Гумилев Николай Степанович (1886-1921)
Гумилев Николай Степанович (1886-1921). Поэт. В 1905 опубликовал первый поэтический сборник - «Путь конквистадоров». Ранняя лирика Гумилева характеризуется сильным влиянием символистов. С 1906 по 1908 жил в Париже и посещал Сорбонну, где слушал лекции по французской поэзии. В 1908-1913 предпринял четыре поездки в Африку. Широкое признание пришло к Гумилеву в 1911, когда вышел в свет третий сборник его стихов - «Жемчуга». В том же году он организовал объединение «Цех поэтов», участники которого объявили себя приверженцами нового направления в поэзии - акмеизма. В 1910 Гумилев женился на А.А.Ахматовой, ей он посвятил цикл стихов в сборнике «Чужое небо» (1912); в 1918 их брак распался. Осенью 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, Гумилев поступил добровольцем в уланский полк, произведен сначала в унтер-офицеры, а затем в прапорщики. За отвагу в боях был награжден двумя Георгиевскими крестами. В военные годы им были написаны стихотворения, вошедшие в сборники «Колчан» (1916) и «Костер» (1918), пьеса «Дон Жуан в Египте» (1913), драматическая поэма «Гондла» (1917), трагедия «Отравленная туника» (1918). Революционные потрясения 1917 застали Гумилева в Париже. Вернувшись в Россию в 1918, он сотрудничал с издательством «Всемирная литература», занимался переводами лучших книг английской классики. 24 августа 1921 Гумилев был расстрелян как участник контрреволюционного заговора. Осенью 1921 посмертно издана его последняя книга стихов - «Огненный столп».
«Путь конквистадоров». Сборник стихов (1905). Первая поэтическая книга Гумилева вобрала в себя традиционные образы лирики младосимволистов и ведущие темы их теургической эстетики, в которой поэт выступает провидцем грядущего и его творцом. Таков лирический герой Гумилева, «конквистадор в панцире железном». (Конкистадорами, или конквистадорами, называли испанских завоевателей Америки XVI в.) «Путь конквистадоров» входит в один типологический ряд с поэтическими сборниками и циклами «Кормчие звезды» Вяч.И.Иванова, «Золото в лазури» Андрея Белого, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, уступая им качеством стихов. По словам И.Ф.Анненского, в ранних своих стихотворениях Гумилев - «артист слова более, чем лирик».
«Письма о русской поэзии». В 1910 Гумилев принял деятельное участие в организации журнала «Аполлон». На его страницах вплоть до 1917 вел рубрику «Письма о русской поэзии», публикуя короткие рецензии и отклики на книги стихов, выходившие из печати.
Путешествия в Африку. Ведомый «музой дальних странствий», Гумилев четыре раза ездил в Африку (1908, 1909, 1910, 1913), посетил Египет и Абиссинию (Эфиопию). В этих поездках он собрал большую этнографическую коллекцию (оружие, украшения, утварь). Литературным результатом путешествий явились рассказ «Африканская охота», цикл «Абиссинские песни» (1911), «африканская поэма» «Мик» (1914, издана в 1918) и другие стихотворения. Сохранились также дневники, которые поэт вел в этих поездках.
«Жемчуга». Сборник стихов (1911). Третья поэтическая книга после сборника «Путь конквистадоров» (1905) и отпечатанных в Париже «Романтических цветов» (1908). Сам Гумилев расценивал эти опыты как ученические и вел счет своим поэтическим книгам с «Жемчугов». Сборник обозначил отход от символизма и обретение собственной художественной эстетики. «Жемчуга» и следующий сборник «Чужое небо» (1912) наряду с книгой О.Э.Мандельштама «Камень» сделали акмеизм заметным явлением в литературе.
Дуэль Гумилева и Волошина. Причиной дуэли двух известных поэтов явилось разоблачение Черубины де Габриак, литературной мистификации, сотворенной Волошиным.
Узнав, что под именем Черубины скрывается Е.И.Дмитриева, благосклонности которой он домогался, Гумилев нанес Волошину публичное оскорбление.
Поединок произошел 22 ноября 1909 на Черной речке, месте дуэли А.С.Пушкина и Ж.Дантеса, но обошелся без кровопролития.
«Наследие символизма и акмеизм». Программная статья, напечатанная в журнале «Аполлон» (1913). Гумилев писал, что «символизм закончил свой круг развития» и ему на смену приходит акмеизм, утверждающий «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
Хотя сами символисты в то время постоянно писали о закате символизма, выступление Гумилева они встретили довольно враждебно. В их лице Гумилев обрел литературных противников. Об этом, в частности, свидетельствует статья А.А.Блока «Без божества, без вдохновенья», направленная против акмеистов.
«Колчан». Сборник стихов (1916). Пятая поэтическая книга Гумилева, в которую вошли стихотворения 1912-1915. Центральное место в сборнике занимают военные стихи, написанные под воздействием фронтовых впечатлений. «Муза Гумилева нашла себя в «военных стихах», - писал В.М.Жирмунский. - Эти стрелы в «Колчане» - самые острые». В сборник вошли также «итальянские» стихи («Венеция», «Рим», «Пиза», «Генуя», «Болонь», «Неаполь» и др.) и автобиографическое стихотворение «Пятистопные ямбы».
«Костер». Поэтический сборник (1918). В стихотворениях этого сборника ведущее место занимает тема России. Провидческий смысл приобрело стихотворение «Рабочий», в котором Гумилев напророчествовал собственную гибель.
Расстрел Гумилева. 2 августа 1921 Н.С.Гумилев был арестован по так называемому таганцевскому делу, сфальсифицированному ГПУ. За участие в «контрреволюционном заговоре» к расстрелу приговорили более 60 человек.
Приговор был приведен в исполнение 24 августа 1921 на одной из станций Ириновской железной дороги. Об обстоятельствах казни известно, что осужденных заставили рыть себе могилу, потом приказали всем раздеться и согнали в яму, по которой была открыта стрельба.
Когда могилу засыпали, многие были еще живы. Со слов участника расстрельной команды, Гумилев держался гордо: улыбался и успел докурить папиросу.
Об этом черном дне русской истории выразительно написала О.Д.Форш в повести «Сумасшедший корабль»: «Хотя улицы полны были народом, они показались пустынными. На столбах был расклеен приведенный уже в исполнение приговор. Имя поэта там значилось. Никто никому ничего не пояснял. Не спрашивали. Не толкались. К уже стоящим недвижно подходил новый, прочитывал - чуть отойдя, оставался стоять. На проспектах, улицах, площадях возникли окаменелости. Каменный город».
Автора! Автора! В начале 1922 в Петрограде состоялась премьера драматической поэмы Н.С.Гумилева «Гондла». После спектакля в зрительном зале раздались возгласы: «Автора! Автора!» Напуганные власти сразу же запретили пьесу, и с этого времени творчество Гумилева почти на 70 лет было вычеркнуто из истории русской классической прозы. Как водится, трагедия завершилась фарсом: в 1991 агонизирующая советская власть отменила приговор в отношении Гумилева «за отсутствием состава преступления».
Источник: Электронная библиотека