массы тела за 2-4 часа до взлета), эффективность которого подтверждена клиническим исследованием с участием пассажиров авиарейсов [41].

Касательно дезаггрегантов (аспирин), не смотря на наличие клинических исследований подтверждающих их эффективность по профилактике ВТЭО у хирургических пациентов [45] и у авиапутешественников [41], последние рекомендательные документы исключают их использование в связи с низкой эффективностью [11,34].

Широко распространенные, доступные и безопасные флеботонические средства не обладают доказанной клинической эффективностью по профилактике ВТЭО, в том числе у авиапутешественников. Согласно имеющимся клиническим данным [46,47,48] их следует рекомендовать лишь для профилактики и купирования отеков конечностей во время длительных авиаперелетов. Поэтому данная группа препаратов не была включена советом экспертов в рекомендательные документы по профилактике «тромбозов путешественников» [11,34].

Таким образом, на основании изученной литературы, рекомендательных документов и полученных данных представляется целесообразным использовать схему по профилактике ВТЭО, ассоциированных с авиапутешествиями, представленную в международном консенсусе 2008 года [11] с небольшими изменениями. Таблица 2.

  • Венозные тромбозы авиапутешественников развиваются преимущественно у лиц с наличием предрасполагающих факторов риска. У пассажиров с отсутствием дополнительных факторов риска также возможно развитие «воздушного тромбоза».
  • ВТЭО у лиц с предсуществующими факторами риска носят более распространенный характер.
  • Большинство тромбозов протекает бессимптомно и требует активного выявления.
  • Пассажиры плохо осведомлены о проблеме «тромбоза путешественников» и методах профилактики.
  • Популяризация проблемы «воздушных» тромбозов и эмболий и методов их профилактики среди населения.
  • Стратификация риска ВТЭО у авиапутешественников: первичное самостоятельное выявление факторов риска среди путешественников и консультация специалиста флеболога.
  • Индивидуальный подбор профилактических мероприятий на основании установленного риска.
  • Диспансеризация авиапутешественников из групп умеренного и высокого риска, а также лиц, чья профессиональная деятельность связана с авиаперелетами. Активное выявление ВТЭО путем инструментального обследования (УЗА

Профилактика «тромбоза путешественников» по Traveler’s thrombosis: international consensus statement с изменениями авторов

Риск тромбоза Продолжительность полета Предсуществующие факторы риска Профилактика
Низкий Менее 8 часов Отсутствуют • Физические упражнения, физическая активность при посадке*
• Адекватное употребление жидкости **,отказ от алкоголя
• Отказ от снотворных и седативных средств
• Нестесняющая одежда
Умеренный Более 8 часов Отсутствуют
Менее 8 часов • Возраст > 40
• Варикозная болезнь
• Ожирение
• ХСН (3-4 ФК NYHA)
• Гормонотерапия
• Беременность и ранний послеродовый период
• Предшествующая травма конечностей
• Предшествующее хирургическое вмешательство
• Парезы
• Основные рекомендации для группы низкого риска
• Компрессионный трикотаж***
• ЭМлектромиостимуляция
Высокий Более 8 часов • Возраст > 40
• Варикозная болезнь
• Ожирение
• Хроничесакая сердечнач недостаточность(3-4 ФК NYHA)
• Гормонотерапия
• Беременность и ранний послеродовый период
• Предшествующая травма конечностей
• Предшествующее хирургическое вмешательство
• Воздержаться от авиапутешествия
• Основные рекомендации для группы низкого риска
• Предпочтение места у прохода
• Компрессионный трикотаж***
• Применение НМГ или фондупаринукса ****
Любая • ВТЭО анамнез
• Тромбофилия
• Онкология
• Парезы
• Иммобилизация
• Интравенозные мапипуляции

* Сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.
** Потребление не менее 250 мл изотонической жидкости каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию 3 л изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода.
*** Для лиц без признаков ХВН достаточно гольфов 1 класса компрессии (18-23 мм.рт.ст.) При наличии признаков ХВН степень и уровень компрессии подбирается индивидуально исходя из стадии ХВН. При наличии признаков варикозного поражения ствола БПВ необходим трикотаж не менее 2 класса с уровнем компрессии до паха.
**** Эноксапарин 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.

1. Homans J. Thrombosis of the deep leg veins due to prolonged sitting. N Engl J Med 1954;250:148-149.
2. Clerel M, Caillard G. Syndrome thrombo-embolique de la station assise prolongée et vols de longue durée: l’expérience du Service Médical d’Urgence d’Aéroports De Paris. Bull Acad Natl Med 1999;183:985-1001
3. Lapostolle F, Surget V, Borron SW, et al. Severe pulmonary embolism associated with air travel. N Engl J Med 2001;345:779-783
4. Pai n mCF, Camphell D.A., Ca de J.F. Venous thromboembol ism and air travel. A position paper of thoracic society of Australi a and Newzeland. Available at www.thoracic.org.au/documents/papers/vtairtravel.pdf
5. Kuipers S., Schreijer A.J.M., Cannegieter S.C., Büller H.R., Rosendaal F.R., Middeldorp S. Travel and venous thrombosis: a systematic review/ Journal of Internal Medicine 2007; 262:6:615–634.
6. Sarvesvaran R. Sudden natural deaths associated with commercial air travel. Med Sci Law 1986; 26: 35–8.
7. Belcarro G, Geroulakos G, Nicolaides A.N. et al. Venous thromboembolism from air travel: the LONFLIT study. Angiology 2001;52:369-374.
8. Scurr J.H.,Machin S.J.,Bailey-King S. et al. Frequency and prevention of symptomless deep-vein thrombosis in long-haul flights: a randomised trial. Lancet 2001;357:1485-1489.
9. Jack E. Ansell, M.D. Air Travel and Venous Thromboembolism — Is the Evidence In? N Engl J Med 2001; 345:828-829
10. Gallus A.S., Baker R.I. Economy class syndrome. Med J 2001;174:264-265.
11. Schobersberger W, Toff W.D., Eklöf B. et al. Traveler’s thrombosis: international consensus statement. VASA 2008; 37:311-317.
12. Simpson K. Shelter deaths from pulmonary embolism. Lancet 1940;2:744-744
13. Symington I.S., Stack B.H.R. Pulmonary thromboembolism after travel. Br J Dis Chest 1977;71:138-140
14. Cruikshank J.M., Gorlin J., Jennett B. Air travel and thrombotic episodes: the economy class syndrome. Lancet 1988; 2: 497-498.
15. Ribier G, Zizka V, Cysique J, et al. Venous thromboembolic complications following air travel. Retrospective study of 40 cases recorded in Martinique. Rev Med Interne 1997; 18: 601-604.
16. Paganin F, Laurent Y, Gaüzere B.A., et al. Pulmonary embolism on non-stop flights between France and Reunion Island [letter]. Lancet 1996; 347: 1195-1196.
17. Mercer A, Brown J.D. Venous thromboembolism associated with air travel: a report of 33 patients. Aviat Space Environ Med 1998;69:154-157.
18. Ferrari E, Chevallier T, Chapelier A, Baudouy M. Travel as a risk factor for venous thromboembolic disease: a case-control study. Chest 1999;115:440-444.
19. Kraaijenhagen R.A., Haverkamp D, Koopman M.M.W, Prandoni P, Piovella F, Buller H.R. Travel and risk of venous thrombosis. Lancet 2000;356:1492-1493
20. ten Wolde M, Kraaijenhagen R.A., Schiereck J, Hagen P.J., Mathijssen J.J., Mac Gillavry M.R., Koopman M.M., Büller H.R. Travel and the risk of symptomatic venous thromboembolism. Thromb Haemost. 2003; 89(3):499-505.
21. Adi Y, Bayliss S, Rouse A, Taylor R.S. The association between air travel and deep vein thrombosis: Systematic review & meta-analysis. BMC Cardiovasc Disord. 2004; 19;4:7
22. Eklof B, Kistner R.L., Masuda E.M., Sonntag B.V., Wong H.P. Venous thromboembolism in association with prolonged air travel. Dermatol Surg 1996; 22: 637-641.
23. Caillard G, Clerel M. Travel and risk of venous thrombosis. Lancet 2001;357:554-555.
24. Wright H.P., Osborn S.B. Effect of posture on venous velocity, measured with 24NaCl. Br Heart J 1952;14:325-330.
25. Moyses C, Cederholm-Williams S.A., Michel C.C. Haemoconcentration and accumulation of white cells in the feet during venous stasis. Int J Microcirc Clin Exp 1987;5:311-320
26. Landgraf H, Vanselow B, Schulte-Huermann D, Mulmann M.V., Bergau L. Economy class syndrome: rheology, fluid balance, and lower leg edema during a simulated 12-hour long distance flight. Aviat Space Environ Med 1994;65:930-935.
27. Gertler J.P., Perry L, L’Italien G, et al. Ambient oxygen tension modulates endothelial fibrinolysis. J Vasc Surg 1993;18:939-946.
28. Bendz B, Rostrup M, Sevre K, Andersen T.O., Sandset P.M.. Association between acute hypobaric hypoxia and activation of coagulation in human beings. Lancet 2000;356:1657-1658
29. Gunga H.C., Frommhold M, Hildebrandt W, Kirsch K, Rocker L. Erythropoietin production during flights with pressurized aircrafts. Lancet 1996;348:416-416
30. Bärtsch P, Straub P.W., Haeberli A. Hypobaric hypoxia. Lancet 2001; 357: 955-956.
31. Crosby A, Talbot N.P., Harrison P, Keeling D, Robbins P.A. Relation between acute hypoxia and activation of coagulation in human beings. Lancet 2003; 361: 2207-2208
32. Carruthers M, Arguelles A.E., Mosovich A. Man in transit: biochemical and physiological changes during intercontinental flights. Lancet 1976;1:977-981
33. Samama M.M. An epidemiologic study of risk factors for deep venous thrombosis in medical outpatients: the Sirius study. Arch Intern Med 2000:160:3415-3420.
34. Geerts W.H., Bergqvist D, Pineo G.F. et al. Prevention of venous thromboembolism. American College of Chest Physicians Evidence-Based Clinical Practice Guidelines (8th Edition). Chest 133, S381-S453 (ACCP 2008).
35. Савельев В.С., Чазов Е.И., Гусев Е.И., Кириенко А.И. Российские клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике венозных тромбоэмболических осложнений. Флебология 2010; 1:2:5-6
36. Kesteven P.J, Robinson B.J. Clinical risk factors for venous thrombosis associated with air travel. Aviat Space Environ Med 2001;72:125-128.
37. Forbes C.D, Johnson R.. Venous and arterial thrombosis in airline passengers. J R Soc Med. 1998;91:565-566.
38. Prescott R.J., Jones D.R., Vasilescu C, Henderson J.T., Ruckley C.V. Smoking and risk factors in deep vein thrombosis. Thromb Haemost. 1978; 40:128-133
39. Sue-Ling HM, Johnson D, McMahon MJ, Philips PR, Davies JA. Preoperative identification of patients at high risk of deep venous thrombosis after elective major abdominal surgery. Lancet. 1986; 1986; 1:1173-1176
40. Rosendaal F.R. Venous thrombosis: a multicausal disease. Lancet 1999; 353: 1167-1173.
41. Cesarone M.R., Belcaro G, Nicolaides A.N. et al. Venous thrombosis from air travel: the LONFLIT3 study-prevention with aspirin vs low-molecular-weight heparin (LMWH) in high-risk subjects: a randomized trial. Angiology 2002;53:1-6.
42. Kesteven P.L. Traveller’s thrombosis. Thorax 2000; 55 (Suppl 1): 32-36.
43. Ferriman A. Travellers should be warned of thrombosis risk. BMJ 2000; 321: 1310.
44. Clarke M, Hopewell S, Juszczack E, Eisinga A, Kjeldstrøm M. Compression stockings for preventing deep vein thrombosis in airline passengers. Cochrane Database Syst. Rev. 2, CD004002.2 (2006).
45. Pulmonary Embolism Prevention (PEP) Trial Collaborative Group. Prevention of pulmonary embolism and deep vein thrombosis with low dose aspirin: Pulmonary Embolism Prevention (PEP) trial. Lancet 2000; 355: 1295-1302.
46. Belcaro G, Cesarone M.R., Rodewald P et al. Prevention of venous thrombosis and thrombophlebitis in long-haul flights with Pycnogenol®. Clin. Appl. Thromb. Hemost. 2004; 10:373-377.
47. Cesarone M.R., Belcaro G, Ricci A et al. Prevention of edema and flight microangiopathy with Venoruton (HR), (0-[β-hydroxyethyl]-rutosides) in patients with varicose veins. Angiology 2005; 56: 289-293.
48. Scurr J.H., Gulati O.P. Zinopin® — the rationale for its use as a food supplement in traveller’s thrombosis and motion sickness. Phytother. Res.2004; 18: 687-695.

заведующий отделением — врач-сердечно-сосудистый хирург, д.м.н., доцент

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: