Методика составления БДДС

Планирование движения денежных средств – один из наиболее важных аспектов организации операционного цикла и создание полной и эффективной системы управления.

Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и расходов, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности:

Текущая (операционная деятельность) обеспечивает выполнение производственно-коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств;

Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств;

Финансовая деятельность связана с получением и погашением краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.

Под бюджетом движения денежных средств понимают бюджет (план) расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Для эффективного ведения бизнеса предприятию в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе бюджетирования.

БДДС составляют как с целью обеспечения постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств. Следовательно, в БДДС должны быть предусмотрены меры против так называемых «кассовых разрывов», т. е. ситуаций, связанных с нехваткой наличных денежных средств для текущих выплат (в качестве мер могут быть банковские кредиты, выпуск акций или иное привлечение денежных средств). Временно свободные денежные средства могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и. т. д.

Многие современные компании, составляющие отчетность по МСФО, испытывают сложности при составлении отчета о движении денежных средств. Эти сложности связаны с различием в правилах подготовки отчета по российским и международным стандартам и достаточно общим характером международных стандартов, предоставляющим компаниям относительную свободу в степени раскрытия информации и выбора методов и учетных процедур.

Отчет о движении денежных средств по операционной деятельности может быть составлен с использованием прямого или косвенного метода. В части инвестиционной и финансовой деятельности допускается использование только прямого метода составления отчета. Прямой метод более информативен с точки зрения интерпретации данного отчета и его использования для анализа финансового состояния компании. Однако для составления отчета о движении денежных средств прямым методом нужен детализированный классификатор движений денежных средств, поскольку такой метод является достаточно трудоемким. Использование прямого метода составления отчета о движении денежных средств наиболее эффективно в условиях автоматизации составления финансовой отчетности.

Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств часто используется при составлении консолидированной отчетности, и такой формат представления отчета часто требуется при размещении публичной отчетности на бирже. Однако такой метод является менее наглядным и на его основе трудно раскрутить какую либо цифру отчета до проводок по движению денежных средств, что часто требуется для внутреннего контроля и бюджетирования .

Многие компании составляют сразу два отчета о движении денежных средств: один – прямым методом, другой – косвенным. В этом случае один отчет используется для проверки цифр другого, таким образом итоговые статьи движения денежных средств в них идентичны. Такой подход позволяет обеспечить менеджмент компании и пользователей отчетности всей необходимой информацией для принятия решений, но требует больших трудозатрат.

Корпоративные системы, www. sike. ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: