В гостях хорошо, а дома лучше. Почему так?
«В гостях хорошо, а дома лучше. Гость, гости, а погостил — прости!» — вдруг сказала печка. Кузька от удивления ватрушкой подавился". Т. Александрова. «Домовёнок Кузька».
Рано или поздно, но отпуск заканчивается. Вы отдохнули, загорели, набрались впечатлений, отвлеклись от ежедневной суеты и текучки будней и — удивительное рядом! — с радостью возвращаетесь, ощущая, что дома вам лучше.
«О чём тут можно вообще говорить? Дома лучше — это факт! Однозначно! Даже не обсуждается!» — примерно так мог бы сказать Великий Спорщик, Который Всё В Этой Жизни Знает, а потому любознательность и вдумчивость не его конёк, он принимает вещи такими, как они есть, не задаваясь вопросом: а, собственно говоря, почему?
Мы же сначала дадим ответ, лежащий на поверхности, видный со всех сторон и, казалось бы, верный в своей обескураживающей примитивности: дома нам привычно, мы знаем все уютные уголки и тайные местечки, все «печки-лавочки», начиная с прихожей, где аккуратным (или не очень) рядочком стоят мягкие и немного стоптанные тапочки каждого из домочадцев, и заканчивая приватными покоями — спальней, где по вечерам глаза слипаются сами собой, стоит только приклонить голову на подушку.
«А вот и нет, а вот и нет!» — кричит Великий Спорщик, верный себе. — «Разве никто никогда не теряет, находясь дома, всё, что угодно: ключи от него же, перчатки, очки, зонт, носовой платок, зубную щётку, почему-то всегда один носок и те же мягкие тапочки?»
Если Великий Спорщик не будет возражать против того, что человек во многих своих проявлениях схож с братьями своими меньшими, то нам в какой-то мере удастся пролить свет на тёмные стороны заданного в статье вопроса. Как известно, многие животные определённым образом метят территорию, очерчивая границы своих владений. Вот и для человека… «Протестую! Некорректное сравнение! Человек — это венец природы и уже в эпоху мезолита в свободное от охоты время вовсе не метил территорию, а занимался наскальной живописью!» — Великий Спорщик не удержался от реплики, но мы продолжаем. Человеку стены родного дома не только помогают в трудную минуту (мой дом — моя крепость), но зачастую становятся той самой границей, переступив которую он попадает в свой ареал, в привычную и тихую гавань, недоступную жизненным ветрам и штормам.
А если «тихая гавань» строилась тщательно и старательно, как строится любое семейное гнёздышко, то обладатель (ница) такого дома может точно указать причину, по которой у него (у неё) дома лучше, чем в гостях. Это могут быть детали оформления интерьера, такие, как лепнина, пилястры или колонны; следуем теперь в эту комнату, здесь стены украшают подлинники картин великих мастеров прошлого и «вот этот миленький комодик из обстановки павловского дворца — настоящий раритет!» Разумеется, эта шуточная экскурсия призвана доказать: то, к чему был приложен труд, то, что рождалось в муках творчества, и то, на что были потрачены немалые средства, непременно становится дорого и любимо, воспринимается человеком как «самое-самое».
Вот и психологи не возражают, а подтверждают: «Внешний стереотип — закрепленная последовательность воздействий — отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т. д. Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т. п.). Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций».
«Я так понимаю, что дело совсем не в обстановке, а в привычках человека! Мне вот, например, привычно ходить дома в одних трусах…» Резонное замечание Великого Спорщика, подтверждающее важнейшее преимущество принадлежащего человеку пространства: большая степень свободы, даже некое пренебрежение этическими нормами, возможность чувствовать себя раскованно, не играть каких-то специальных ролей, не надевать масок, быть самим собой. Иллюстрирует сказанное выше чистосердечное признание на одном из форумов:
В гостях я не могу с разбегу прыгнуть и улечься на кровать с криком «Итиииить»!
А теперь мы выводим универсальную формулу положительной ауры дома: чем больше он приспособлен к интересам, вкусам, потребностям хозяина, чем больше учитывает его симпатии и антипатии, хобби и профессиональную деятельность, тем он ему роднее. И самое важное, что эти условия не появляются сами по себе — их создаёт человек, чтобы, «из дальних странствий возвратясь», открыть дверь своим ключом, шагнуть в тишину прохладной прихожей и сказать: «В гостях хорошо, а дома лучше!»