Габриэле д`Аннунцио. Как поэт стал Поэтом?

В начале ХХ века читающая публика России узнала имя Габриэ`ле д`Аннунцио, драматурга и поэта. Патетические произведения сделали его чрезвычайно популярным среди представителей модного тогда декаданса. Пьесы разыгрывались в театрах, писалось множество восторженных рецензий.

Николай Гумилев, например, посвятил поэту «Оду». А до этого волна грандиозного успеха прокатилась по всей Европе. Еще бы! Дерзкий, эпатажный и циничный, он был кумиром всей прогрессивной молодежи своего времени.

«Я играл с судьбой, с событиями, со жребиями, со сфинксами и химерами» Г. д`Аннунцио «Секретная книга».

«Весь мир — театр!» — будь д`Аннунцио средневековым рыцарем, наверняка начертал бы нечто подобное на своем щите. Скандальные выходки поэта не сходили со страниц светской хроники: многочисленные любовные истории с известными женщинами, эротические, на грани приличия, произведения, бесчисленное количество дуэлей, пламенные политические речи и безумные военные авантюры — вот далеко не полный пиар-коктейль нашего героя. Но самой, пожалуй, эффектной была его роль Правителя настоящей Республики.

…Габриэле д`Аннунцио (Рапаньетта) появился на свет 12 марта 1863 года в Пескаре в родовитой и богатой семье. Мальчиком рос капризным, не знавшим ни в чем отказа, но тем не менее хорошие оценки в школе получал заслуженно. И поэтическим талантом, несомненно, обладал. А также буйным воображением и жаждой познания чего-то запретного, например, необыкновенных эротических переживаний.

В шестнадцатилетнем возрасте, будучи учеником привилегированного лицея, опубликовал свой первый сборник стихов. Критики к творчеству юного дарования отнеслись вообще-то положительно. Но педагогический совет не понял обилия фривольных выражений в текстах и чуть было не исключил поэта-юниора из школы.

Тем не менее стихи приносят Габриэле некоторую известность, и он, окрыленный успехом, продолжает писать. Через год выходит следующий поэтический сборник, который наш предприимчивый друг продает, используя не честный, но действенный рекламный трюк, а именно, дав объявление в газете о своей трагической гибели. Весь тираж был мгновенно раскуплен, а его ни о чем не подозревавшие родители даже успели оплакать несчастного отпрыска, поверив в мистификацию.

Тихая жизнь в захолустье была не для амбициозного юноши: он жаждет большего и по окончании учебы в 1881 году перебирается в Рим, где поступает в Университет на отделение литературы и филологии. Д`Аннунцио быстро входит в круг столичной богемы и со страстью погружается в журналистику. Его скандальные и провокационные статьи печатают сразу несколько журналов в разделе светской хроники.

О стихах тоже не забывает — они становятся все более претенциозно эротичными и очень часто автобиографичными. Учитывая нескончаемые любовные связи поэта, почти каждая публикация нового творения заканчивается скандалом, а то и дуэлью.

В 1889 году д`Аннунцио дебютирует как романист (издано 9 романов), а позднее становится известен еще и как драматург: создает полтора десятка пьес в стихах и прозе, называя их трагедиями. Переведенные на другие языки, они имеют огромный успех в Европе. Критики определяют его стиль как символизм и неоромантизм с элементами неоклассицизма и мелодрамы.

О чем же пишет д`Аннунцио? Начитавшись в юности произведений античных авторов, он грезит об эстетике прошлого, о необузданной красоте сильного человека, побеждающего благодаря природным инстинктам. Но кругом разруха: страна прозябает в нищете, итальянцы забыли, что их предками были римские легионеры и философы, нация деградирует. И поэт со всей страстью своего пылкого сердца взялся за благородное и, как впоследствии оказалось, благодарное дело — борьбу с буржуазной пошлостью и грубостью, создав новый мир Прекрасного. Для начала — на страницах своих творений.

Он рисует образ главного героя, эстета и эпикурейца, упоенного красотой окружающего мира и плотскими радостями (влияние фр. романистов), но беспредельно страдающего по недостижимому духовному умиротворению (влияние Толстого и Достоевского). Эротическая тема (проходит красной нитью сквозь все творчество) лишена сантиментов: безжалостное противостояние полов — это и есть высшее наслаждение!

Такие чувства не для простых смертных. Для понимания такой страсти нужен Новый человек. И поэт создает такую личность, мощную, настоящего сверхчеловека, способного преступить нравственную черту и только тогда становящегося поистине свободным! (позднее — влияние Ницше). Презирая любую слабость, любое страдание, которые являются признаком упадка и расовой неполноценности, наш патриот приветствует все то, что служит утверждению Силы и Могущества человека.

Самое удивительное, что д`Аннунцио действительно верил в свою миссию. Более того, он жил, как писал. Даже не так. Он описывал свою жизнь. Каждый его роман или стих — это мироощущение собственной жизни. Сам же являл собой пример настоящего эстета-эротомана.

Изысканно одетый, в окружении роскошного интерьера (на виллах в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Парижа), в обществе постоянной свиты поклонников, красивейших женщин, породистых лошадей и собак, поэт тратит огромные суммы на поддержание богемного образа жизни. Тратит намного больше, чем зарабатывает своим творчеством. Конечно, женщины всячески помогают своему герою материально, но и он не стесняется брать авансы у издателей в счет будущих так и ненаписанных романов.

В 1907 году очередной скандал (д`Аннунцио взял крупную сумму денег у своего приятеля за творческое турне по Южной Америке, куда так и не добрался) вынуждает поэта сбежать во Францию. В Париже активно трудится над созданием театра нового типа, увлекается авиацией и новаторствует в синематографе (пишет киносценарии и экспериментирует с камерой).

До начала Первой мировой войны говорить о какой-то определенной политической позиции д`Аннунцио не приходится: ее просто не было. Тем не менее поэт успевает поучаствовать в управлении государством. Еще 1897 году он баллотируется в итальянский Парламент с экстравагантной программой «политики красоты», и, должно быть, сам удивился своему избранию. С легкостью меняет свои взгляды (то он — за правых, то — за левых), следуя собственному афоризму: «Прерогативой мыслящего человека является возможность изменения точки зрения». Впрочем, заседать в Парламенте слишком скучно, и поэта там почти не видят.

Хотя в 1908 году Поэт бравурно выразил надежду на возрождение величия Венецианской республики (читай: Италии) и господства над всей Адриатикой в пьесе «Корабль», которую можно рассматривать как идею его будущей политической борьбы.

В 1914 году 51-летний д`Аннунцио заявляет себя в новом качестве — красноречивого политика: активно пропагандирует вступление Италии в войну на стороне Антанты. Он громогласно и красноречиво выражает чаяния своего народа на победу и возрождение страны как могучей державы (призыв за «mare nostrum» — это идея д`Аннунцио, как и многие другие, заимствованные впоследствии фашистами).

Поэтому, вернувшись в Рим и выступив на площади с пламенной речью о величии нации, он был встречен итальянцами как триумфатор и Поэт — выразитель их надежд и стремлений. Именно так, с большой буквы. Это был титул, которого д`Аннунцио удостоился вторым в истории страны после Данте.

Но чем бы ни занимался Поэт — писал ли книги, покорял ли воздушное пространство, музицировал или произносил речи — всегда в его жизни присутствовали женщины. Много женщин, которые почитали за счастье провести ночь с первым Любовником Италии.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: