Какой день в году «самый тихий»? Традиции наших предков

У темпераментных испанцев на 29 июня приходится Винная битва — веселый праздник, на котором две противоборствующие стороны «стреляют» друг в друга вином. Так шутливо вспоминают о вражде, существовавшей в давние времена между виноделами из двух соседних городов Аро и Риохан.

А в славянском народном календаре эта дата именуется День Тихона, Тихон Утешитель. Потому-то и связывали ее с тишиной:

— на Тихона солнце идет тише; — у Земли за год самый тихий ход; — на святога Цiхана сонца ледзьве дыхае.

Считалось, что в этот день даже певчие птицы затихают. Впрочем, не все: соловьи и кукушки будто бы продолжают громкоголосие вплоть до Петрова дня (12 июля).

Однако тишина тишиной, но хозяйством все-таки надо было заниматься. Заканчивали поздний сев яровых, начинали прополку огурцов. Причем считалось, что если нагая девушка в ночь на Тихона несколько раз обежит грядки, то урожаю огурцов не будут страшны никакие беды: «ни червь не тронет, ни лютые медвяные росы не нападут, ни солнышко не перепечет, ни дождик не зальет».

Было и еще одно важное занятие, приуроченное к 29 июня. С раннего утра на поля вывозили навоз, приговаривая:

Навоз густ, и амбар не пуст; Где лишняя навоза колыжка, там лишняя хлеба коврижка; Кто много навоза в поле кладет, тот всегда верной прибыли ждет; Добудь дедовского навозу, снопы валиться будут с возу.

На Тихона приходилась «толока на навозницу». Толока (талака, помочь) — обычай взаимопомощи односельчан друг другу в спешной работе. По традиции за нее не платили, а щедро угощали по окончании труда, устраивали пир на весь мир с вином и брагой, песнями и плясками. В общем, по принципу: кончил дело, гуляй смело.

С Тихона и до Петрова дня принимались за активный сбор лекарственных трав и кореньев. Считалось, что в эту пору они обладают особой целебной силой. Заодно примечали: если акация или горицвет выделяют нектар, значит жди дождя; если папоротник сворачивает листья — назавтра будет солнечно и жарко. Кстати, о целительстве. К Тихону Утешителю обращались с мольбой об избавлении от зубной боли: «Святой Тихон, утиши, Господи, болезни и вся недуги зубные».

Нередко моление Тихону заменяли обращением к молодому месяцу: «Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые твои ножки! Сойди ты, месяц, сойми мою зубную скорбь, унеси ты боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могучая; вот зуб, вот два, вот три, возьми мою скорбь. Месяц ты, месяц, сокрой от меня зубную скорбь во веки. Аминь. ».

Такое обращение было, конечно же, неслучайно: растущий месяц символизировал силу, способную взять на себя то, что мешает человеку, и преобразовать в благую энергию. Но если лунный календарь не позволял реализовать «контакт» с месяцем, приговаривали по-иному:

Заря алая, заря утренняя, заря заряничная, девица красная, лицом пригожая, полуночница; во поле широком заяц-поскакушка, в море синем просторном камень каменный, а на дне морском Лимарь Лимариный. Накрой ты плащом своим златым, заря заряница, зубы мои скорбные, скрой фатою своей серебряной от Лимаря Лимариного, под твоим покровом надежным сохранятся зубы мои. Враг мой коварный, Лимарь Лимариный, пойди прочь от меня, раба Божия (имя), а если станешь крушить, ломить да грызть зубы мои, то столкну я тебя в геенну огненную, в пламя преисподней. Слово мое надежно да крепко. Заговору сему есть замок да ключ — небо и земля.

Видимо, нужно пояснить, кто таков Лимарь Лимариный. Лимарями в старину называли шорников, а лимариный (лимарщиный, лимарщиновый) означает результат выделки кожи путем предварительного вымачивания в квасу, зарывания в навоз и ручного выминания.

Кроме небесных защитников, обращались к растительным оберегам. Например, находили побеги молодой крапивы и над ними читали:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь, аминь, аминь. Матушка родимая, крапивушка зеленая, колкая, дерево священное! Рядом со мной, рабом Божьим (имя), стоит раб Божий (имя), точат его зубы черви черные; ты, матушка родимая, крапивушка зеленая, дерево священное, тех червей черных повыведи, из зуба повыгони, а если не повыведешь, не повыгонишь, я тебя на солнце жарком высушу; а если повыведешь, повыгонишь, я тебя на третий день выпущу.

С этими словами крапиву, перевязав лентой, наклоняли к самой земле, а через 3 дня ленту снимали.

Что и говорить, зубная боль — штука очень неприятная, и в наше время, конечно же, надежнее помощь стоматолога. Но обратите внимание, какие поэтичные и выразительные тексты сочиняли в старину для того, чтобы справиться с недугом!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: