Кто придумал слово «танк»? Генерал Э. Свинтон

Некоторые историки считают 19-й век самым успешным веком в развитии европейской цивилизации. И самым длинным. Потому что по их представлениям начался он раньше календарного срока, с Французской революцией 1789 года. А закончился, когда на календаре был уже век 20-й, в 1914 году, с началом Первой мировой войны.

Первая мировая война была катастрофой. Которая, без сомнения, происходит, если за руль могучего автомобиля садится неопытный новичок. Ему наспех показали: вот газ, вот тормоз, а вот тебе руль, чтобы поворачивать куда нужно. Да еще подбодрили, по плечу похлопали. Кати, дружище! Вмиг доедешь! А если что не так — на ходу разберешься!

Вот и разобрались! Правители по-прежнему считали войну нормальным способом решения всех возникающих проблем. Последним доводом королей. Генералы, которые, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне, тоже были не прочь повоевать. Тем более что арсеналы пополнились новым оружием. Да и господа офицеры считали войну приключением для настоящих мужчин. Которое, подобно всякому приключению, должно быстро заканчиваться. «Нормальная» по прежним понятиям война должна была начинаться летом, чтобы Рождество встречать уже в уютной, домашней, обстановке, в объятьях милых дам.

Первая мировая оказалась войной не «нормальной». Военные действия не прекратились к Рождеству, как рассчитывали политики-оптимисты. Не закончилась она и к Пасхе, как предполагали политики-пессимисты. Война превратилась в позиционную. Линия фронта не двигалась. Постоянные военные действия без видимого результата начали высасывать из воюющих стран ресурсы: материальные, финансовые, человеческие.

Самым страшным убийцей на войне оказался пулемет. Он же оказался и убийцей войны в прежнем ее понимании. Любые хитроумные замыслы генералов и бесшабашная смелость солдат и офицеров развеивались в прах у ближайшего окопчика, где засела «сладкая парочка» — пулеметчик с помощником. Традиционные средства прорыва фронта не помогали. После страшного артиллерийского обстрела пулеметчики вылезали из укрытия, занимали позицию, и поднимавшиеся в атаку солдаты оставались висеть на колючей проволоке.

Все воюющие нации стали лихорадочно искать технические средства для прорыва вражеской линии обороны. Каждый — свое.

Здравомыслящие англичане уже во времена пресловутого Левши прославились различными механическими чудесами. Поэтому не удивительно, что для прорыва вражеской линии фронта они решили применить бронированные самоходные экипажи, танки.

Танком в то время называли большой бак, емкость для жидкости. Несерьезное имя новому оружию дали с целью маскировки. Во время перевозки первых механических чудовищ на фронт их тщательно зачехлили, а в сопроводительных документах обозначили чем-то вроде цистерн. То есть предметами довольно мирными и достаточно на войне второстепенными, чтобы заинтересовать шнырявших вокруг железных дорог германских шпионов. Автором этой придумки был майор Эрнст Данлоп Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) (1868−1951).

Должность Свинтона в начале Первой мировой войны была такой же несерьезной, как название, предложенное им для бронированных гусеничных машин. Он исполнял роль официального военного корреспондента Великобритании.

Свинтон, представитель старого шотландского клана, родился, однако, не в северных горах, а на юге Индии. Что для британца того времени было совсем не экзотикой. Вспомним хотя бы известного писателя и поэта Дж. Р. Киплинга (1865−1936), родившегося в Бомбее.

Э. Свинтон по семейной традиции выбрал военную карьеру, стал инженером и служил сперва в родной ему Индии, а после отличился во второй англо-бурской войне (1899−1902). По результатам этой войны он написал книжку, ставшую военной классикой. Книжка эта посвящалась действиям небольших маневренных, хорошо вооруженных и хорошо тренированных военных групп. Короче говоря, это была одна из первых книг по тактике подразделений специального назначения.

К началу Первой мировой войны Э. Свинтон был майором и довольно известным писателем. Несколько его книг вышли под псевдонимами, а история русско-японской войны долгое время издавалась только для служебного пользования. Так что назначение официальным военным корреспондентом Великобритании было вполне обоснованным. Собственно, других военных корреспондентов в Англии не было. Военное министерство журналистов на фронт не допускало. Главным писательским успехом Э. Свинтона в это время можно считать внедрение в английский и многие другие языки термина «ничейная земля» (No man’s land). Главным же успехом Э. Свинтона, как военного, можно считать создание танковых войск.

По воспоминаниям самого Э. Свинтона идея танка внезапно пришла ему в голову 19 октября 1914 года, когда он вел автомобиль по французским дорогам. Скорее всего, на эту мысль навели майора осенний дождь и качество дорожного покрытия. Кроме того, Свинтон уже видел в работе трактора, которые британское военное министерство стало закупать в качестве тягловой силы для транспортировки артиллерийских орудий.

В ноябре 1914 года он подает в Военное министерство проект механического транспортного средства на гусеничном ходу с противопульным бронированием для уничтожения вражеских орудий. Командующий британским экспедиционным корпусом во Франции генерал Дж. Френч (по имени которого, кстати, назван военный китель с большими накладными карманами) проект отклонил. Зато на него обратил внимание У. Черчилль, бывший тогда Первым лордом Адмиралтейства. По его настоянию в военном министерстве создали комитет по сухопутным кораблям. Благодаря такой словесной эквилибристике У. Черчиль смог оправдать вмешательство своего ведомства в «чужую епархию».

То обстоятельство, что в рождении танка принимали участие военные моряки, до сих пор отражено в военно-морской танковой терминологии. Даже в известной песенке поется:"экипаж машины боевой". Кстати, сам Э. Свинтон в своей записке называл будущие боевые машины «крейсерами».

В январе 1916 года появилась машина, которая стала прототипом первого боевого английского танка. А первое боевое применение танков произошло утром 15 сентября 1916 года во время попытки союзников прорвать немецкий фронт на реке Сомме.

Бой продолжался 5 часов. 49 бронированных коробок высотой в два человеческих роста медленно ползли вперед, громыхая двигателем и оставляя за собой клубы дыма. Впрочем, медлительность, несокрушимость и огромные размеры первых танков произвели главное паническое впечатление на немецких солдат. Несмотря на отчаянные усилия пулеметчиков, бронированные чудовища разнесли проволочные заграждения и без особого труда преодолели первую линию вражеских окопов, давя укрепления и блиндажи. Англичане прорвали линию фронта на протяжении 5 км и продвинулись на 5 км в глубину. Потери при этом были ничтожны.

Но танков было немного, и довольно скоро они перестали пугать пехотинцев. А затем и артиллеристы начали обстреливать и выводить из строя движущиеся крепости. Война снова стала позиционной и, по видимости, бесконечной. Впрочем, в 1918 году пришел конец и ей.

Первую мировую войну Э. Свинтон закончил в звании генерал-майора. В 1922 году он возглавил заводы А. Ситроена в Англии, которые производили полугусеничные автомобили-вездеходы конструкции А. Кегресса.

В 1924 году А. Ситроен и А. Кегресс задумали провести трансафриканский автопробег своих вездеходов. При этом участникам автопробега несколько раз пришлось пересекать английские колониальные владения в Африке. Благодаря ходатайству Э. Свинтона французы получили разрешение на это без малейшей задержки.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: