Педагоги о утомлении детей

Автор: Перлина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 «Березка»
Населённый пункт: город Королев, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 09.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Физиологические основы утомления.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».

Введение
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы — это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей. Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности. Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.
Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.
1.

Физиологические основы утомления
Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости. Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др. Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость. Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям. Утомление может возникать в связи с различными факторами:  нарушения режима,  несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,  предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,  недостаточная продолжительность сна,  длительные отрицательные эмоции и др. В трудах выдающихся отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой — утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки. Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости Усталость — это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы. Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность
снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия. Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье. Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении. Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.
Начальными признаками переутомления считаются:
 изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);  снижение успеваемости;  потеря аппетита;  появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются:
 резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо- собности;  нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
 стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);  снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
2.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:  свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;  режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);  продолжительность и кратность сна;  время пребывания на воздухе в течение дня; При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая,
например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года. В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна
составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч. Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Заключение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. — В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически
более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Со

по предупреждению развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний. Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни,
деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать. При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом. Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами. Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников. В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон. Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов. Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации. Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы. Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.
Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12- 14 часов. Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе. Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза. Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых. Использовать в работе с детьми:  релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,  лечение музыкой,  точечный, обычный массаж,  дыхательную гимнастику,  упражнения для рук Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.

Читайте также:  Признаки утомления при умственном труде косилов

источник

Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:

  • снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  • ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  • ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  • ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
  • Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    • 3-5 минут — врабатывание;
    • 5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    • 2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    • 5-10 минут — период средней работоспособности;
    • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    3. Деятельностный характер урока.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры — диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.

    Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.

    Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

    • активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
    • методы проблемное обучение.

    4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.

    Психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать).

    5. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    1. Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
    2. Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    3. Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

    Во время урока:

  • Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.
  • Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  • Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  • Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
  • Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    Цель — снятие мышечного напряжения.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:

    1. Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
    2. Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
    3. Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
    4. Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.

    Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

    1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

    2. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

    Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

    Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

    источник

    2.1 Развитие утомления у детей

    Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

    Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

    Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

    Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

    Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

    Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

    Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

    Читайте также:  Снятие утомления при работе мышц могут быть

    При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

    В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

    Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

    Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

    Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

    Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

    Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

    Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

    Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

    В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

    Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

    Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

    В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

    Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

    Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

    Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

    Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

    Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

    Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

    Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

    2.2 Развитие переутомления у детей

    При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

    Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

    При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

    Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

    Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

    Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

    На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

    Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

    Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

    Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    Статья о применении здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.

    У ребёнка 3-7 лет на этапе дошкольного развития в условиях интенсивного pocтa в крайнем напряжении находятся все механизмы адаптации, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым процессам. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями. Медицина сегодня это медицина болезней, медицина ремонтная, но не здоровья, не истинно профилактическая, не валеологическая медицина. Дети, возвращаясь в образовательное учреждение после болезни, не успевают восстановиться. У них повышена утомляемость, неустойчиво внимание, процесс выздоровления может продолжаться долго. Педагог должен знать диагноз каждого переболевшего ребёнка, специфику его заболевания и рекомендации врача, сроки реабилитации и особенности режима. Необходимо помочь ребёнку справиться с недомоганием, мотивируя его на преодоление препятствий и формируя сознательное отношение к своему здоровью. Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять и психическое здоровье детей в норме. Педагогу следует направлять своё внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у них преобладает непроизвольное внимание: ребёнок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо».

    Читайте также:  Первая фаза утомления время

    Опытный педагог умеет определёнными приёмами преодолеть утомляемость воспитанников. На занятиях по английскому языку с детьми 5-6лет соблюдаются факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья, среди которых:

    — организация процесса воспитания и образования (длительность занятий для детей старшей группы 25 мин., для подготовительной – ЗО мин.):

    — методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность:

    санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.):

    — двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики):

    психологический фон занятий (внешний вид. речь, такт, отзывчивость, доброжелательность педагога);

    — учёт внешних факторов (день педели, время занятия).

    Помимо этого, во избежание традиционной моторио-инактивационной рабочей noзы (сидя), на занятиях проводятся динамические паузы в виде подвижных, сюжетно-ролевых игр, песенок с движениями (Action Songs).

    На занятиях целесообразно использовать режим динамических поз: дети знают, что они могут слушать других или смотреть видеосюжеты (2 – 3 мин.) в положении свободного стояния. Эффективными упражнениями для поддержания активности детей на занятиях оказались те, которые активизируют базовое телесно — координаторное чувство на фоне стояния. Эффективными упражнениями для поддержания активности детей на занятиях зрительно-поискового мотивационного «водительства». Методика сенсорно-координационных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов выполняется следующим образом. В четырёх верхних углах кабинета фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения (средние размеры картин от 0.5 до одного листа). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы от наиболее удалённого места. Естественно, речь идёт о детях, не имеющих зрительных нарушений. Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. В зависимости от характера занятия один — два раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. По команде педагога «1-2-3-4» дети начинают фиксировать взгляд по очереди на цифре, соответствующей картинке. При этом они совершают синхронно сочетаемые движения глазами, головой и туловищем . Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнении составляет в среднем 0.5 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается. Порядок счёта через 30 секунд меняется на противоположный: «4-3-2-1». В заключительной части тренажа (30-40 сек.) режим счёта задаётся в случайной последовательности, например: «1-4-2-3. 2-1-3-4». Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1.5 мин.

    Повысить эффективность психомоторных функций помогают энергичные ритмические повороты головы (при этом закрепляются понятия «вправо-влево» — «to the right-to the left»).

