Ель как завидная резиденция? Не губите, мужики, не губите!
Не рубите дерева, не рубите. Ради гнездышка грача — Не рубите сгоряча, Не губите, мужики, не губите! («Любэ»).
Речь совсем не о новогодних елочках. А о тех, которые живут себе в лесу или высятся на дачном участке, заставляя соседей делать недвусмысленные намеки об излишней тени, из-за которой может не дозреть такой нужный огурец…
У многих, вероятно, есть деревья, которые рука дрогнула выкорчевать. И если под ними стоят обеденный стол или кресла, да просто налажено место для не-дачной работы или отдыха, можно за несколько лет наблюдений стать не самым юным, но вполне натуралистом.
А ель — это еще и башня. В которой размещается целый мир птиц. Главные, конечно, это вороны, это они считают себя главными, часто считая человека досадной помехой своей вороньей деятельности. Моя соседка называет их «доделистыми», ну до всего им есть дело!
Но вот прилетают и поселяются филины, причем, в вороньем гнезде. Был шум и гвалт, беспорядки, но филины сильнее. Место закреплено на долгие годы. Вороны уходят на другие высокие деревья, яблони для них низки, может быть, во всех смыслах этого слова.
На ели остаются филины и птичья мелюзга на нижних ветках. Филины — большие красивые птицы, уже создавшие семью. По вечерам охотятся, ухают, а скоро и выводок появляется.
Но взаимоотношения с воронами на этом не заканчиваются. Идет постоянное выяснение отношений. На соседнюю березу садится ворона, филин слетает с гнезда и сильно бьет ворону когтистыми лапами. Теряя перья, бедолага летит с дерева. А на следующее утро компания ворон явилась на разборку. Окружили гнездо филинов, с карканьем расселись вокруг и периодически то одна, то другая ворона пыталась ворваться в гнездо и клюнуть побольнее. Полуслепые филины отбиваются как могут. Но могут, видимо, неплохо, потому что вороны убираются восвояси, испуская на всю округу дикие негодующие крики.
Но вороны — птицы мстительные, обид не забывают и умеют постоять друг за друга. И стоило филину не слишком поздно появиться в небе, как вороний «часовой» оповещает своих сородичей, и стая ворон начинает гонять птичьего хищника. Другое дело в темноте — там филин полный хозяин. По ночам его боятся все.
Очень красиво ставят филины птенцов на крыло. В сумерках один вылетает из гнезда, за ним партнер, и начинают звать своих птенцов, добиваясь, чтобы и те вылезли из гнезда. Сначала рядышком, на соседней ветке, потом поодаль, и так — пока птенцы не наберутся храбрости и не попробуют свои силы в полете.
С каждым днем филины увеличивают пространство полета птенцов, всегда страхуя и прикрывая своих чад. Наконец искусство полета освоено и наступает время учить птенцов охотиться. Берут на первую охоту, на какую-нибудь мелочь, конечно, вроде полевых мышек… Птенцы мужают, набираются сил и готовы к самостоятельной жизни. И все покидают гнездо — и родители, и дети.
Пару раз поселялись совы. Вороны снова не могли перенести этого соседства и вынуждены были уйти с насиженных веток. Совы тоже учат своих детей летать и очень агрессивны в это время. Охраняющая птенца сова может попытаться отогнать даже человека, который пришел мирно попить чайку на излюбленное место. Нависнет, кругами летая над головой, а потом падает вниз, имитируя атаку, и лишь в последний момент выруливает в сторону.
А местные жители любят этих птиц. Любуются, не дают разорять гнезда шкодливым мальчишкам. А ель красуется на прежнем месте, всегда готовая принять новых птичьих жильцов. Любых.
Посмотрите на деревья — на даче, в парке, в лесу. Там идет своя насыщенная жизнь.