Султанши поневоле. Ну какая романтика в гареме?
Такое в истории встречалось, хотя и нечасто — женщины правили империями, даже в исламском мире. Называлось это женским султанатом, чаще всего женщины носили титул валиде (по-арабски родительница) — титул матери царствующего, но слишком юного наследника. Но правили эти женщины часто единолично.
История знает пример удивительнейшего женского султаната, где все султанши были, в основном, европейского происхождения, но правили (подряд) Оттоманской Империей.
Самая знаменитая из них — «попова дочка» Анастасия (Настя) Лисовская. О ней должны знать многие, и не только в Восточной Европе, но и Западной, где она известна под именем Роксоланы. Анастасия-Роксолана воспета не только в операх, балетах, книгах, портретах, но даже в телесериалах. Поэтому биография ее относительно известна. Только количество научных и художественных книг о ней, написанных на разных языках, переваливает за несколько десятков.
Анастасия Гавриловна Лисовская, или Роксолана, или Хюррем (15061558) — сначала наложница, а потом жена османского султана Сулеймана Великолепного. По поводу происхождения имен идут споры: Хюррем по-арабски может значить «веселая, яркая», а вот по поводу Роксоланы — споры ожесточеннее, не хочется в них участвовать (но в целом, восходит имя к русинам, русским — так называли всех жителей Восточной Европы).
О месте ее рождения тоже до сих пор идут споры — то ли город Рогатин Ивано-Франковской области, то ли город Чемеровцы Хмельницкой области. Совсем маленькой девчонкой она была захвачена крымскими татарами, затем продана в турецкий гарем.
И что может юная особа в таком сложном общественном образовании, как гарем? Либо пропасть (а ее крепко побили другие конкурентки), либо бороться. Что Анастасия и сделала настолько успешно, что знают ее теперь во всем мире.
Сераль, он и есть сераль — тут не до нежностей между претендентками на султанову милость. Выжить бы самой, да потомство на ноги поставить.
Жизнь Роксоланы-Насти хорошо известна. Меньше информации о других султаншах, вырвавшихся фактически из положения рабынь.
Одной из самых известных валиде-султанов была Кёзем-султан (15891651 годы) — любимая наложница султана Ахмета Первого. В годы недолгого девичества — девушка Анастасия, дочь священника с греческого острова Тинос. Она была единственной женщиной, которая официально и единолично правила мусульманской империей в течение долгого времени. Известна жестким нравом, но и некоторым милосердием — своих рабов она отпускала через три года. Смерть ее была насильственной (задушена главным евнухом гарема по приказу другой женщины — будущей султан-валиде).
Еще одной султаншей (валиде) была Хандан (Ханьдань) Султан, жена султана Мехмеда III и мать султана Ахмеда I (15761605). Урожденная Елена — тоже дочь священника, тоже греческого. Таким же образом похищенная и выбранная в гарем и всеми мыслимыми способами выбившаяся на первые позиции в государстве.
Нурбану Султан (в переводе — «принцесса света», 15251583) тоже была валиде-султаном, любимой женой султана Селима Второго (Пьяницы) и матерью султана Мурада Третьего. Она была благороднейшего рода еврейского происхождения. Тем не менее, была захвачена турками на греческом острове Парос, привезена в гарем, где также боролась за жизнь и власть, как могла. Смерть своего супруга она сумела скрыть, обложив труп льдом, пока через 12 дней не прибыл ее сын, чтобы взойти на трон.
Нурбану была еще и племянницей богатейшей женщины Европы того времени с очень интересной судьбой. Она была родственницей и известного в Венеции сенатора и поэта Джорджио Баффо (16941768 годы). А еще интереснее — она была родственницей другой правительницы Оттоманской Империи — Сафие Султан, но тоже венецианкой по происхождению (не нужно забывать, что многие греческие острова в то время принадлежали Венеции). Странная история, но похоже, что они родственницы и «по итальянской линии», и «по турецкой».
В качестве правительницы Нурбану переписывалась со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы. (Есть и легенда, что ее отравил генуэзский агент). В честь Нурбану была выстроена мечеть Аттик Валиде неподалеку от столицы.
Сафие-Султан (в переводе — «чистая», рождена в 1550 году, дата смерти точно не известна) была женой Мурада Третьего и матерью Мехмеда Третьего. В свободе и девичестве носила имя София Баффо, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо. Захвачена корсарами, передана в гарем, впоследствии же играла главную роль в Оттоманской Империи. Также переписывалась с европейскими монархами — даже королевой Великобритании Елизаветой Первой, которая подарила ей настоящий европейский экипаж.
В этом экипаже Сафие-Султан любила совершать экскурсии по городу, вызывая чувства потрясения у подданных, не привыкших к такому скандальному поведению у женщин, даже правительниц.
Сафие была родоначальницей всех последующих турецких султанов. В ее честь есть мечеть в Каире. А ту знаменитую мечеть, которую Сафие начала строить, закончила другая Валиде-Султан — Турхан Хатис, урожденная Надя из маленького украинского городка… Ее тоже схватили во время набегов и в возрасте 12 лет подарили Кёзем-Султану.
Если можно назвать истории этих похищенных девочек историями со «счастливым концом», то это так. Они не погибли, не прозябали в самых дальних комнатах сераля, не были изгнаны. Они добились практически невозможного — сами стали править. Добились теми же методами, которые познали в своем взрослении (и приказы на убийства не были исключением). Турция давно стала им второй родиной.
Можно, конечно, обвинить этих юных дев в том, что они картинно не вонзили себе кинжал в грудь, попав в «непреодолимые ситуации». Кто-то ведь и вонзал из многих и многих тысяч проданных в сераль девочек многих национальностей. Кто-то просто сгинул. А некоторые — стали править теми, кто лишил их родины, веры, свободы, чести. Обвинять их так же нелепо, как обвинять саму историю.
Остается подивиться силе духа этих девчонок, оказавшихся в подобной ситуации. Кончно, они боролись за место под солнцем, конечно, плели интриги, и методы были совсем не романтические. Но какая романтика в султановом гареме?