    О пользе массажа известно с давних пор. Аурикулярный массаж (массаж ушной раковины) помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые учёные представляют аурикулу как эмбрион в перевёрнутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности. Интенсивное растирание ушей позволяет «разбудить» весь организм. Оттягивание мочки помогает организму успокоиться. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней.

    Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук, которые являются ещё одним «экраном» состояния систем и органов человека.

    «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трём по ноготкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.

    This is the way I wash my hands. Вот как мне надо ручки мыть.

    Wash my hands, wash my hands. Ручки мыть, ручки мыть.

    This is the way I wash my hands Вот как мне надо ручки мыть

    So early in the morning! Весёлым утром ранним!

    Движения большого пальца к себе и от себя (указательные местоимения «это — то» -«this — that»).

    «Мельница». Слегка сцепляем пальцы рук и большими пальцами изображаем мельницу.

    When the wind blows. Если ветер трудится. Then the mill goes. Мельница крутится.

    When the wind drops. Ветер дуть устаёт —

    Then the mill stops. Сразу мельница встаёт.

    Now the wind is blowing. Ветер трудится сейчас.

    So the mill is going. И ветряк пустился в пляс.

    Классики педагогики провозгласили величайшую педагогическую истину: «Воспитатель сам должен быть воспитан ». Следуя данной истине, можно утверждать, что здорового, жизнерадостного человека может воспитать лишь здоровый, жизнерадостный человек. Мы учим детей и расслабляться, и активизировать внимание, и отдыхать. Но не секрет, что очень часто педагог сам чувствует усталость. Напряжённость педагогической деятельности может вызвать утомление, которое, являясь физиологической реакцией организма на работу, ведёт к неэкономному расходованию энергии, уменьшению резервных сил, проявлению нервозности в работе.

    Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Для работников ДОУ рекомендованы комплексы упражнений, которые спо собствуют предупреждению застойных явлений крови в нижних конечностях и туловище, усилению притока кислоро да к головному мозгу : «Пятиминут ка бодрости»

    1.Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об пол 3—4 раза

    2.Сидя на краю стула, руки на по ясе, ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола, по 2—3 раза.

    3.Сидя на краю стула, ноги на шири не плеч. Разводя руки в стороны ла донями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки и голову вниз, рас слабиться, 3—4 раза.

    4.Из упора на сиденье поднять ноги в «угол», 3—8 раз. Или, держа ноги на весу, отжаться на руках, 3—6 раз.

    5.Круговые движения головой впра во и влево, по 3—4 раза

    6.Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, прогнуться. Сгибая руки за голову, выполнить накло ны поочередно вправо и влево, по 2—3 раза.

    7.Сидя на стуле, поочередно массажировать ноги (поглаживающие, затем сдавливающие и по тряхивающие движения рук направлять только вверх по голени).

    1. Руки на спинке стула Подняться на носки, опуститься на всю ступню,8—10 раз.
    2. Сильно прогнувшись назад, руки вверх, ногу отставить назад на носок, смотреть в потолок. Опу стить руки и голову, приставить ногу, расслабить плечи. Повто рить 4 раза, поочередно меняя ноги.
    3. Руки на спинке стула Начав с полу приседаний, перейти на глубокие
      приседания, 8—10 раз.
    4. Руки на поясе. Поворот туловища вправо, затем влево, 2—3 раза.

    В комплекс входят упражнения с предметом (две гантели весом до 0,5 кг). Упражнения взять по выбо ру из комплексов № 1 и 2.

    Довольно эффективным средством повышения работоспособности является купание, плавание в бассейне. После приёма гидропроцедур необходимо тщательно досуха вытереть всё тело и растереть его полотенцем или простынёй до небольшого покраснения.

    Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами.При утомлении с признака ми повышенной возбудимости по казаны мероприятия и средства, вхо дящие в группу успокаивающих, при явлениях депрессии — меро приятия из группы тонизирующих.

    Ко многим фармакологическим средствам, применяемым с лечеб но-профилактической целью для уменьшения утомления и восстанов ления трудоспособности, следует под ходить осторожно, чтобы не нанести себе вред.

    Гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помо гут снимать психоэмоциональное на пряжение, не прибегая к лекарствам. Нужно научиться «сбрасывать напряжение» — мгновенно расслабляться при достижении высокого уровня нервной нагрузки. Для этого понадобятся на выки аутотренинга и самовнушения, с которыми можно ознакомиться в многочислен ных пособиях . С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.

    Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Иссле дования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сон кратковременный (от 5 до 30 мин). В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).

    Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог, К. С. Станиславский утверждал что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Тех ника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попы тайтесь усилием воли переклю читься вниманием и мышлением на предметы, которые обыч но вызывают у вас положитель ные эмоции.

    В настоящее время для профилактики утомления всё чаще применяется функциональная музыка. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряжённости, переключает внимание. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья, моря, дождя, водопада.

    Подводя итог краткому обсуждению способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье детей и взрослых.

    источник

    Консультация для педагогов

    «Признаки утомления ребёнка дошкольника»

    Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
    Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
    Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
    Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .

    Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

    От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

    У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
    Причины утомления:
    — однообразие деятельности,
    — неправильно подобранный материал,
    — излишняя статичность детей,
    — излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
    — большое количество детей в группе (шум),
    — незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
    — неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

    Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .

    Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

    Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

    Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
    Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
    Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
    Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
    Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

    Средства предупреждения утомления у детей:

    Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
    Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
    Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
    Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
    • минутка релаксации,
    • дыхательная гимнастика
    • гимнастика для глаз
    • физкультминутки
    • рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
    • Обеспечение эмоционального комфорта

    Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

    источник

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: