Полароид: анахронизм эпохи или андеграунд?

Похороны моментальной полароидной фотосъемки, прошедшие на рубеже веков и спровоцированные широкой доступностью цифровых камер, оказались преждевременными даже вопреки фактам — слишком велико число активных поклонников этой отказывающейся вымирать технологии. До сих пор производство расходных материалов, таких, как кассеты для полароидов, не остановлено, хотя и добыть их непросто. Для цветной съемки подходят кассеты (пленки) с маркировкой T125i, для однотонной (черно-белой) — T667 и T664. История и мифы

Прошло почти два десятилетия с начала бешеной популярности этого незабываемого явления. И сегодня многие помнят, как поляроиды появились в свободной продаже. Первые девайсы начали выпускать в 1948 году, а их массовый ввоз в Россию и сказочная популярность пришлись на середину 90-х ХХ века, когда сограждане смогли увидеть свои лица на оригинальной фотобумаге почти мгновенно после нажатия на кнопку. Есть несколько мифов, сопровождающих «полароид-бум», они столь же верны, как и неоднозначны; развенчаем их.

Из самых основных, это, во-первых, недолговечность насыщенности цветности фотоизображений и потеря резкости спустя полгода-год после экспозиции. Но карточки меняют цвет далеко не всегда, сказывается влияние солнца и влаги. Сделанные десять лет назад фотографии наилучшим образом сохраняются в закрытых обложками альбомах. В полевых условиях, турпоходах, на вечеринках и корпоративах, везде, где нужен моментальный результат фотоотпечатка, технология полароида не имеет себе равных.

Во-вторых, утверждают, что компактную цифровую камеру и «сублимационник с аккумулятором» (компактный микроструйный принтер) гораздо удобнее использовать вместо полароида: «цифровик» помещается в карман рубашки, принтер — в среднестатистическую дамскую сумочку, а качество готового отпечатка не уступает фотолаборатории, так же, как и его «долговечность». Плюс сервис: с полями, без полей, возможность масштабирования, выбор текстуры фотобумаги и ее качества (не пустое замечание), и, конечно же, огромное количество снимков в памяти цифровой камеры с возможностью их бесконечного копирования и удаления. В полароиде всего этого нет…

Да, «цифра» рулит, но иногда так хочется получить за минуту фотографию и распечатать, не прибегая к дорогим микроструйным принтерам, специальным фотокамерам — щелкнул — и фотография уже в руках. В непрофессиональной съемке вполне достаточно обычной фотографии размера 10×15. И почему бы не использовать для этих целей полароид? Всему есть время и место. Непритязательное устройство

Камеры были одного размера и снабжались кассетами с фотобумагой, внутри которых уже были встроены и элементы питания (как правило, напряжением 5 В) для механики камеры и встроенной в нее фотовспышки. Конечный продукт — получившиеся фотоизображения (в прямом смысле похожие на карточки), нуждались в таких же адаптированных по формату альбомах и рамках.

Андеграунд полароид-бум сегодня легко зафиксировать по количеству форумов и запросов на приобретение кассет во «всемирной паутине»; у многих студентов и даже зрелых людей, с удовольствием экспериментировавших с полароидом в 90-х, вновь пробуждается желание обладать этим чудом, и если не снимать, то иметь хотя бы ради антиквариата.

Однако кассеты к наиболее популярным моделям камер 600-й и 636-й серий, содержащих в себе по 10 фотопластинок, приобрести весьма нелегко даже в мегаполисах. Зарубежные поставщики просят за эту главную часть полароида (камера без кассет практически бесполезна) до 2000 рублей. Реальная ситуация, отличающаяся надуманным превышением спроса над предложением, возможно, спровоцирует возвращение «эпохи полароида» для обеспеченных людей и «золотой» молодежи.

Что касается меня, не чуждого модных веяний, я достал из закромов культовый ныне Полароид-636, оттер с него пыль и поставил на видное место, как портрет дорогого человека. Не беда, что запасных кассет у меня нет, зато я в курсе событий и получил несказанное удовольствие от просмотра старых альбомов с полароидными фотокарточками. Не без оснований полагаю, что такая позиция близка многим.

Днем рождения Полароида считается 21 февраля 1947 года, когда изобретатель Эдвин Ленд (США) впервые показал публике камеру, способную воспроизводить черно-белые снимки всего за одну минуту. Более чем за полвека никто пока не предложил ничего лучше, кроме цифровой камеры. И далеко не факт, что именно цифровая эра обанкротила некогда могучую компанию.

Сообщества «фэнов» полароидной съемки активно по сей день. Некоторые сайты-коллекции содержат более 10000 изображений в известной «рамке». Признанным поклонником Полароида в нашей стране был Андрей Тарковский, он создал прекрасную подборку фотографий, которая теперь доступна в Интернете.

Есть более десятка креативных технологий с разными типами пленок для полароида и даже объемная книга-руководство, выпущенная в 2005 году в Кельне, с обзором всех видов съемок и камер.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: