Стоит ли программисту брать заказы на дом?
Программист приходит домой и, не переодеваясь, сразу садится за компьютер. Левая рука еще только включает системный блок, а правая уже нетерпеливо водит мышкой.
— Подработку нашел! — гордо сообщает он появившейся жене. — Неплохо заплатят! — Мой зайчик! — восклицает жена. — У нас столько долгов накопилось. Да и шубу мне новую надо. Но не буду мешать. Поесть приготовлю. А ты сиди, работай…
Программист самодовольно улыбается. Дождавшись, когда на экране появится знакомая заставка, он лихорадочными движениями вставляет компакт-диск и сосредоточенно смотрит на монитор. Глаза его полны напряженной мысли.
— Дорогой… — мягко зовет жена. — Ты бы хоть обувь снял. Тапочки я принесу… — Мысль на мгновение прерывается, но возвращается с новой силой. Туфли скинуты, а тапочки еще не надеты. Он продолжает думать в одних носках…
Работу домой берут в основном в трех случаях.
1. Маниакальная увлеченность. Рабочий день заканчивается, а замыслов еще море. Хочется попробовать и то, и это. На магнитный носитель записан текущий вариант программы, дорога домой наполнена процессом решения задачи — ну, отчего же все-таки она не запускается — а у порога родного дома осеняет: вот почему! Скорей за клавиатуру!
2. От успеха зависит карьерный рост, вес в отделе и зарплата. Если в первом случае — на нее наплевать (ну, не совсем, конечно, но она — не критерий), то здесь именно финансовый результат крайне важен. Укрепить свои позиции, выдать раньше продукцию, стать главным в теме и получить за это вознаграждение. Надо спешить, а то опередят.
3. Заказ со стороны. Некоторые успевают его сделать на работе прямо под носом у начальника. Но не всегда в такой вариант можно вписаться. А дома начальника нет, да и назойливых сотрудников тоже.
И сидит программист перед экраном собственного компьютера и наслаждается. Ноги его усиленно ищут тапочки, а пальцы уже нащупали нужные клавиши. Процесс пошел…
— Дорогой, извини, я поесть принесла… — Это опять жена. Программист нехотя отрывается от любимого занятия, но в то же время аппетитно потягивает носом. Его взгляд заметался между экраном и тарелкой с борщом. Что выбрать? Наконец, он сокрушенно махнул рукой, левой рукой схватил кусок хлеба, а правой ложку. Свободной руки для клавиатуры не осталось…
Проходит неделя. Программист ожесточенно бьет по клавишам. Иногда он останавливается, хватает карандаш и что-то пишет на клочке бумаги.
Из кухни доносится голос жены: — Можно тебя на минутку? Муж не реагирует, продолжая что-то высматривать на экране. — Да можешь ты подойти или нет? — Визгливые нотки заставляют встрепенуться. Программист медленно встает и, не выпуская из рук мышки, начинает пятиться от компьютера. Взгляд его прикован к тексту программы. Провод, идущий от мышки, натягивается и не пускает дальше. Программист радостно возвращается. — Ну, сколько я буду ждать? — Не умолкает жена. Программист, что-то резко пробурчав, врывается на кухню. — Вон тот гвоздь… Выдерни, пожалуйста! Я об него чуть юбку не порвала. Я сама не могу, честно! — Голос становится почти ласковым. — Ну, куда ты руками тянешь? На балконе плоскогубцы! Зачем в носках побежал? Я тапочки еще неделю назад дала…
Проходит еще неделя. Программист перебирает диски, одновременно заглядывая в напечатанный лист. — Замечаний надавали, — обращается он к руке жены, положенной ему на плечо. — И все срочно. Опять до часу сидеть. — А к нам сегодня гости, — рука супруги теребит ему воротник. — Они не помешают, — рассеяно отвечает муж. — Придется выключить, — жена легонько стукает кулачком по монитору. — Неудобно при гостях. Пообщаться надо.
— Целый вечер терять?! — Глаза программиста округляются. — Два вечера. Два. Завтра идем в магазин одежды. Ты должен посмотреть на мою будущую шубку. — Что?! Да ты хоть понимаешь?. . — Звонок в дверь прерывает словоизвержение. — Это они! — Радостно вскрикивает жена. — Лена с Борисом! Быстренько выключай!. . Диски безвольно вываливаются из рук. У программиста нет слов…
Почему на работе не надо никому выбирать шубу и принимать гостей? Да и не дергает никто по пустякам. Подождут, пока ты освободишься, только потом обратятся. Там твое время берегут. Зато дома — никаких преград. Здесь ты свой в любой момент и для кого угодно. Не будут ждать, пока отладишь команду, не позаботятся об ошибочном операторе, не подскажут, как его исправить, а вспомнят, что не исправлен кран в ванной. К тому же нужно делать вид, что ты доволен всем вокруг, и беспечно беседовать с гостями, как будто на тебе не висит срочный денежный заказ. Но деньги еще надо заработать! А для этого прорваться к своему собственному компьютеру!
Проходит месяц. Программист просветленным взглядом окидывает недоеденную порцию макарон и чуть пригубленную чашку с кофе. В глазах — уверенность, движения не такие суетливые, как две недели назад. Жена входит и застывает у него за спиной. — Убирать или нет? — Строго спрашивает она. — А то посуду сам будешь мыть! — Как хочешь, — отмахивается муж. — Я на финише. Кажется, получилось! — Вот, именно! Кажется! — Тон недовольный. — Сидишь до полуночи, а что толку?
— Но ты же понимаешь, сразу все не сделаешь. Заказчик в ударе — давай новый режим. Значит, заинтересован. Я востребован! — А я? Жена — что? Бревно бессловесное? Уткнулся в свои кнопочки, даже не поговоришь! — Пойми, некогда! Кстати, та шубка мне понравилась. Недолго уже осталось. Потерпи. — Да не верю я ни в какую шубу! Мама должна подъехать. Ты хоть ей пару слов скажи, если мне не можешь! Раньше был человек как человек, а сейчас хуже последнего программиста! Все вы, как наркоманы, я знаю! У сестры — двое таких же! Что муж, что сын. От ящика не оттащишь! И зачем только эту бандуру купили?. .
Эх, домашние, домашние! Как вы резко можете подрезать крылья! Одной фразой. Не все, далеко не все понимают, что работающему дома надо вовремя создать вакуум, не сбивать с удачной мысли, подождать, пока он закончит.
Попалась мне раз в руки какая-то книжка. Я и содержания не помню. Но навсегда запомнил предисловие. Автор благодарил близких за то, что позволили ему создать этот труд. Я сначала не понял — за что собственно благодарить? А гораздо позже оценил, какая мудрость заключена в этих словах.
Однако, заметьте, раз есть автор, который написал книгу в домашних условиях и рад этому, значит есть и другие. И их немало! Не везде присутствует последняя сцена. Да, она, надо сказать, слишком утрирована. Поэтому переиграем ее.
— Извини, дорогой. Я все понимаю и потерплю. Но подумай о себе. Тебе надо отдыхать иногда. — Вот расправлюсь — тогда сколько угодно. — Ну, хоть часик! Полтора! Мама вот-вот подъедет. Она давно хотела побывать у нас. Покажешь ей микрорайон. А я пока есть приготовлю. Ну, не хмурься! Надо, милый, просто необходимо! Там свежий воздух, тебе он сейчас, как бальзам! Заодно сводишь маму в тот магазин и покажешь «мою» шубку. Мама хочет такую же…
Прошло еще две недели. Заказанная разработка на втором месяце исполнения. Программист с шумом распахивает дверь собственной квартиры и опрометью кидается к компьютеру. — Завтра внедрение! — На ходу объявляет он. — Мне приготовили аванс! На основную часть шубы хватит! — Он включает системный блок. Начинается загрузка. — Надо успеть подготовить пример. — Какой пример? — Озадаченно спрашивает жена. — Демонстрационный! Этим временем в комнате появляется десятилетний сын: — Папа! Можно я игру закачаю? Я быстро! — Сынок, мне машина нужна! — Папа! Я диск на час выпросил у Лешки. Новая игра! Папа… Папочка, ну, пожалуйста! — Не могу! В следующий раз! — Но я только с диска скину! — Не унимается сын. — И… один уровень пройду! Это недолго. Ну, папуля!
— Дорогой! — вмешивается жена. — Пусть ребенок двадцать минут поиграет! А ты пока… пальто снимешь… и шарф развяжешь…