C чего начинался флот российский?
Не так давно мы пышно отмечали 300-летие Российского флота. Было проведено много мероприятий, каждый школьник знает, что дедушка Российского флота — это ботик Петра Великого. Это маленький Петруша так развлекался, а когда подрос, поехал в Голландию и научился там строить настоящие корабли. Петр Великий сказал: «Флоту Российскому быть!» И возник Российский флот.
Итак, традиционно мы считаем основателем русского флота Петра Первого. Ни в коей мере не хочу умалить заслуг данного государя перед Отчизной, но призываю задуматься: а был ли на Руси флот в допетровские времена?
Оказывается, был, да ещё какой!
Я провела эксперимент. Примерно 300 курсантам речного училища (будущим штурманам) задала один и тот же вопрос: как вы думаете, какие средства передвижения по воде использовались в древности? Отвечали быстро: плоты, лодки, галеры. Ну, с плотами все понятно, связал пару бревен — и вперед. Со временем человеку понадобилось что-то более легко управляемое, более подвижное, чем плот. Тогда люди стали делать лодки.
Самые первые лодки делались из одного цельного дерева. В этом месте я опять обращаюсь к своим курсантам с провокационным вопросом: а какие вы знаете лодки, сделанные из одного цельного дерева? 10% ответить на этот вопрос просто не могут (что поделаешь, поколение Пепси — вместо чтения книг смотрели мультики о Симпсонах), зато ответ остальных 90% предсказуем до скуки. С радостью первооткрывателей они мне орут, что это — каноэ. Они, конечно, правы. Каноэ — лодка американских индейцев — делалась из одного цельного дерева.
Но мне всегда в этот момент становится обидно до слёз. Ну почему наши дети знают об американских каноэ и ничего не знают о наших, русских, славянских челнах-однодеревках?! Что за извечное пренебрежение к родной истории и почитание всего чужеземного. Наши молодые речники — истинные продолжатели дела Петрова.
Так вот, после того, как людям надоело плавать верхом на бревнах, они решили их усовершенствовать — выдолбить в бревнах сердцевину, чтобы можно было туда усесться. Подобные суденышки независимо друг от друга делали многие народы мира. Упомянутые выше американские индейцы делали свои каноэ. В Шотландии нашли древнейшие ископаемые суда — выдолбленные сосновые стволы. Их возраст оценивают в 8000 лет. Идентичные лодки раскопаны в Голландии — им по меньшей мере 2000 лет. На берегах Вислы, южнее Варшавы, был найден выдолбленный дубовый ствол, возраст которого восходит к третьему тысячелетию до н. э.
Аналогичные находки были сделаны и на территории Российской империи и Советского Союза. В 1878—1882 гг. экспедицией А. Л. Иностранцева на берегу Ладожского озера был обнаружен первый русский челн-однодеревка. Ученые оценили его возраст примерно в 4500 лет. Так что, не моложе голландских будет. Судно это небольшое: длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м.
В 1954 г. в Воронежской области у с. Щучье в пойменных отложениях р. Дон был найден челн, выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,5 м. Возраст находки датируется III тыс. до н. э. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.
Не знаю, как там строили свои суда голландцы и шведы, а на Руси делали так: срубалось огромное дерево (чаще всего дуб, липа или осина), ему придавалась вытянутая форма. Получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями. Иногда предварительно сердцевина колоды стесывалась на треть толщины. По всей видимости, такой способ изготовления подобных лодок был распространен и в других концах Света.
Но, господа (как говорит сатирик Задорнов, испытайте гордость за русских), на Руси существовал ещё один способ изготовления челнов-однодеревок. Корабелы заранее выбирали подходящее дерево и делали в живом стволе трещину на всю длину судна. Постепенно, год за годом, вбивали в эту трещину клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса.
Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась. Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги — примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда — обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну.
Вы уже гордитесь нашими предками? Вырастить лодку! Каково? Лично меня это приводит в дикий восторг.
Славяне, в отличие от просвещенной Европы, долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Со временем они только усовершенствовали их.
В X веке появились шпангоуты (поперечные балки). Это позволило нарастить борта обшивкой, сделав челн более вместительным.
Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV века, пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями…