Драма «Черный лебедь», или Кто живет в тихом омуте?
Не подумайте, что придираюсь, но не кажется ли вам, что Даррен Аронофски стал повторяться? Ладно бы, режиссером он слыл плодовитым, но четыре фильма за десятилетие вряд ли можно считать верхом производительности. Из них три картины («Фонтан», увы, я еще пока не осилил) рассказывают историю человека, запутавшегося в собственной жизни и медленно, но верно, поющего свою лебединую песню. Речь идет о драмах «Реквием по мечте» (Джаред Лето), «Рестлер» (Микки Рурк) и, собственно, балетном триллере «Черный лебедь» (Натали Портман).
…На повестке дня — новая балетная интерпретация «Лебединого озера». Режиссер Тома Леруа (Венсан Кассель), которого друзья и танцовщицы зовут просто Тома, срочно ищет замену прима-балерине Бет Макинтайр (Вайнона Райдер), которой порхать аки птичка уже возраст толком не позволяет. За роль Главного лебедя борются все балерины театра, но достанется она только одной.
Основной претенденткой на столь почетный образ мирового балета является юная танцовщица Нина Сэйерс (Натали Портман). Техничная, методичная и аккуратная, Нина целиком и полностью устраивает режиссера в роли Белого лебедя, где тонкость и изящество превыше агрессивной подачи материала. Однако Тома хочется внести в постановку свою изюминку, поэтому он настаивает, чтобы обоих Лебедей станцевала одна балерина. И тут у Нины явная недостача чувственности, сексапильности и раскрепощенности. Мол, не вызывает Нина желания изнасиловать ее прямо на сцене ни у партнера, ни у зрителей в зале. Что Тома никак не устраивает, ведь его «Лебединое озеро» должно быть более откровенным и плотским.
Бедная Нина, пытаясь изо всех сил стать желанной и осилить оба образа с одинаковым совершенством, буквально теряет свою сущность и начинает жить и дышать своим двойственным персонажем. Ситуация осложняется тем, что Тома специально выписал из Сан-Франциско талантливую балерину Лили, которая в любой момент может занять место Нины на афише. Разрываясь между чрезмерно опекающей ее мамашей, работой и собственными страхами и сомнениями, девушка начинает видеть странные и пугающие образы, в то время как до премьеры «Лебединого озера» остаются считанные дни…
Продолжая разговор, прерванный кратким описанием сюжета, отметим, что, по сути, «Черный лебедь» — это нечто среднее между «Реквиемом по мечте», наполовину состоящим из наркотического бреда главных персонажей, и полноценной соцреалистической драмой «Рестлер». Другими словами, новый фильм Аронофски — это смесь триллера и драмы с небольшими вкраплениями мистики. Вполне ожидаемый жанр для режиссера, которому пока не удается убедить американскую киноакадемию в своем особом предназначении.
«Черный лебедь» — это картина об одержимости и ее последствиях. Одержимость в любом аспекте, добром иль злом, всегда явление отрицательное. Можно ли винить хрупкую девочку, которая в процессе достижения мечты всей своей жизни теряет связь с реальностью? Где эта граница между гениальностью и безумством? И существует ли эта грань вообще? Эти и многие другие насущные вопросы, что интересно, Аронофски только поднимает на поверхность, но не спешит презентовать нам ответы.
Балетная тематика в кино никогда не была излишне популярна. Удел балетных па — пародийные ленты или исторические опусы о житие замечательных людей, имевших к данной сфере искусства непосредственное отношение. Снимать о балеринах триллер мог осмелиться только Аронофски, и он, несомненно, в этом преуспел. По крайней мере, американцы были в диком восторге от картины, дважды выдвинув ее на главные номинации «Золотого глобуса» и «Оскара». Лучшим фильм года «Черный лебедь» не стал, но зато дал возможность Натали Портман со второй попытки (после драмы «Близость») подержать в руках золотого человечка.
С актерами Аронофски не столько повезло, сколько он умеет заставить их работать. Если в его руках рыдает Микки Рурк, то что говорить о нежной сущности Портман, которой пустить слезу — что плюнуть. Остальные персонажи ей под стать: блестящий в своем холодном равнодушии и цинизме Венсан Кассель, деспотичная и любящая мать в исполнении Барбары Херши и самоуверенная и озорная Мила Кунис. У всех этих персонажей есть свои несколько минут славы в фильме, где им дается шанс показать себя с лучшей стороны.
Аронофски наглядно показал, что шоу-бизнес, будь то балет или рестлинг («Рестлер»), это, в первую очередь, бизнес и уж лишь потом шоу. Что, кстати, прекрасно подтверждает сцена с охмурением потенциальных спонсоров. Бедной девочке, мечтающей о славе, просто необходимо вывернуться наизнанку и вытащить на белый свет свою темную сущность (вспомните «Темную половину» Стивена Кинга), дабы понравиться приевшейся зрелищами аудитории. Ибо нет ничего страшнее для артиста, чем забвение, что тоже в картине явно подчеркивается трагической судьбой персонажа Вайноны Райдер. Сегодня ты любимец публики, а завтра инвалид, ненужный никому, в том числе и себе самому.
В финансовом плане «Черный лебедь» неожиданно стал самым успешным фильмом в творческой карьере режиссера, собрав по миру более трехсот миллионов долларов при бюджете в тринадцать. Аронофски установил сам себе очень высокую планку, в связи с чем уже почти год никак не может определиться с очередным проектом, то кидаясь в объятья блокбастеров (сиквел «Росомаха 2»), то собираясь снимать масштабную ленту о Всемирном потопе. Голливудские продюсеры с превеликой радостью хотели бы втянуть режиссера в лоно поп-культуры и больших бюджетов, но тот пока сомневается в правильности этого направления.
«Черный лебедь» понравится далеко не всем и не каждому. Действие фильма развивается достаточно медленно, сбиваясь то в психологию, то в романтику. В картине есть парочка щекотливых моментов, которые, впрочем, обеспечили ленте дополнительный пиар. Многие шли в кино не за острыми ощущениями от триллера, а взглянуть на то, как персонажи Кунис и Портман занимаются любовью. Топовые звезды очень редко позволяют себе столь смелые сцены, так что ажиотаж вокруг «Черного лебедя» во многом обязан новой ипостаси Натали Портман, которой удалось привнести в кадр максимум эротизма.
Вердикт: сильная психологическая драма с прекрасным актерским составом и яркими экранными образами. Своеобразная трактовка классической истории «доктора Джекилла и мистера Хайда» в балетных интерьерах. Единственным минусом ленты является ее некоторая затянутость, но это часть фирменного стиля Даррена Аронофски, который стремится максимально погрузить зрителя в нюансы характеров своих персонажей. В любом случае, размеренность первой половины фильма с лихвой окупается динамичным и экстравагантным финалом.