Комплексы упражнений при врожденном вывихе бедра

Зарегистрировавшись и оплатив подписку на сайте Вы получите:

  • доступ к бесплатному скачиванию любого платного материала;
  • бесплатную консультацию врача по применению комплексов упражнений и методике проведения занятий ЛФК;
  • 50% скидку на консультацию психолога.

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

источник

Дисплазия тазобедренных суставов является врожденным заболеванием, при котором отмечается нарушение строения вертлужной впадины, головки бедра, связок. При отсутствии необходимого лечения в раннем возрасте, наблюдаются изменения со стороны близлежащих структур: таза, позвоночника, непораженного сустава. Часты случаи коксартроза на фоне дисплазии.

Заболеванием страдают в основном девочки, а у мальчиков эта патология наблюдается в 4–6 раз реже. В целом дисплазия тазобедренного сустава характерна для 2% новорожденных.

Закладка костно-суставного аппарата происходит на первых месяцах беременности. Поэтому воздействие в этот период на организм матери неблагоприятных факторов может спровоцировать нарушения строения суставов.

Распространенность дисплазии возрастает в областях с неблагоприятным экологическим фоном, наблюдаются семейные случаи. Кроме того, существуют и другие причины возникновения патологии, которые в первую очередь касаются организма матери. К ним можно отнести:

  • Родовые травмы.
  • Употребление некоторых лекарств.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Работа во вредных условиях.
  • Пожилой возраст.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Эндокринная патология.
  • Гиповитаминозы.

Есть случаи сочетания дисплазии аномалиями развития других органов и систем, что должно заставить женщин максимально беречь свое здоровье во время беременности. В любом случае необходимо устранить все возможные факторы, чтобы минимизировать риск дисплазии у ребенка.

Выраженность симтоматики у детей зависит от степени недоразвития структур тазобедренного сустава. Однако существует и предболезнь, то есть определенный момент между нормой и патологией.

Поэтому еще до начала заболевания выделяют такое пограничное состояние, как незрелость сустава.

Это может быть у недоношенных младенцев и клинически никак не проявляться.

На этой стадии определяются четкие признаки недоразвития сустава. Клинически это выражается асимметрией кожных складок на ягодицах и бедрах, ограничением отведения, визуальным укорочением конечности.

При исследовании движений у новорожденного определяется симптом щелчка – характерный звук во время отведения бедер.

Эта степень называется предвывихом бедра, поскольку сустав расположен в типичном месте, а смещения кости не наблюдается.

Если на ранней стадии не было произведено своевременной коррекции, то происходят более выраженные изменения в тазобедренных суставах.

Наблюдается неполное смещение головки бедра из суставной впадины. Бедренная кость при этом отклоняется наружу и вверх.

На этой стадии дисплазию принято называть подвывихом бедра, поскольку все же нет полного выхода сустава из впадины.

Прогрессирование патологии еще более усугубляет клиническую картину дисплазии. Возникает полное смещение головки бедра относительно суставной впадины тазовой кости, что говорит о развитии вывиха.

При этом симптомы максимально выражены, ребенок ощущает постоянную боль, плачет.

Поставить правильный диагноз помогают УЗИ и рентгенография, которые указывают на четкие морфологические изменения структур тазобедренного сустава.

Терапия дисплазии тазобедренного сустава направлена на восстановление анатомических взаимоотношений между суставными поверхностями, нормализацию активных движений, развитие мышечного аппарата. Это необходимо для правильного физического и нервно-психического развития детей в дальнейшем.

Лечение дисплазии нужно начинать с момента первого выявления патологии, что должно быть сделано еще в роддоме. Чем младше ребенок, тем пластичнее ткани, активнее их развитие, а поэтому и лечение проходит быстрее и эффективнее.

Необходимо обеспечить комплексное воздействие на суставные структуры с учетом возраста ребенка. Используются такие мероприятия для коррекции дисплазии:

  1. Консервативные методики (широкое пеленание, стремена Павлика, подушка Фрейка).
  2. Лечебная гимнастика (ЛФК).
  3. Массаж.
  4. Физиопроцедуры.
  5. Оперативное лечение.

Известно, что головка бедра вправляется в суставную впадину самостоятельно из положения сгибания и отведения нижней конечности. Поэтому консервативные методы направлены на поддержание бедра именно в такой позиции.

Необходимо также учитывать, что применение различных средств ограничено возрастом малыша: новорожденным и детям до 3-х месяцев проводят широкое пеленание, до полугода – стремена Павлика или подушку Фрейка, а далее – различные виды шин.

При этом контроль за правильностью манипуляций вначале проводят с помощью УЗИ, а после 6 месяцев – по данным рентгенографии.

Без проведения адекватной терапии дисплазия тазобедренного сустава в дальнейшем приведет к глубоким нарушениям костно-суставной системы и ранней инвалидности. Лечить болезнь нужно сразу, чтобы дети были здоровы в будущем.

Лечебная гимнастика является обязательным компонентом коррекции дисплазии тазобедренных суставов у детей. Упражнения ЛФК должны выполняться мягко, осторожно, чтобы не провоцировать смещение бедра из суставной впадины. Также ребенка нужно правильно держать на руках – за спину, прижимая к себе, так, чтобы он охватывал взрослого ногами.

Детям раннего возраста показаны такие виды упражнений:

  • Из положения лежа на спине сгибать ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах с последующим разведением. Нужно пытаться коснуться при этом его коленками поверхности стола.
  • Сгибание прямых или разведенных ног в тазобедренных суставах с их приведением к голове, плечам, вместе или попеременно.
  • Разведение прямых ног малыша в стороны.
  • Сгибать ноги в коленках так, чтобы получилась поза полулотоса.
  • Поочередное сгибание ног ребенка в коленях и тазобедренных суставах, поворачивая стопы внутрь.
  • Из положения на животе ноги попеременно сгибаются, достигая уровня таза с упором стопы на стол, а затем разгибаются с поднятием вверх.

Упражнения можно чередовать, выполняя ежедневно до 10 раз. Такая гимнастика может проводиться новорожденным и детям раннего возраста совместно с общеразвивающей, эффективно дополняя ее.

Перед упражнениями ЛФК обязательно выполнить массаж. Его техники позволят разогреть мышцы, успокоить ребенка, подготавливая к более интенсивным методам лечения. Выполнять массаж при дисплазии тазобедренных суставов нужно с учетом особенностей детского организма и степени патологии. Все движения проводят осторожно, недопустимы интенсивные прощупывания сустава.

При тазобедренных дисплазиях рекомендованы такие массажные элементы:

  • Общие поглаживания груди, живота, спины, рук и ног. Охватывая нижнюю конечность, проводят спиральные движения к околосуставной зоне.
  • Растирание задней поверхности бедер, ягодиц и спины круговыми и спиральными движениями с некоторым нажимом. Затем проводят местный массаж пораженного сустава, прижимая его одной рукой.
  • Проводят отведение ноги ребенка и ее вращение внутрь, держа за колено другой рукой.
  • После этого вновь осуществляют поглаживание ладонями, прижатыми к коже.
  • Спиральными движениями пальцев или ладони массируют область паховой складки и нижней части ягодиц. После этого растирают область дисплазированного сустава, смещая кожу.
  • Разведя ноги малыша, сгибают их в коленях и выполняют вращение кнутри.
  • Валяние мышц бедер между ладонями.
  • Проведение упражнения «велосипед» – в положении на спине имитировать езду на нем.
  • Проводить поочередное сгибание и разгибание ног ребенка, охватывая их за голени и одновременно разминая икроножные мышцы.
  • Поглаживание и растирание спины, имитация ползания.
  • Массаж ягодиц с поглаживанием, разминанием и похлопыванием.
  • Растирание поясницы, околосуставной зоны.
  • Упражнение под названием «парение» – поднять малыша, удерживая его на ладони под тазом и грудью.

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов в раннем возрасте и у новорожденных проводится лежа. После полугода уже возможны упражнения в положении сидя и стоя. Однако, необходимо помнить, что их можно проводить только после консультации детского ортопеда, чтобы не навредить пораженному суставу.

Выполнение массажа лучше доверить опытному массажисту, который владеет техниками лечебного воздействия при дисплазиях у детей.

Массаж органично сочетается с упражнениями ЛФК для детей. Такое лечение начинают как можно раньше — еще у новорожденных, чтобы избежать прогрессирования болезни, перехода дисплазии в более тяжелую форму и будущих осложнений.

Зарегистрировавшись и оплатив подписку на сайте Вы получите:

  • доступ к бесплатному скачиванию любого платного материала;
  • бесплатную консультацию врача по применению комплексов упражнений и методике проведения занятий ЛФК;
  • 50% скидку на консультацию психолога.

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

Читайте также:  Как лечиться вывих на ноге

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­
ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­
щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­
ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на
себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­
ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками
вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—
4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное
разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).
Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­
тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3—
4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­
тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

источник

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­
ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­
щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­
ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на
себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­
ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками
вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—
4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное
разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).
Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­
тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3—
4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­
тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

Читайте также:  При сильном вывихе большого пальца

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

На ряду с обычным лечением дисплазии тазобедренных суставов, весьма эффективным будит использовать также физические упражнения, как массаж и гимнастику, направленную на разрабатывание ТБС. Комплексная работа может оказаться намного эффективней, чем бы использовалось только обычное лечение.

Дисплазия — это аномальное изменение в цитоплазме либо не правильного роста клеток. Отклонения от нормы могут быть как минимальными так и достаточно высокими.

Существуют несколько возможных причин заболевания:

  1. Наследственность. Наследие на уровне генов.
  2. Пеленание. Учеными была доказана прямая связь между плотным (тугим) пеленанием и заболеванием.
  3. Гормональный сбой. Повышения уровня гормона прогестерона на последних сроках беременности может вызвать изменения в мышечных связках плода и нестабильное развитие тазобедренного аппарата младенца.

Дисплазию может выявить только специалист. По этому если у вас нет медицинского образования не пытайтесь сами поставить диагноз.

Малыш лежит на спинке, ножки согнуты в коленках, отводим в сторону одну ножку, после, другую. Нормальный радиус отвода должен составлять 85-90 градусов (коленка почти до поверхности стола). Важно, этот способ проверки действует только первые 7-10 дней жизни грудничка. Также, важным замечаниям этого способа является то, что он может не показать легкую степень дисплазии.

Как и предыдущий способ работает для грудничков возрастом до 10 дней. Малыша кладут на спинку, ножки сгибают в коленках. Угол сгиба должен соответствовать 90 градусам. На внутренних поверхностях бедра располагают большие пальцы. Наружную придерживают средними и указательными. Осторожно отводят бедра в стороны. При этом слышится характерный щелчок. Этот звук означает что головка бедра становится на свое место – в вертлужную впадину.

Для детей чуть постарше другие методы проверки симптомов дисплазии.

Может наблюдаться при одностороннем повреждении сустава. Ребенку, лежащему на спине сгибают ножки в коленках и ставят на плоскость перед собой. Должно быть видно разницу в высоте коленок. Симптом подтверждает сильный вывих со смещением.

В положении на спинке, ножки вытянутые прямо. При нормальном варианте складок на ножках 3. При подозрении на дисплазию сустава складок может быть больше и расположение их может отличатся от здоровой ножки.

Отнести будущего малыша к группе риска можно по следующим факторам:

  • Дисплазия у родителей
  • Токсикоз при беременности
  • Крупный ребенок
  • Тазовое предлежание
  • Деформация стоп

При наличии одного из перечисленных факторов повышает шанс возникновения заболевания.

Какие бы симптомы не были, специалист должен диагностировать заболевание и подтверждать верность определения рентгеновскими снимками.

Диагноз, установленный с помощью клинических исследований должен подтверждаться ультразвуковым исследованием.

Трех месячному и более малышу можно делать рентгеновский снимок. Так как есть опасения перехода предвывиха в вывих. В этом случаи лечение нельзя отлаживать на потом.

Опытный врач-ортопед устанавливает верный диагноз еще в роддоме, при осмотре новорожденного. Поле, ребенок должен наблюдаться по месту жительства. Попавшим в группу риска детям, назначают курс лечения до тех пор, пока не установят окончательный диагноз.

В медицине определяются 3 степени дисплазии. Самая легкая форма 1 степень, самая тяжелая 3 соответственно.

Предвывих. Сустав не развитый в полной мере, но смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины не наблюдается.

Подвывих. Сустав не развитый в полной мере, и наблюдается частичное смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины.

Вывих. Сустав не развитый в полной мере, наблюдается полное смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины.

Предпринимать лечение необходимо только по согласованию с вашим врачом.

Техника массажа при дисплазии

При лечении дисплазии тазобедренных суставов, массаж является неотъемлемой и очень важной его частью. Массаж и гимнастика позволят стабилизировать сустав, укрепить мышцы, вправить на место головку бедренной кости при вывихе, восстановит амплитуду движения сустава.

ЛФК и массаж при дисплазии тазобедренных суставов могут творить чудеса. Заниматься массажем должен только специалист, врач-массажист например, по назначению педиатром или ортопедом.

Массаж рекомендуется выполнять вечером перед сном.

Если ребенку назначено ношение специальных ортопедических конструкций, то массаж можно выполнять, не снимая их. Выполняя массаж детям с дисплазией, применяют только растирание и поглаживание. ЛФК и массаж при дисплазии тазобедренных суставов действительно помогут.

  • Массаж следует проводить тогда, когда у ребенка есть настроение поиграть, он не хочет спать.
  • Очень удобно воспользоваться пеленальным столиком на время массажа.
  • Массаж проводят один раз в день, а весь курс составляет около 15 сеансов.
  • Следует выполнить 2-3 курса массажа с отдыхом в 1,5 месяца.
  • Под ребенка нужно подстелить специальную влагопоглащающую пеленку. Возможно, во время массажа ребенок расслабится и произойдет мочеиспускание.

Выполнение массажа когда ребенок на спине. Легкое поглаживающие движения рук, ног, живота и грудной клетки. Далее переходим к легкому растиранию всех упомянутых частей тела. Заканчиваем массаж снова поглаживанием.

Выполнение массажа когда ребенок на животике. Ножки согнутые и разведенные в стороны. Поглаживаем ножки, растираем и поочередно отводим в стороны. Массажируем поясницу, спинку, опускаемся на ягодицы. На ягодицах можно применить также легкое похлопывание пальцами рук. Далее переходим к массажу тазобедренного сустава и наружной стороны бедер.

Лечебная гимнастика при дисплазии тазобедренного сустава должна проводится родителями ребенка, после прохождения обучения ортопедом или педиатром. Как и массаж, простые упражнения могут оказать большую помощь в лечебном комплексе в целом. Выполнять упражнения нужно когда у ребенка хорошее настроение, от 3 до 4 раз в день. Детям нравится когда занятия проводит их любимая мама.

  1. На животике. Движения похоже на «лягушку», берем пяточку и придавливаем к ягодицам.
  2. По очереди сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах.
  3. Лежа на спине. Прямые ножки ребенка разводим в стороны.
  4. Сгибаем ножки в тазобедренных и коленных суставах. Стараемся достать поверхности стола при разведении ног.
  5. Разводим ножки в сторону при согнутых в колене суставах, делаем вид «открытия книги».
  6. Сгибание прямых ног к голове ребенка.

Дисплазия тазобедренных суставов встречается у каждого седьмого малыша. Эта патология мешает правильному формированию частей сочленения, что приводит к нестабильности сустава. Если не начать лечение с первых лет, болезнь может прогрессировать и стать причиной инвалидности.

Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на то, что ребенок вырастет абсолютно здоровым. Ведь суставы новорожденных особо мягкие и подвижные, а значит, их можно поставить на место с помощью фиксации или массажа.

Гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов дает также заметный результат. В отличие от фиксирующего бинтования, ребенок включается в процесс выздоровления. Кроме того, простые гимнастические упражнения готовят его к первым шагам.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Единственное средство от БОЛЕЙ В СУСТАВАХ, артрита, артроза, остеохондроза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, рекомендованное врачами! …

Лечение гимнастикой подойдет для детей, у которых диагностировали начальную стадию дисплазии. Начинайте выполнять упражнения только в том случае, если врач уже осмотрел малыша и поставил диагноз. Если ваш ребенок страдает от тяжелых форм патологии, то гимнастику будут комбинировать с шинами или широким пеленанием. В этом случае некоторые движения будут малышу недоступны.

Общие правила для упражнений:

  1. Чтобы движения корректировали положение сустава, детской спинке нужна жесткая поддержка. Занимайтесь только на столе.
  2. Подкладывайте под малыша пеленку перед каждым занятием.
  3. Приступайте к занятиям, когда все основные потребности малыша удовлетворены (не голоден, не хочет спать).
  4. Если малыш сопротивляется и выражает недовольство, сделайте перерыв. Возможно, ребенок устал.
  5. Начинайте выполнять упражнения в вертикальном положении тела только тогда, когда ребенок научится сидеть на корточках и стоять. Преждевременная нагрузка может спровоцировать развитие новой патологии.
  6. Не старайтесь выполнить упражнение до конца, если оно сдвигает шину или бинтование.

Для новорожденных достаточно трех кругов ежедневно, чтобы навсегда избавиться от дисплазии и ее последствий. Каждый круг – около пятнадцати занятий.

Еще несколько полезных советов:

  1. В день нельзя заниматься более 4–5 раз: для маленьких детей даже пассивная нагрузка может быть избыточна.
  2. Старайтесь не делать перерывов между занятиями и упражняться каждый день, если малыш здоров и хорошо себя чувствует.
  3. Делайте паузы между кругами, чтобы ребенок мог отдохнуть от нагрузки, особенно если сочетаете ЛФК и массаж.

Противопоказаний к применению гимнастики не так уж и много. Во-первых, ее не стоит проводить, если ребенок заболел, и у него поднялась температура. Во-вторых, при наличии грыжи, а также при врожденной патологии сердца.

Чем раньше вы начнете проходить курс гимнастики, тем быстрее заметите результат.

Перед каждым сеансом малыша необходимо разогреть. Без подготовки гимнастика принесет больше вреда, чем пользы.

В занятия ЛФК входят не только активные движения, но и пассивная часть, в течение которой родитель массирует сустав и стопы. Эти процедуры позволяют получить максимальный эффект от выполнения упражнений.

В чем заключается разминка:

  1. Начните с массирования внешней поверхности бедер. Это разгонит кровоток в области травмированных суставов и активирует мышцы. Уложите малыша на спину и мягкими, уверенными прямыми движениями проглаживайте кожу в области сустава. Старайтесь не сдавливать бедро. Затем переходите к круговым поглаживаниям. Процедура должна длиться до 5 минут.
  2. С умеренной силой растирайте область больного сустава. Постарайтесь почувствовать крохотные мышцы под пальцами. Можете чередовать прямые и круговые движения. Массаж должен длиться до 5 минут.
  3. Глубокими, плавными движениями разотрите поясницу малыша. Это позволит улучшить циркуляцию крови и настроить ребенка на дальнейшие занятия. Около 4–5 минут.

Никогда не пренебрегайте разминкой. Мышцы маленьких детей могут быть очень неподатливыми, если им не «помочь» включиться в рабочий процесс. Несколько минут, потраченные на массаж, помогут победить дисплазию намного быстрее.

При выполнении массажа применяются лишь несколько движений: растирания, поглаживания. Все остальные будут лишними.

Курс ЛФК для детей, страдающих от дисплазии, состоит из упражнений, воздействующих на несформировавшиеся сочленения. Самые эффективные движения – самые простые. С ними справится родитель без медицинской подготовки. Тем не менее будет лучше, если первое занятие будет проводить квалифицированный специалист. Ведь если у вашего ребенка есть какие-то особенности, препятствующие правильному выполнению движений, то это выяснится на первой тренировке. Техника выполнения:

  1. Отведение бедер. Положите малыша на пеленальный столик или любую другую твердую ровную поверхность. Убедитесь, что он расслаблен и не сжимает ножки. Возьмитесь за коленки малыша обеими руками и аккуратно отведите их в стороны вверх. Если не чувствуете сопротивления, наклоните каждую ножку вбок и вниз. Стопы должны коснуться поверхности стола, свободно ложиться на нее. Верните ножки в исходное положение и повторите 15–20 раз.
  2. Вращение сустава. Выполните предыдущее движение и оставьте ножки в таком положении, не поднимая их обратно. Возьмитесь за тазобедренное сочленение одной рукой. Второй нежно захватите коленку и плавно продавливайте его вперед, одновременно закручивая ножку внутрь. Это движение создает необходимое напряжение в области крыши суставной впадины, активируя гармоничный рост сустава. Повторить 10–15 раз.
  3. Поочередное вращение ногами. Подхватите ножки малыша таким образом, чтобы каждая оказалась согнута в колене. Теперь одновременно выполняйте ножками круговые движения, имитирующие вращение педалей. Двигайтесь плавно и аккуратно. До 20 оборотов.
  4. Сгибание ног. Согните одну из ножек малыша в колене, и в это же время распрямите вторую, затем поменяйте положение. До 15 раз на каждую ногу.

Гимнастика при дисплазии оказывает максимальное воздействие, если выполнять все упражнения плавно и неторопливо. Быстрые, хаотичные движения не могут стимулировать восстановление больного сустава.

Старайтесь не отвлекаться во время занятий. Частые перерывы сводят на нет эффективность упражнений.

В курс ЛФК входят упражнения, которые особенно нравятся маленьким детям. Для ребенка они больше похожи на игру, чем на лечебную процедуру. Родитель может воспользоваться игровой формой этих движений и увлечь малыша, ласково с ним разговаривая и напевая песенку. Техника выполнения:

  1. Хлопки стопами, похожие на обычные «ладушки». Уложите малыша на твердую прямую поверхность и мягко выверните его пятки друг к другу. Теперь немного похлопайте стопами так же, как вы бы хлопали ладошками малыша.
  2. Вращение ног. Очень эффективное упражнение для лечения дисплазии. Многие дети сопротивляются этому движению из-за необычных ощущений. Игровая форма может помочь малышу успокоиться и привыкнуть к нестандартной нагрузке. Не нужно выпрямлять ножки ребенка, просто возьмите их в естественном коленном сгибе и аккуратно отведите в противоположные стороны. Теперь плавно двигайте ножками, словно изображая полет бабочки. Если песенки и игры не помогают ребенку перестать беспокоиться, слегка помассируйте внутренние мышцы бедер.

Несмотря на свою необычность, эти движения не нагружают малыша так, как другие гимнастические элементы. Вы можете выполнять их без предварительного разогрева. Игровая гимнастика может проводиться до 15 раз в день, при каждой смене пеленок.

Читайте также:  Что такое вывих шейных позвонков

Работа с мячом не только помогает поставить на место сустав естественным образом, но и готовит малыша к первым шагам. Первые ощущения от соприкосновения с мячом могут оказаться неожиданными для ребенка, он может испугаться и зажаться. Не оставляйте попыток приучить его к новому тренажеру: упражнения на мяче помогают расслабить все группы мышц и стимулируют нормальное развитие сочленений.

  1. Положите ребенка спинкой на мяч. Одной рукой поддерживайте его вдоль области поясницы, другой – вращайте ножку внутрь, описывая плавные круговые движения. Повторить до 10 раз.
  2. Переверните ребенка на живот. Продолжайте поддерживать в области поясницы одной рукой, другой – беритесь за лодыжки и сдвигайте их во внешнюю сторону, одновременно сгибая в колене.

Такие движения могут быть сложны для новорожденных. Если ребенок слишком сильно сопротивляется, лучше подождать пару недель, потом возобновить попытки. Занятия с мячом помогают избавиться от дисплазии и прививают чувство равновесия.

  • Что такое дисплазия тазобедренного сустава?
  • Из чего складывается лечебная гимнастика?
  • Самые распространенные упражнения при дисплазии тазобедренных суставов
  • Что еще следует знать о дисплазии?

Дисплазия тазобедренного сустава — патология, встречающаяся чаще всего у детей в возрасте до 1 года. ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей весьма эффективна. Причины возникновения патологии могут быть различны.

Чаще всего это тяжелые роды или роды при ножном предлежании плода. В современной медицине практикуется кесарево сечение, если плод к моменту родов не разворачивается. К большому сожалению, его не всегда возможно провести. Есть случаи нормальных родов, при которых ребенок, тем не менее, появляется с дисплазией.

Что такое дисплазия тазобедренного сустава?

Дисплазия — это недоразвитие тазобедренного сустава, когда головка бедренной кости не входит в лимб.

Для практически всех новорожденных характерно недоразвитие бедренного сустава, он полностью формируется, когда ребенок учится ходить. Если незрелость сустава выражена сильно, а связки слабые, то возможен выход головки тазобедренной кости из области лимба. В таком случае наступит подвывих или вывих. Для того чтобы избежать хронического вывиха или подвывиха бедренной кости, дисплазию следует лечить с первых недель жизни малыша.

Признаки дисплазии тазобедренного сустава у детей:

  1. Невозможность полного разведения ног в бедренном суставе.
  2. Асимметрия ягодичных складок.
  3. Заметное укорочение одной конечности.
  4. В положении ползания один сустав выступает.

Для диагностики данной патологии новорожденным назначают УЗИ тазобедренных суставов. Это скрининговое исследование проводится на первом месяце жизни ребенка. Начать заниматься стоит после того, как врач даст рекомендацию на ЛФК. Проведенные на первом году жизни ЛФК и массаж могут полностью восстановить подвижность тазобедренного сустава.

Из чего складывается лечебная гимнастика?

Для эффективного лечения педиатры чаще всего назначают несколько курсов профессионального массажа. Полезно проводить их с интервалом в 3-4 месяца. Не стоит пренебрегать этой процедурой, так как при дисплазии тазобедренного сустава она очень эффективна. Также следует проводить упражнения дома. Упражнения делятся на массажные и гимнастические. Массажные проводят 1 раз в день, гимнастические 2 — 3. Лечебная физкультура должна проводиться регулярно, иначе она будет малоэффективна.

Время для массажа следует подбирать исходя из потребностей малыша. Ребенок должен быть отдохнувшим и сытым, но не следует проводить процедуру сразу после еды. Для детей массаж — это своеобразная игра. Мама обязательно присутствует при проведении процедуры.

Массаж необходимо делать чистыми руками без колец, с коротко остриженными ногтями. Для массирования можно использовать натуральные масла. Не стоит пользоваться маслом «Джонсонс беби», так как сделано оно на основе синтетических масел и может вызывать аллергию у грудничков. Масла лекарственных растений также могут содержать аллергены. Хорошо подходит персиковое и подсолнечное масло, которое не содержит аллергенов.

Массаж состоит из спиральных движений, растирания и валяния. Все движения надо проводить осторожно, кожа у детей первого года жизни очень тонкая и чувствительная. Можно начать с поглаживаний. Упражнения при дисплазии тазобедренных суставов просты в исполнении и не требуют дополнительной подготовки.

Самые распространенные упражнения при дисплазии тазобедренных суставов

Упражнение №1. Ребенок лежит на спине. Не кладите его на поверхность, с которой он может скатиться. Постелите под него пеленку и одеяло. Поверхность должна быть твердая и ровная. Начиная от колена выполняем по наружной поверхности бедра вверх спиралевидные движения, избегая внутренней поверхности. Сила нажима умеренная. Проводим по каждой ножке от колена вверх 5 -7 раз. Перед следующим упражнением малыша нужно несколько раз погладить.

Упражнение №2. Растереть ноги малыша от колена вверх только по наружной стороне бедра.

Упражнение №3. Валяние. Возьмите ножку грудничка в свои руки, сложенные «лодочкой». Перекладывайте ножку из правой руки в левую, словно вы готовите котлету. Далее следуют упражнения, больше похожие на гимнастику.

Упражнение №4. Малыш лежит на спине. Вы аккуратно берете его за колени и разводите их в стороны, совершая при этом круговые движения. Одна нога будет более подвижна. Повторите несколько раз.

Упражнение №5. Малыш лежит на спине. Берете его в области голеностопного сустава и совершаете движения «велосипед», поочередно сгибая ноги в коленном суставе, а затем распрямляя их. Повторяем 10 -15 раз.

Упражнение №6. Малыш лежит на спине, упражнение похоже на предыдущее. В данном случае следует взять одну ногу, поднять ее, сгибать и распрямлять, затем повторить то же самое со второй ногой.

Упражнение №7. Ноги малыша поднимаем к его голове. Повторяем 10 раз.

Упражнение №8. Малыш лежит на животе. Его пяточки подводим к ягодицам.

Очень полезны растирания ягодичной и поясничной области. Аккуратными круговыми движениями растирайте кожу в этих областях. Это стимулирует улучшение кровообращения. Можно слегка надавливать на эти участки. Под тонкой кожей ребенка можно прощупать мышцы, их тоже необходимо слегка помассировать. Помните, если чувствуете сопротивление со стороны ребенка или он плачет, следует прекратить проведение упражнений и подождать, пока настроение ребенка улучшится. В настоящее время существует большое количество «нетрадиционных» гимнастических упражнений. Скелет ребенка еще не сформировался окончательно, не стоит подвергать его дополнительным перегрузкам.

Что еще следует знать о дисплазии?

Существуют различные йога-методики, перед началом их проведения обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Те упражнения, которые делают здоровым детям, могут не подходить малышам с дисплазией тазобедренного сустава. Не вправляйте сустав самостоятельно, это может привести к инвалидности ребенка.

При тяжелых случаях дисплазии у грудничков назначают ношение гипсового фиксатора. Сейчас его используют редко, стараясь заменить иным ортопедическим аналогом.

Лечение дисплазии связано с проведением физиотерапевтических мероприятий. Когда, в каком количестве и какие физиопроцедуры следует проводить, определяет врач. Специалист, наблюдающий за развитием детей с дисплазией тазобедренных суставов, называется ортопед или травматолог-ортопед.

Для таких детей практикуют свободное пеленание. Руки малыша пеленают чуть туже, а ноги оставляют почти свободными. При свободном пеленании ношение варежек и носочков обязательно. Спать малыш с дисплазией тазобедренного сустава должен в отдельной кровати. Это безопаснее для него.

Медикаментозное лечение при дисплазии тазобедренного сустава не назначают. В очень тяжелых случаях показано оперативное лечение. Чем раньше оно будет проведено, тем быстрее завершится процесс выздоровления и будет восстановлена подвижность сустава. Если процесс приобрел хронический характер, то провести оперативное лечение будет сложнее, и оно может иметь неприятные последствия. Однако гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов проводится уже в течение многих десятилетий и доказала свою эффективность.

У детей с данной патологией следует исключить вертикальные нагрузки. Нельзя учить таких детей ходить, ребенок должен сделать это сам. Исключить нагрузки в положении сидя. Все упражнения, связанные с сидением и стоянием ребенка, следует проводить только после рекомендации специалиста. Нельзя использовать приспособления для того, чтобы малыш начал ходить, такие как ходунки и качели на резинках. Если вывих тазобедренного сустава диагностировали поздно, следует соблюдать рекомендации врача особенно тщательно.

Дисплазия тазобедренных суставов является врожденным заболеванием, при котором отмечается нарушение строения вертлужной впадины, головки бедра, связок. При отсутствии необходимого лечения в раннем возрасте, наблюдаются изменения со стороны близлежащих структур: таза, позвоночника, непораженного сустава. Часты случаи коксартроза на фоне дисплазии.

Заболеванием страдают в основном девочки, а у мальчиков эта патология наблюдается в 4–6 раз реже. В целом дисплазия тазобедренного сустава характерна для 2% новорожденных.

Закладка костно-суставного аппарата происходит на первых месяцах беременности. Поэтому воздействие в этот период на организм матери неблагоприятных факторов может спровоцировать нарушения строения суставов.

Распространенность дисплазии возрастает в областях с неблагоприятным экологическим фоном, наблюдаются семейные случаи. Кроме того, существуют и другие причины возникновения патологии, которые в первую очередь касаются организма матери. К ним можно отнести:

  • Родовые травмы.
  • Употребление некоторых лекарств.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Работа во вредных условиях.
  • Пожилой возраст.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Эндокринная патология.
  • Гиповитаминозы.

Есть случаи сочетания дисплазии аномалиями развития других органов и систем, что должно заставить женщин максимально беречь свое здоровье во время беременности. В любом случае необходимо устранить все возможные факторы, чтобы минимизировать риск дисплазии у ребенка.

Выраженность симтоматики у детей зависит от степени недоразвития структур тазобедренного сустава. Однако существует и предболезнь, то есть определенный момент между нормой и патологией.

Поэтому еще до начала заболевания выделяют такое пограничное состояние, как незрелость сустава.

Это может быть у недоношенных младенцев и клинически никак не проявляться.

На этой стадии определяются четкие признаки недоразвития сустава. Клинически это выражается асимметрией кожных складок на ягодицах и бедрах, ограничением отведения, визуальным укорочением конечности.

При исследовании движений у новорожденного определяется симптом щелчка – характерный звук во время отведения бедер.

Эта степень называется предвывихом бедра, поскольку сустав расположен в типичном месте, а смещения кости не наблюдается.

Если на ранней стадии не было произведено своевременной коррекции, то происходят более выраженные изменения в тазобедренных суставах.

Наблюдается неполное смещение головки бедра из суставной впадины. Бедренная кость при этом отклоняется наружу и вверх.

На этой стадии дисплазию принято называть подвывихом бедра, поскольку все же нет полного выхода сустава из впадины.

Прогрессирование патологии еще более усугубляет клиническую картину дисплазии. Возникает полное смещение головки бедра относительно суставной впадины тазовой кости, что говорит о развитии вывиха.

При этом симптомы максимально выражены, ребенок ощущает постоянную боль, плачет.

Поставить правильный диагноз помогают УЗИ и рентгенография, которые указывают на четкие морфологические изменения структур тазобедренного сустава.

Терапия дисплазии тазобедренного сустава направлена на восстановление анатомических взаимоотношений между суставными поверхностями, нормализацию активных движений, развитие мышечного аппарата. Это необходимо для правильного физического и нервно-психического развития детей в дальнейшем.

Лечение дисплазии нужно начинать с момента первого выявления патологии, что должно быть сделано еще в роддоме. Чем младше ребенок, тем пластичнее ткани, активнее их развитие, а поэтому и лечение проходит быстрее и эффективнее.

Необходимо обеспечить комплексное воздействие на суставные структуры с учетом возраста ребенка. Используются такие мероприятия для коррекции дисплазии:

  1. Консервативные методики (широкое пеленание, стремена Павлика, подушка Фрейка).
  2. Лечебная гимнастика (ЛФК).
  3. Массаж.
  4. Физиопроцедуры.
  5. Оперативное лечение.

Известно, что головка бедра вправляется в суставную впадину самостоятельно из положения сгибания и отведения нижней конечности. Поэтому консервативные методы направлены на поддержание бедра именно в такой позиции.

Необходимо также учитывать, что применение различных средств ограничено возрастом малыша: новорожденным и детям до 3-х месяцев проводят широкое пеленание, до полугода – стремена Павлика или подушку Фрейка, а далее – различные виды шин.

При этом контроль за правильностью манипуляций вначале проводят с помощью УЗИ, а после 6 месяцев – по данным рентгенографии.

Без проведения адекватной терапии дисплазия тазобедренного сустава в дальнейшем приведет к глубоким нарушениям костно-суставной системы и ранней инвалидности. Лечить болезнь нужно сразу, чтобы дети были здоровы в будущем.

Лечебная гимнастика является обязательным компонентом коррекции дисплазии тазобедренных суставов у детей. Упражнения ЛФК должны выполняться мягко, осторожно, чтобы не провоцировать смещение бедра из суставной впадины. Также ребенка нужно правильно держать на руках – за спину, прижимая к себе, так, чтобы он охватывал взрослого ногами.

Детям раннего возраста показаны такие виды упражнений:

  • Из положения лежа на спине сгибать ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах с последующим разведением. Нужно пытаться коснуться при этом его коленками поверхности стола.
  • Сгибание прямых или разведенных ног в тазобедренных суставах с их приведением к голове, плечам, вместе или попеременно.
  • Разведение прямых ног малыша в стороны.
  • Сгибать ноги в коленках так, чтобы получилась поза полулотоса.
  • Поочередное сгибание ног ребенка в коленях и тазобедренных суставах, поворачивая стопы внутрь.
  • Из положения на животе ноги попеременно сгибаются, достигая уровня таза с упором стопы на стол, а затем разгибаются с поднятием вверх.

Упражнения можно чередовать, выполняя ежедневно до 10 раз. Такая гимнастика может проводиться новорожденным и детям раннего возраста совместно с общеразвивающей, эффективно дополняя ее.

Перед упражнениями ЛФК обязательно выполнить массаж. Его техники позволят разогреть мышцы, успокоить ребенка, подготавливая к более интенсивным методам лечения. Выполнять массаж при дисплазии тазобедренных суставов нужно с учетом особенностей детского организма и степени патологии. Все движения проводят осторожно, недопустимы интенсивные прощупывания сустава.

При тазобедренных дисплазиях рекомендованы такие массажные элементы:

  • Общие поглаживания груди, живота, спины, рук и ног. Охватывая нижнюю конечность, проводят спиральные движения к околосуставной зоне.
  • Растирание задней поверхности бедер, ягодиц и спины круговыми и спиральными движениями с некоторым нажимом. Затем проводят местный массаж пораженного сустава, прижимая его одной рукой.
  • Проводят отведение ноги ребенка и ее вращение внутрь, держа за колено другой рукой.
  • После этого вновь осуществляют поглаживание ладонями, прижатыми к коже.
  • Спиральными движениями пальцев или ладони массируют область паховой складки и нижней части ягодиц. После этого растирают область дисплазированного сустава, смещая кожу.
  • Разведя ноги малыша, сгибают их в коленях и выполняют вращение кнутри.
  • Валяние мышц бедер между ладонями.
  • Проведение упражнения «велосипед» – в положении на спине имитировать езду на нем.
  • Проводить поочередное сгибание и разгибание ног ребенка, охватывая их за голени и одновременно разминая икроножные мышцы.
  • Поглаживание и растирание спины, имитация ползания.
  • Массаж ягодиц с поглаживанием, разминанием и похлопыванием.
  • Растирание поясницы, околосуставной зоны.
  • Упражнение под названием «парение» – поднять малыша, удерживая его на ладони под тазом и грудью.

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов в раннем возрасте и у новорожденных проводится лежа. После полугода уже возможны упражнения в положении сидя и стоя. Однако, необходимо помнить, что их можно проводить только после консультации детского ортопеда, чтобы не навредить пораженному суставу.

Выполнение массажа лучше доверить опытному массажисту, который владеет техниками лечебного воздействия при дисплазиях у детей.

Массаж органично сочетается с упражнениями ЛФК для детей. Такое лечение начинают как можно раньше — еще у новорожденных, чтобы избежать прогрессирования болезни, перехода дисплазии в более тяжелую форму и будущих осложнений.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: