Камбоджа. Что нужно знать туристам?
Задумав самостоятельную поездку в Тайланд, любимый и уже посещаемый нами, мы решили заехать в одну из соседних стран. Посетить две страны вместо одной — заманчиво! Выбор пал на загадочную и малоизвестную для российского туриста Камбоджу.
Что знает среднестатистический взрослый человек об этой стране? «Где-то в Азии», «в советских атласах было написано «Кампучия», «Пол Пот», «красные кхмеры» и… все.
То, что здесь находится огромный и прекрасно сохранившийся храмовый комплекс, который остался от цивилизации древних кхмеров и входит в наследие ЮНЕСКО, и то, что именно здесь писатель Редьярд Киплинг вдохновился написанием своего «Маугли», — знают, пожалуй, только самые эрудированные.
Поискав информацию в Интернете, мы узнали еще и о том, что кхмерская кухня необычна и вкусна, что даже есть одно блюдо, его называют «huppy» (иногда «crazy») пицца и посыпают свежими листочками конопли, притом что наркотики в этой стране под запретом. А еще в Камбодже есть пляжные курорты, вода в которых, по утверждению некоторых «бывалых», чище, чем на курортах соседнего Тайланда.
Естественно, все это нам захотелось посмотреть, потрогать и попробовать. И вот мы, «вооружившись» информацией из Сети, спустя несколько дней проживания в Бангкоке, едем на автобусе в приграничный город Араньяпратхет. Здесь можно перейти границу, чтобы добраться до города Сием Рип, рядом с которым и располагается главная достопримечательность Камбоджи. И вот тут начинаются приключения…
То, что с бедных туристов пытаются содрать больше положенного за камбоджийскую визу, которая стоит 20 долларов и ни копейки больше, мы читали, но что это делается так нагло, убедительно и даже прикрываясь правительственными удостоверениями, не ожидали. Описывать это в подробностях не буду, добиваться справедливости пришлось по старинке — шумными возмущениями с угрозами на ломаном английском.
После перехода границы озадачил один из сотрудников пограничного пункта, который до этого очень нам помог. Он настойчиво предлагал нам поменять доллары на местные риэли, мотивируя тем, что в них все дешевле. Было все это столь убедительно и искренне, что мы за малым не согласились, но вспомнили «полезные» советы, один из которых — рассчитываться только мелкими долларами. Так что совету улыбчивого кхмерского товарища не последовали и ни разу не увидели цены, указанной в чем-то, кроме долларов.
Так что впечатление о стране испортилось быстро и непоправимо. Постоянно преследовала мысль, что надо держать ухо востро, дабы не быть надутым. Это, конечно, держало в напряжении на протяжении всего пребывания в Камбодже и не прибавило плюсов всей затее.
Но все-таки о главной цели нашего путешествия. На следующий день утром, договорившись с местным водителем тук-тука, мы отправились осматривать Ангкор-Ват. К чести местного населения, практически каждый житель страны, мало-мальски связанный с туристами, довольно прилично изъясняется на английском, с хорошим произношением, в отличие от тайцев, хотя, может быть, нам просто везло.
Ангкор-Ват — просто великолепен! По грандиозности мы смогли его сравнить разве что с пирамидами Египта, однако древние кхмеры поработали более искусно. Хотя сравнение, возможно, не совсем уместное — все-таки кхмеры работали в «более современных» условиях, примерно в IX—XII вв. еке. Храмы этого комплекса — монументальные, хорошо сохранившиеся, с текстами и изваяниями на стенах — очень впечатляют.
На их территории снималось немало фильмов, самый известный — «Лара Крофт: расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли. Кстати, именно из Камбоджи она увезла своего первого приемного ребенка. И тут, кстати, нельзя не сказать о внешности камбоджийцев — они гораздо симпатичнее своих соседей тайцев и вьетнамцев, похожи на азиатов и индусов одновременно, видимо, не зря ученые предполагают, что кхмеры — это выходцы из Индии, которые ассимилировались с жителями Индокитая.
На осмотр храмового комплекса нам хватило половины дня, ехать смотреть второй круг (более мелкие храмы, удаленные от центра комплекса) мы не стали. Впечатлений нам хватало, последний осмотренный храм уже не вдохновлял так, как первые. Самым для нас запоминающимся был храм «Та Пром» — не столько архитектурой, сколько вросшими в древние камни корнями гигантских деревьев, составляющими вместе с ними необычайное зрелище.
Ангкор — это, наверное, самая значительная статья доходов местного населения. Хотя, к сожалению, туристическая индустрия и само отношение жителей к туристам очень далеки от уровня Тайланда. Камбоджийцы — довольно «ушлый» народ, чем-то напомнивший нам цыган, хотя нельзя по трем-четырем, нет, все-таки большему количеству инцидентов судить обо всей нации, но так уж получилось. Возможно, это эхо тех зверств, что творились здесь «красными кхмерами» совсем недавно.
Говорят, в Камбодже до сих пор есть заминированные территории, хоть и удаленные от основных мест обитания, и мы видели очень много жителей-инвалидов. Наш местный гид был из них, молодой, лет 30−35 парень с оторванными минным взрывом пальцами на руках и ногах. Может, нам и не стоило судить так строго народ, переживший геноцид в собственной стране и так отчаянно пытающийся урвать свой кусочек жизни.
Из остальных наших приключений в этой стране стоит отметить то, что мы попробовали местную кухню и нашли ее довольно вкусной и выгодно отличающейся от тайской отсутствием жгучей остроты. Больше всего нам понравился местный суп «Амок», насыщенный ароматом свежих овощей. «Huppy pizza» мы тоже попробовали, после чего сильно болели и полдня провели в предобморочном состоянии, поэтому советовать ее мы не будем, ну если только совсем немножко…
На пляжах камбоджийского курорта Сиануквилля побывали и совершенно не согласились с чистотой воды и дешевизной. Да, вода там чище, чем в Паттайе, — видимо это и имел ввиду автор строк, подтолкнувших нас к заезду на это побережье. Но после купания в этой серой воде все наши вещи упорно хранили отвратительный запах. Сами понимаете, с какой радостью после всего этого мы возвращались в Таиланд, ставший еще более любимым и ценимым. Хочется отметить, что за все время пребывания в Камбодже мы слышали русскую речь только единожды, зато очень много английской — для австралийцев и прочих англоязычных туристов стало доброй традицией заезжать в Камбоджу, посещая Тайланд. Может быть, со временем здесь будут чаще бывать и русские.
Надеюсь, что путешественники, которые хотят ощутить, подобно нам, все прелести этой маленькой страны с огромным культурным наследием, возьмут на заметку эту статью, чтобы приобрести и свой собственный, незаменимый никакими рассказами опыт.
А я, резюмируя свои впечатления по истечении нескольких месяцев, не думаю о досадных моментах нашего путешествия, а вспоминаю о корнях старых лесных гигантов, пронзивших и опутавших умиротворенный «Та Пром», вид которых навевает мысли о сотнях лет, соединивших дерево и камень — природную и рукотворную красоту — воедино.