Страшно ли сниматься в фильмах ужасов?
Актеров часто спрашивают, не страшно ли им было сниматься в каком-либо особенно ужасном фильме?
В свое время был даже популярный анекдот, объясняющий отсутствие Арнольда Шварценеггера в фильме «Хищник 2» тем, что великий супермен испугался слишком страшного сценария.
Да и сами актеры поддерживают такое мнение, вдохновенно рассказывая о своих ночных кошмарах после леденящих душу сцен. Но давайте подумаем, а может ли быть страшно актерам на съемках на самом деле?
Вот наш до зубов вооруженный герой вступает в очень подозрительный коридор… Он медленно продвигается вперед, ежесекундно ожидая нападения страшного монстра, уже сожравшего по сюжету его любимую собачку вместе с женой и десятком друзей.
Из комнат слышатся скребущиеся звуки, музыка звучит все пронзительнее, герой подходит к последней двери, рывком распахивает ее — и кувырком уходит от возможного нападения! Звучит последний «блямс», в комнате никого нет… Зрители медленно отходят от шока.
А теперь давайте посмотрим на это со стороны героя. Он абсолютно точно знает, что даже по сценарию в коридоре на него никто не бросится, в комнате никого нет. Так же, как нет трех стен и потолка этой комнаты, состоящей всего из одной, видимой камере бутафорской стены. Он не слышит никаких скребущихся звуков и напряженной музыки. Да и сама сцена вполне может быть смонтирована из трех отдельных эпизодов, между которыми бесстрашный герой пообедал, а то и вздремнул.
Но это лирика. Герой идет дальше. Вот и лесное логово зловредного монстра. Вокруг глубокая ночь, помощи ждать не от кого. Но вместо того, чтобы кинуть в это логово пару гранат из своего обширного боезапаса, герой решает взглянуть в бесстыжие глаза того гада, который сожрал любимую собачку и все остальное. Вот он приближается к логову, опять слушая неведомые вздохи и завывания скрипок, и медленно выглядывает из-за дерева… На его лице беспредельный ужас, он готов увидеть…
А что же он видит на самом деле? Наш герой видит съемочную камеру, окруженную десятком вполне обычных с виду людей, осветительные приборы и жующего свой гамбургер помощника режиссера. А зловредный монстр в виде человека, одетого в облегающий зеленый костюм с метками для последующего монтажа, на вполне человеческом языке неподалеку обсуждает по телефону детали развода со своей третьей женой. Вот уж воистину монстр!
Уже давно даже дошкольники знают, что большинство ночных сцен снимается днем, а темнота имитируется плотным светофильтром. И это только зритель на экране ожидает прыжка всякой нечисти из темного угла, а актер, снимающийся при ярком солнечном свете, прекрасно видит, что в том углу никого нет.
А в современном кинематографе, сплошь пропитанном компьютерными спецэффектами, актер часто в принципе не может увидеть злобного оппонента. Его в лучшем случае заменяет «зеленый человек», а в худшем в кадре просто пустое место, которого приходится пугаться. Все ужасы появляются потом, на экране компьютера. Да и весь мрачный антураж может быть только компьютерной картинкой, а актеру на съемках приходится смотреть на все те же самые зеленые стены.
Воздействие конкретной сцены фильма ужасов на зрителя определяется не только игрой актеров, но и совместным влиянием предыдущего развития сюжета, который он смотрит целиком 1,5−2 часа экранного времени, правильным ритмом монтажа, визуальными и звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением, а главное — собственным воображением, которое направлено именно на такое восприятие фильма. Человек приходит на фильм ужасов пугаться, он сам хочет этого.
А в случае с актером съемочный период может длиться несколько месяцев, что сглаживает восприятие сюжета, сцены могут пересниматься десятки раз, да еще не в той последовательности, в которой они будут в фильме, а весь ужас будет добавлен на компьютере позже. Актер во время съемок еще не слышит звуковых эффектов и музыки, которые будут добавлены во время монтажа, вокруг всегда десятки людей, да и воспринимает актер это как работу. Есть ли чего бояться?
Естественно, это ни в коем случае не умаляет заслуг киноактеров. Играть в таких условиях правдиво, показывать нужные эмоции, не допуская и грамма фальши, могут только истинные профессионалы.
А съемки в «компьютеризированных» фильмах сложны вдвойне, ведь спецэффекты рассчитываются заранее, и актеру нужно до миллиметра попасть в отведенное ему в кадре пространство.
Страшно ли ему при этом? Очень сомневаюсь…