Можно ли в месячные причащаться и собороваться в один день

Можно собороваться в критические дни?

Можно собороваться во время месячных?

Можно ли собороваться во время месячных?

Можно собороваться при месячных?

Можно ли собороваться при месячных?

Я довольно давно в церкви, интересуюсь православным вероучением, каноническими правилами и постановлениями вселенских соборов, и могу сказать, что не встречала какое-либо каноническое правило, запрещающее женщинам собороваться во время месячных. Если понимать смысл запрета на Причастие во время месячных, он именно в том, что в храме, когда совершается Бескровная Жертва (Евхаристия), не должно быть никакой крови. Современные средства гигиены позволяют и во время месячных приходить в храм в чистоте, но поскольку канонические правила, запрещающие Причастие женщинам в таком состоянии, еще не отменены соборно, то женщины их придерживаются. Более подробно можно прочитать по ссылке. Явно канонами запрещается только Причастие и Крещение, посещение храма женщинам разрешается, а также можно пить святую воду, есть просфоры, антидор, артос, прикладываться к иконам.

Если женщина себя плохо чувствует во время месячных, то нужно учесть, что таинство соборования довольно продолжительно, и если есть возможность отложить его, то лучше это сделать.

Приведу еще ответы священников на вопрос:

По этому поводу мне вспоминается совет одного из святых отцов церкви: «Предоставьте женщин собственному разумению. «. Думаю, это правильно, когда мужчины, пусть даже и облеченные саном, не вторгаются в такую деликатную область, мне кажется, у них есть дела поважнее. Могу только напомнить, что в первохристианские времена женщины и причащались в таком состоянии, запреты появились позже.

источник

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

источник

Опубликовал Кирилл в блоге «Кирилл». Просмотры: 76765

Современные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения: опыт истории и современные проблемы.

Содержание:
1) Цель Таинства
2) Вещество Таинства – оливковое масло
3) Общее Елеосвящение
4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?
5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни
7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства
8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?
9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?
10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.

Из всех Таинств Православной Церкви, Таинство Елеосвящения (Соборования) в наибольшей степени требует богословского осмысления, т.к. в настоящее время ещё нет единства мнений о цели участия в нём, категории участников и некоторым другим аспектам его совершения.
В настоящей статье производится попытка осмысления современных пастырско-литургических проблем Таинства Елеосвящения в разрезе истории формирования его чинопоследования. Рассмотрим их по пунктам.

Прообразом для установления Таинства Елеосвящения являются слова из Евангелия по Марку (Мк. 6:13) о том, что ученики Христовы: «многих больных мазали маслом и исцеляли». Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит», церковносл. – «воздвигнет» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В современном чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни». Такая причина как «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», которой пытаются оправдать коллективное массовое соборование людей, представляется лукавством. Под тяжелой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или прикует в ближайшее время, как например, диагностированная онкология) или настолько расслабляет его, что он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Думаю, что Соборование полезно и для страдающих алкоголизмом и наркоманией, ведь это не только страсть, но и психо-физическая зависимость, пленяющая человека.

Иерей Михаил Преображенский, преподаватель «Литургики» на Санкт-Петербургских Епархиальных богословских курсах, где мне посчастливилось учиться, называл Елеосвящение Таинством отпадших от Церкви по болезни. Не участвуя в церковных богослужениях и не причащаясь более трёх седмиц, болящий христианин невольно отпадает от Тела Христова – Церкви. И Церковь, в лице пресвитера и части прихожан (это очень желательно) сама приходит к нему в дом. В храме соборуют лишь лежачих больных, кого могут туда доставить на носилках, чтобы весь приход собрался вместе для молитвы за ближних. По отзывам здоровых прихожан, и они получают большое духовное утешение, молясь об исцелении и прощении грехов своих братьев и сестёр во Христе.

Точку зрения о том, что при совершении Таинства должны принимать участие и молящиеся за больного указывает экзапостиларий современного чинопоследования: «В милости Блаже, призри Твоим оком на моление нас, сшедшихся в храм Твой святый днесь, помазати божественным елеем недугующаго раба Твоего…».

2) Вещество Таинства – оливковое масло.

Не вызывает сомнений факт того, что Таинство изначально совершалось на оливковом масле. В Санкт-Петербурге есть специализированные магазины, которые продают только один товар – оливковое масло. В провинции же найти оливковое масло бывает сложнее, кроме того, играет роль его сравнительная дороговизна. Поэтому некоторые пресвитеры Церкви используют подсолнечное или иное растительное масло для Таинства. Однако, «эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим 11) и не соответствует церковной традиции (напр., визант. полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом)» [1] .
Это искажение церковной традиции в настоящее время тесно связано с практикой коллективного соборования всех желающих в дни Великого Поста, которая будет рассмотрена ниже. Однако дерзну заметить, что большое стечение людей на великопостное помазание достаточно пополняет приходскую казну для приобретения пары литров оливкового масла.
Византийская традиция добавлять в елей воду или вино может быть признана приемлемой, т.к. основана на евангельской притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-35).

В настоящее время в некоторых храмах общее Елеосвящение с семью помазаниями становится великопостной традицией, причём совершается по нескольку раз в Пост. В других храмах такой традиции нет и её категорически избегают.

«Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года… [2] ».

Вероятнее всего эта традиция первоначально имела своим источником помазывание родственников болящего (это отражено в древнейших рукописях), над которым совершался чин. Далее под это была подведена богословская база о Елеосвящении как особом покаянном чине, что логически возможно было вывести их послания ап. Иакова(Иак. 5:4-15). Одновременно и соединение чина с Литургией (на проскомидии которой освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание больного), предварение его Вечерней и Утреней, в Х–ХVвв., превращало его в некоторой степени в общецерковное богослужение, к молитве которого стали причастны все прихожане. Заключительным этапом явился перенос общего Елеосвящения на Страстную седмицу, органично подходящую для покаяния.

Традиция общего Елеосвящения просуществовала на Руси до середины XVII века, а в крупных соборах до 1917г, в Греческой Церкви оно сохранилось до нашего времени. Следует отметить, что это традиция богослужения только Великого Четверга, она предполагает лишь одно помазание (и без произнесения молитвы таинственного помазания) и понимается догматистами и литургистами как священнодействие не аналогичное Таинству Елеосвящения. Например, протоиерей Михаил Булгаков в Настольной книге священнослужителя, указывает, что Соборование, совершавшееся в Великий Четверг, не нужно понимать как Таинство.

Святейший Патриарх Алексий говорил по этому поводу следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей» [3] .

Вот как об этом пишет протоиерей Владимир Воробъёв: « Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями… Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление… Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться…. Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Все это может потеряться в погоне за деньгами и за «охватом», и часто так получается» [4] .

Ещё одной практической сложностью при общем Соборовании является прочтение имён всех участвующих в Таинстве людей. При 50 участвующих, это составит чтение в общей сложности 700 имён.

Возникшая в конце XX в. традиция общего Таинства Елеосвящения (не только для всего прихода, но и всех невоцерковлённых желающих, при которой тяжелобольных может и не быть вовсе) с обычным чинопоследованием, не имеет оснований в истории Церкви и порождает в народе магическое восприятие Церковных Таинств.

Более подробно вопрос общего соборования рассмотрен в статье «Общее соборование — история смещения смысла»: http://pravoslavie.ru/108661.html

4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?

«По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов. через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое. В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя. » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4). Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72) [5] .
Таинство Елеосвящения в прежние века являлось формой примирения с Церковью людей, исполняющих пожизненную епитимью и восстанавливающих церковную правоспособность только перед смертью. В настоящее время эту традицию можно считать лишь литургическим памятником.

Читайте также:  Может ли при месячных терять сознание

«163 правило Номоканона при Большом Требнике запрещает помазывать здоровых людей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека» [6] . Аналогично и русские догматисты запрещали совершать это Таинство над телесно здоровыми. Таким образом мы видим, что российская практика отличалась в этом вопросе от иерусалимской и греческой.

Запрет на совершением Таинства над явно здоровыми людьми был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие [7] .

Приведу мнение священника Александра Глебова: «Весь чин Таинства Соборования ориентирован на человеческий недуг, на человеческую немощь и болезнь, и если у человека нет такой болезни, то совершение Таинства Соборования неправомерно. Если человек здоров, то он должен прийти и на исповедь, а после исповеди причаститься Святых Христовых Таинств, в которых мы получаем, и прощение грехов, и исцеление души и тела, и становимся наследниками вечной жизни с Богом. Вот это позиция и Святейшего Патриарха и нашего священноначалия и многих из моих собратьев по алтарю Господнему. Я хочу, чтобы это позиция была донесена до наших прихожан и Соборование все-таки было осмысленным, потому что это церковное Таинство, а не магическое действие» [8] .

Желающие могут ознакомится с молитвословиями Таинства Елеосвящения и обратить внимания на такие прошения: «воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления (страдания)», «елей сей вчини в цельбу, в пременение недуга, и язи», «уврачуй его язвы неисцельныя, всякий же недуг, и всякую язю, даруй ему душевное исцеление», «подаждь врачевание, и пременение тлетворныя болезни».

Также прошу обратить внимание на преамбулу к молитве при возложении Евангелия на голову болящего: После же этого больной, принимающий Елеосвящение, если может, сам входит в среду священников и стоит, поддерживаемый родными, или сидит. Если же не может встать, священники сами окружают его, лежащего на постели. В ней недвусмысленно говорится о том, что состояние здоровья участника этого Таинства таково, что он в лучшем случае может стоять, поддерживаемый родными.

Современное развитие медицинской диагностики может ввести в круг соборуемых тех, кто пока ещё передвигается без затруднений, но уже болен тяжёлой болезнью (например, раком), которая вскоре прикуёт его к постели. Также приемлемо соборование перед хирургической операцией. Совершение Таинства Елеосвящения над такими больными представляется вполне уместным.

Таким образом, неверно считать, что только участие в Таинстве Соборования может духовно и телесно исцелить христианина. Его задача – в первую очередь вернуть человеку возможность посещать храм. Главным же церковным Таинством на все времена является Таинство Евхаристии. Оставление грехов подаётся в Таинстве Покаяния.

5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?

Из понимания того, что причина болезни – грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. По словам прот. Алексия Уминского, «в Таинство Соборования вкралось понятие индульгенции».

Священник Евгений Горячев: «Если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Чтобы не было соблазна видеть в Соборовании некий аналог исповеди, который отпускает человеку грехи, апостол Иаков прибавляет: «исповедуйте друг другу прегрешения». Исповеди в нашем понимании еще нет, но чтобы не было желания прощать получение грехов через вот такое магическое действие елеосвящения, апостол Иаков напоминает эту необходимость личного покаяния. И вот эти тезисы, на мой взгляд, ключевые, несмотря на то, что чинопоследование очень изменилось» [9] .

Любая болезнь является следствием первородного греха прародителей, последствия которого мы несём. Что же касается личных грехов, то некорректно ставить жёсткую зависимость, прямую связь между личными грехами и болезнью, иначе все праведники отличались бы отменным здоровьем, а наши храмы были полны людей, которые несомненно бы заметили, что Церковь гарантирует своим членам здоровье. Кроме того, мы не можем исключать промысл Божий: попущение телесных немощей и страданий ради смирения человека. Болезнь – одно из следствий первородного греха, но далеко не всегда греха личного.

Обратим внимание на слова апостола Иакова » и если он соделал грехи». Понятно, что любой человек соделывает грехи. Вероятнее всего здесь имеется в виду случай, когда именно личные грехи стали причиной болезни и человек их осознаёт и раскаивается в них (о покаянии говорит следующий стих Послания Иакова: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16)).

Молитва при возложении Евангелия на голову болящего ещё раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что Соборование является способом воссоединения с Церковью невольно отпавших по болезни. Вот фрагмент этой молитвы: Сам и раба Твоего [или рабу Твою] (имя), кающегося [или кающуюся] в своих собственных согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием, не взирая на все его [или: её] падения.

Митрополит Макарий (Булгаков) по этому поводу замечает: «Oриген как бы не отделяет здесь елеосвящения от покаяния и говорит об одном непосредственно после другого; но это, без сомнения, потому, что и в древности елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно » (Православно-догматическое Богословие. Том 2).

Прощаются ли больному, участвующему в Таинстве Елеосвящения (Соборования) забытые грехи? Прощаются не только забытые, а вообще все, если после Соборования человек участвовал в Таинстве Покаяния. Митр. Иларион Алфеев:
«Если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он “поднимет творения всех Святых Отцов”, чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».

В принципе достаточно внимательно прочитать молитвы священника, читаемые на исповеди. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя . И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих , во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Итак, не стоит верить суевериям, про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. В Церкви есть Таинство Покаяния, но нет «таинства прощения перечисленных грехов».

Справедливости ради следует добавить, что само чинопоследование Елеосвящения и болезнь, приковавшая человека к постели, способствуют его покаянному настрою, помогающему осознать забвенные грехи (на которые человек мог просто не обращать внимания, будучи здоровым) и осознанно раскаяться в них. Автоматическое же, неосознанное покаяние противоречит самой его сути.

6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни.

Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.

Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.

7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства.

Требником предполагается, что Таинство должны совершать семь священников, что символизирует полноту Церкви. В современном Требнике [10] таинство Елеосвящения именуется как: «Таинство святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».
Вероятнее всего такое установление произошло от обычая посещать клириками болящего в продолжение седмицы.

По словам священника Даниил Ранне: «Если мы будем рассматривать с этого периода, то увидим интересную традицию совершения этого Таинства Константинопольской Церковью в XI веке. Оно свершалось следующим образом. Приглашали семь священников к человеку, который хотел собороваться, и у него дома совершали Божественную Литургию. Следовательно, это не был заурядный человек, это был состоятельный по тем временам человек, потому что не каждый мог себе позволить иметь домовый храм. При совершении Божественной Литургии священники мазали больного маслом, над которым читали молитву. Семь священников подходили к нему, и с молитвами семь раз помазывали, при том молитву они выбирали себе сами. Было около двадцати молитв, которые они использовали. […] И это Таинство совершалось не в один день, оно совершалось на протяжении семи дней, когда священники семь дней подряд приходили, совершали Божественные Литургии, мазали болящего, весь его дом и людей, находящихся в этом доме. Но со временем, уже ближе к 13-14 веку, это Таинство сократилось, и его уже употребляли не семь дней подряд, а один день. Но сохранили число семь, потому что читали семь Евангелий, и было семь помазаний, и семь молитв, которые читали над больным человеком» [11] .

В настоящее время совершение Таинства семью священниками возможно лишь в крупных соборах или для членов Церкви, которые близки большому числу священников.

Можно считать данное число лишь библейским символом, но не обязательным элементом чинопоследования. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике» [12] .

8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?

Так как нельзя причащать больного без сознания, то есть мнение, что для подобного случая и существует Соборование.

В современной практике далеко не каждый священник пойдёт соборовать неизвестного ему человека в бессознательном состоянии. Как правило, делаются исключения для своих духовных чад и тех (главным образом воцерковлённых христиан), кто засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком – движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [13] .

Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. В данном случае, вместо того, чтобы просить Господа восставить человека от болезни и надеяться на прощение его грехов, целесообразно (если он ещё в сознании), исповедать и причастить его, а затем прочесть Канон на разлучение души от тела.

Отношение к Елеосвящению, как посмертному помазанию, характерное для латинского схоластического богословия, благодаря просветительской работе, ныне уже ушло в прошлое.

Последование Елеосвящения над умершими, известное по греческим и славянским рукописям XV-XVI веков, полностью вышло из употребления, будучи объективно подвергнуто запрету в XVII в. (164 правило Номоканона при Большом Требнике).

9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?

Протоиерей Максим Козлов: «Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству» [14] . Чуть позже им же сделана оговорка: «я думаю, если речь идет о ситуации, когда храм единственный и в реальной досягаемости других нет, а Соборование совершается только раз в году, нахождение в женской немощи не может быть препятствием к тому, чтобы прибегнуть к Таинству. Впрочем, благоразумнее будет заранее поговорить об этом со священником в храме, где Соборование совершается» [15] .

Читайте также:  Можно ли забеременнить на последних днях месячных

Есть и противоположные мнения. Иерей Олег Анохин: «Что же касается конкретного таинства соборования, то в этом случае мы можем вооружится прямым примером из Святого Евангелия — тем случаем, когда кровоточивая т.е. постоянно находящаяся по иудейским обычаям в нечистоте женщина, дерзнула прикоснуться к самому Спасителю и через это получила исцеления. Я также рекомендую вам взять пример с дерзновения этой женщины и смело приступить к соборованию не взирая на женские циклы и все мысли обращая только к Богу и Его милосердию» [16] .

Священник Константин Пархоменко подробно рассмотрел эту проблему применительно к Евхаристии в своей работе «О так называемой женской нечистоте».
Вывод, который он делает, сводится к тому, что соборного мнения по данному вопросу нет, хотя есть и весьма авторитетные мнения святых отцов, но всё же это не каноны Церкви. Его личное мнение, с которым сложно не согласиться, прочитав статью: «не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех» [17] .

10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.

Наличие такого обычая в современной Церкви можно объяснить сходством ее с раннехристианской практикой освящения елея для использования в домашних условия. Однако в древней Церкви это был специально освященный для этого елей. Наличие подобной практики, связанной с Таинством Елеосвящения сложно оправдать, т.к. не имеется исторических и догматических тезисов в её защиту. Акцент в данном случае, вольно или невольно смещается на масло, а не на молитву и надежду благодатной помощи от Бога, особенно у людей малоцерковных.

Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый. Потому что поделиться святой водой с кем-то, придя из церкви 19 января, это одно, а другое — поделиться маслом, которое дано именно тебе, поскольку ты назвал себя больным, ты участвовал в этом Таинстве, ты молился. Отдавать человеку, который не молился? Конечно, сила веры велика, но я все-таки предпочитаю говорить прихожанам, что это именно ваше масло, подразумевая отсечение от употребления этих материй теми людьми, которые не хотят духовно трудиться» [18] .

В заключении хочу сказать, что исторически происходила определённая эволюция взглядов на Таинство Елеосвящения и наше время позволяет делать взвешенные выводы, основанные на длительном историческом опыте и его последствиях. В частности хотелось бы выразить удовлетворение о том, что неоднозначные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения в последние годы не только обсуждаются на семинарах и конференциях, но и находят соборное решение. 16 октября 2012 года состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, которая утвердила окончательную редакцию документа «О чинопоследовании Елеосвящения» [19] , давшего ориентиры по ряду рассмотренных в данной работе вопросам. Несомненной заслугой работы Межсоборного присутствия является также разработка сокращенного чина Елеосвящения для экстренных случаев: Последование святаго елеа, совершаемое поскору.

Рекомендую небольшой фильм, рассказывающий о Таинстве Соборования:

источник

Вопрос: можно ли во время месячных ходить в храм и причащаться, – постоянно задают священникам, и даже среди них существуют разные мнения на этот счет. Поэтому будет лучше, если женщина спросит об этом служителя того храма, который она посещает.

Среди большинства прихожан существуют определенные общепринятые правила, согласно которым посещать церковь и молиться женщинам в дни так называемой нечистоты можно, а прикасаться к святыням (Крест, Евангелие, мощи святых) и участвовать в Таинствах нельзя.

Таинств всего 7:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Покаяние;
  • Причащение;
  • Таинство брака (венчание);
  • Елеосвящение;
  • Священство (относится только к священнослужителям, женщины в нем не участвуют).

Ранее, женщинам в дни любой нечистоты (месячные, первые 40 дней после родов) запрещалось заходить в Божий храм вообще.

Это было связано с тем, что из-за особенностей одежды менструальная кровь могла накапать на пол и тем самым осквернить святыню.

В наше время благодаря огромному количеству средств гигиены подобные ситуации невозможны, поэтому в церковь ходить женщинам разрешено.

Тем не менее и сейчас традиционно советуют стоять во время службы не в самом храме, а в притворе; если же его нет, что возможно, то тогда – просто недалеко от входа.

Можно ли причащаться во время месячных, — подскажет ваш личный духовник. К нему и следует прислушиваться.

В таблице более подробно отражены разрешения и запреты, касающиеся критических дней.

Что можно делать во время месячных Что запрещено
Молиться Участвовать в Таинствах (причащаться ли, венчаться – в любых)
Ставить свечи Прикладываться к иконам, мощам, Кресту
Брать благословение у священника Принимать просфору, антидор, святую воду
Петь на клиросе Окунаться в святой источник

Обратите внимание! В храм запрещено входить с любой кровоточащей раной, чтобы не осквернить его пролитием крови.

Можно ли причащаться во время месячных, Ветхий Завет говорит однозначно: «Нет!»

В те времена женщина в период очищения вообще не могла входить в храм. И это было связано не только с гигиеническими особенностями, но и с духовной составляющей.

Считалось, что месячные – это, во-первых, напоминание о поврежденной человеческой природе, а во-вторых, — это неродившийся ребенок, то есть «мертвое тело», что тоже оскверняло святыню.

Кроме того, всякий, прикоснувшийся к женщине в дни менструации, тоже становился «нечистым».

Это интересно! Даже о Деве Марии в Протоевангелии Иакова говорится, что она жила в храме до 12 лет, а потом, после обручения, ее отправили жить к Иосифу, чтобы «святилище Господа» не могло быть осквернено.

В Новом Завете Иисус Христос меняет понимание чистоты и нечистоты человека. Он говорит о важности духовности, присутствия Святого Духа, а не физического состояния.

Он не отверг прикоснувшуюся к нему кровоточивую женщину, а, наоборот, исцелил ее, похвалив за веру. Этим Спаситель дал понять, что важно только то, что в сердце человека: его помыслы и намерения, и осквернить его могут только неправедные мысли и поступки, но никак не естественные телесные вещи.

Апостол Павел также говорит, что «всякое творение Божие хорошо» и ничего нечистого в созданном Господом человеке нет.

Однако, упоминая это, он имел в виду пищу, поэтому сложно понять, только ли о еде хотел сказать апостол или речь все-таки шла обо всех явлениях и вещах, созданных Богом.

Хотя понятие ритуальной нечистоты (обозначенное в Ветхом Завете) и снято, точный вывод о том, как поступать женщинам в такие дни, сделать трудно. Известно, что ранние христиане причащались каждую неделю, и никакого упоминания об исключениях для женщин с определенным недугом нет.

Несмотря на косвенные указания, нигде в Новом Завете четко не сказано, можно ли причащаться во время месячных.

В Книге Правил есть более точные указания относительно причащения при менструации.

Там сказано: «Жена, находящаяся в очищении, не должна причащаться, доколе не очистится».

Однако такое положение является лишь ссылкой на авторитетные мнения святых отцов: Дионисия, Афанасия и Тимофея Александрийских. В частности, у св. Дионисия было сказано, что вряд ли благочестивая женщина сама дерзнет в такие дни принять святыню.

В Русской Православной Церкви XII века правила были гораздо жестче, и ограничения были очень точными. Так, если у женщины менструация начиналась во время ее нахождения в храме, она незамедлительно должна была выйти из него.

В противном случае она получала епитимью на 6-месячный пост с ежедневными земными поклонами (по 50 в день).

Что касается современных священников, то здесь мнения абсолютно противоположные.

Есть батюшки, которые требуют от своих прихожан четкого выполнения всех правил подготовки к Причастию (чтение канонов, пост и т. д.) и не допускают к нему женщин во время месячных.

Есть те, которые говорят, что главное – приступить к Таинству с трепетом и действительным покаянием, а все формальности (включая подготовку и телесное состояние) считают лишними.

Хотя, несомненно, сторонников второй точки зрения гораздо меньше. В основном, большинство священнослужителей придерживаются традиционного подхода, то есть все-таки не рекомендуют женщинам подходить к Святой Чаше в дни очищения.

Тем не менее нынешние священники не просто используют эту догму, а стараются найти объяснение.

И среди мнений, помимо распространенных толкований о гигиенической стороне вопроса и духовной, есть еще и мысль о том, что женщины в этот период цикла больше устают и становятся менее собранными, не могут полноценно молиться и участвовать в Литургии и недостаточно хорошо способны подготовиться к Причастию.

Вместе с тем есть такие священнослужители, которые придерживаются мнения о том, что во время менструации женщине, наоборот, больше требуется причащение, потому что этот период и так довольно трудный для нее и в физическом, и в эмоциональном плане.

Обратите внимание! Вопрос о том, можно ли во время месячных причащаться, а также обо всех других ограничениях и позволениях, каждая женщина должна решать только лично со своим духовником (или священником того храма, который она регулярно посещает).

По поводу причащения во время менструации у святых отцов Запада и Востока мнения так же расходятся.

Точка зрения западных епископов – св. Климента Римского и Григория Двоеслова – такова, что женщине позволительно принимать участие в Таинстве в такие дни, ведь эта немощь не зависит от ее воли, и Дух Святой присутствует в ней всегда.

Однако Григорий Двоеслов говорит, что если сама женщина не решится подойти к Причастию, то следует ее похвалить за благочестие.

На Востоке такого единогласия нет:

  • В древнехристианском документе Дидаскалия (III в.) сказано, что женщины могут причащаться всегда, невзирая на временную немощь.
  • В этот же период св. Дионисий Александрийский говорит, что женщина сама не может дерзнуть приступать к Причастию в период очищения. Он приводит в пример евангельскую историю о женщине с кровотечением, которая ради исцеления решилась прикоснуться не к самому Господу, а лишь к краю его одежды.
  • Чуть позже св. Афанасий Александрийский, рассуждая о том, можно ли женщине во время месячных причащаться, пишет, что как любому человеку нельзя ставить в вину течение слюны или мокроты из носа, так и женщине – ежемесячные истечения, а осквернение может быть только от совершения греха.
  • Тимофей Александрийский считает, что женщине Причастие «должно отложить, доколе очистится».
  • Патриарх Сербский Павел позволяет женщине жить полноценной церковной жизнью (ставить свечи, молиться, участвовать в богослужении), а вот причащаться и креститься, по его мнению, во время месячных все же нельзя.

Разрешается причащаться во время месячных, только если женщина при смерти. Здесь сходятся мнения всех священнослужителей, ведь нельзя дать человеку умереть, не причастившись.

В таких случаях разрешается к тому же причащать того, кто принял пищу (обычно причащение возможно только натощак). То же относится и к роженицам в случае опасности для их жизни.

Патриарх Сербский Павел на этот счет сказал: «…в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Таким образом, несмотря на некоторые различия в мнениях по поводу причащения в период менструации, в основном, складывается такой порядок, что посещать храм при месячных можно, а причащаться не рекомендуется.

Из этого видеоролика вы узнаете, можно ли причащаться во время месячных.

Данное видео ознакомит вас с ответом священника касательно нахождения женщины во время менструации в храме.

источник

священник Константин Пархоменко

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Читайте также:  Может ли держатся температура перед месячными

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: