Кто изобрел танк? Генерал Ж.-Б. Эстьен

Двадцатый век, начавшийся с ужасной войны, положил конец многим иллюзиям. Не самая большая среди них — сказка об изобретателе-одиночке, этаком Леонардо да Винчи, только и думающем о том, как бы осчастливить человечество и, в конце концов, его «осчастливливающем».

Кстати, о Леонардо да Винчи. Вернее о его записках. Это своеобразный зашифрованный каталог идей, которые он намеревался предложить властителям-современникам. Тем из них, кто смог бы оплатить осуществление этих идей, снискав для себя славу и могущество. Изобретателя же одарив некоторым количеством денег, благодаря которым тот мог бы продолжать свою изобретательскую деятельность.

Так вот, среди записок Леонардо имеется набросок, сопровождаемый фразой: «Я сделаю закрытые колесницы, безопасные и защищенные, вооруженные пушками, которые смогут нарушить многочисленный вражеский строй». Более точно описать предназначение танка вряд ли возможно. Вот почему, среди прочего, Леонардо приписывают также изобретение танка.

Хотя от идеи до воплощения в огне и в металле — путь немалый. Что мог бы подтвердить, имея на то полное основание, генерал Жан-Батист Эстьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) (1860−1936), которого называют «отцом французских танковый войск».

В 1871 году, во время франко-прусской войны, в родной городок Жан-Батиста вступили прусские войска. Впереди на коне ехал генерал, за ним двигалась артиллерия, потом шла пехота. Естественно, что десятилетний мальчик понял, кем он хочет стать. Конечно, генералом.

В те времена многие не без основания считали, что франко-прусскую войну выиграли стальные немецкие пушки, оказавшиеся по всем параметрам лучше бронзовых французских. Военные сделали выводы из поражения. Артиллерия стала считаться во Франции «богом войны», а карьера артиллериста — самой завидной военной карьерой.

Для Эстьена эта карьера началась вполне стандартно. В 1882 году Жан-Батист окончил знаменитую Политехническую школу (École Polytechnique), а затем — артиллерийское училище. Свою службу лейтенант Эстьен начал в 1884 году. А Первую мировую войну он встретил уже полковником.

Говорят, что военные всегда готовятся к уже прошедшей войне. Менее всего это относилось к Жан-Батисту Эстену. Еще в Политехнической школе он отличался математическими способностями, для артиллериста совсем не лишними. В тридцать лет Эстьен написал свою первую научную работу по баллистике. Работу эту отметила Французская Академия наук, и она послужила теоретической основой для того, что нынче называется «стрельбой с закрытых позиций». С целью повысить действенность огня пушек, Ж. -Б. Эстьен занимался также совершенствованием артиллерийских измерительных приборов. А для того, чтобы позволить командирам эффективно переключать огонь с одной цели на другую, в 1902 году он предложил использовать для связи между батареями и штабом телефон.

В 1909 году во французской армии организовали авиационную службу. Поскольку предполагалось, что авиаторы будут главным образом направлять огонь артиллерии, их к артиллерии и приписали. А командиром первой французской авиационной части сделали самого известного специалиста по артиллерийской стрельбе с закрытых позиций Ж. -Б. Эстьена, в ту пору уже подполковника. Так что Ж. -Б. Эстьена вполне можно считать еще и отцом французской авиации.

23 августа 1914 года, уже в первый месяц разразившейся войны, Ж. -Б. Эстьен сказал, что победа достанется той стороне, которая первой поставит артиллерийское орудие на защищенный броней вездеход. Этой идеей он попытался в конце 1915 года зажечь знаменитого автоконструктора Луи Рено. Л. Рено уже тогда ходил в национальных героях. Благодаря его автомобилям, знаменитым черным парижским такси, произошло так называемое «чудо на Марне». Мирные трудяги-автомобили помогли французскому командованию буквально за одну ночь перебросить тысячи солдат и офицеров на рубежи у реки Марна и в начале сентября 1914 года остановить немецкое наступление на дальних подступах к Парижу.

Л. Рено отказался производить «боевые колесницы», оправдываясь тем, что все мощности его предприятий уже заняты выполнением государственных военных заказов. Только к июлю 1915 года он сообщил Ж. -Б. Эстьену о том, что его конструкторы приступили к созданию танка Renault FT-17.

Танки для прорыва немецкой линии обороны в то же время конструировали и в Великобритании. Эти работы велись под руководством Военно-морского министерства и никак не координировались с французскими коллегами. Поэтому танки Л. Рено были абсолютно не похожи на британские «сухопутные крейсера». Они были легче, поэтому и скорость у них была выше. Танк Renault FT-17 был вооружен 37-миллиметровой пушкой, установленной — самое главное — в башне, которая могла поворачиваться на 360 градусов.

Англичане впервые применили танки для прорыва линии обороны немцев 15 сентября 1915 года в битве на реке Сомме, в Бельгии. По результатам пятичасового боя танки были признаны успешным и перспективным оружием. Соответственно, и французы форсировали изготовление своих бронированных машин. 30 сентября 1915 года генерал Ж. -Б. Эстьен был назначен командиром танковых частей французской армии, которые тогда называли частями особой артиллерии (Artillerie Spéciale).

Организация нового вида войск «из ничего» потребовала от генерала Ж. -Б. Эстьена выдающихся организационных способностей. Свой талант интригана на этом посту он тоже выказал в полной мере. Дело в том, что во Франции одновременно на разных предприятиях создавались легкий танк Рено, тяжелый танк St Chamond (практически копия британских «сухопутных крейсеров») и оригинальный сверхтяжелый танк Char 2C. Чтобы избежать распыления ресурсов, генерал Эстьен сделал все возможное, дабы прекратить производство иных танков, кроме Renault FT-17.

Первая битва, в которую бросили эти танки, произошла 16 апреля 1917 года в районе Берри-о-Бак (Berry-au-Bac). Битва эта была проиграна. Более того, в этом бою погиб командир первой французской танковой части Луи Боссу (Louis Bossut). За эту неудачу Ж. -Б. Эстьена вполне могли бы разжаловать, а возглавляемые им танковые части расформировать. К счастью, этого не произошло благодаря заступничеству непосредственного командира Ж. -Б. Эстьена, генерала Филиппа Петена. Слово Петена тогда многое значило. Он был признанным героем войны. Еще более четверти века оставалось до того момента, когда Ф. Петен запятнает себя сотрудничеством с врагом. Как и Л. Рено, которого в те годы тоже называли героем и спасителем нации.

А Ж. -Б. Эстьену пришлось всерьез заняться разработкой тактики применения нового вида наступательного оружия. Будучи артиллеристом, он считал главным достоинством танков хорошее артиллерийское вооружение и высокую скорость. Основной боевой тактической единицей Ж. -Б. Эстьен определил группу из 12−16 танков, которой ставилась отдельная задача по прорыву линии вражеской обороны и по уничтожению пулеметных гнезд. Анализируя неудачный бой под Берри-о-Баком, генерал Эстьен подчеркивал важность взаимодействия танков, пехоты и артиллерии. Все эти положения считаются верными и сегодня.

Как видим, Ж. -Б. Эстьен оказался одним из немногих французских генералов, готовившимся, вопреки уже упомянутой поговорке, не к прошедшей войне, а к будущей. К сожалению, лучше всего уроки Ж. -Б. Эстьена освоили немецкие танкисты, что привело Францию к ужасающему поражению в 1940 году.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: