2.1 Развитие утомления у детей
Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.
Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.
Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].
Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].
Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].
Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.
Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.
При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.
В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.
Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.
Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.
Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.
Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.
Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.
Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.
Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.
В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.
Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.
Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.
В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.
Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.
Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.
Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.
Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).
Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.
Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.
Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].
2.2 Развитие переутомления у детей
При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.
Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.
При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.
Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.
Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.
Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.
На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.
Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.
Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.
Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.
Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.
Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.
Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.
Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:
- Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
- Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
- Появление непривычных движений.
- Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
- Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
- Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
- Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.
Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:
- Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше бодрствования.
- Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение длительности прогулок, признаки кислородного голодания.
- В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
- Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.
В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.
Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые неврозы, бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.
Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.
Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.
Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.
Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.
Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.
Начиная с первых дней обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.
Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.
Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.
Миром правит любовь, дети очень тонко чувствуют ее недостаток. Максимально доверительное отношение с родителями, любовь, понимание, совместное решение всех проблем и вопросов является гарантией того, что эмоциональная сторона развития вашего наследника(цы) в норме.
источник
Консультация для педагогов
«Признаки утомления ребёнка дошкольника»
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .
Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.
От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.
У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:
— однообразие деятельности,
— неправильно подобранный материал,
— излишняя статичность детей,
— излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
— большое количество детей в группе (шум),
— незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
— неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .
Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.
Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:
Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.
Средства предупреждения утомления у детей:
Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта
Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
источник
Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.
Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игры или развлечения, ни школьные занятия не радуют переутомленного ребенка. И речь идет не об обычной усталости.
Если день был непривычно долгим, тяжелым, эмоционально насыщенным, к вечеру ребенок устает. Он отказывается от ужина, не может сосредоточиться на уроках, не играет, засыпает раньше обычного. Но к утру от этой усталости не остается следа.
Переутомление возникает тогда, когда умственные, психические и физические нагрузки настолько велики, что организм полностью расходует и не восстанавливает силы.
Симптомами переутомления у ребенка могут быть:
- усталость длится уже продолжительное время (более двух недель);
- возникло нарушение сна – ребенок долго не может проснуться утром, хочет спать днем, плохо засыпает, беспокойно спит ночью;
- у ребенка все время плохое настроение, плаксивость, капризность, отстраненность, апатия;
- от переутомления у ребенка поднялась температура;
- ребенок отказывается от еды;
- речь ребенка становится замедленной и невнятной;
- ребенок часто жалуется на головную боль;
- под глазами ребенка образовались темные круги, кожа стала бледной;
- сердцебиение и дыхание стало учащенным;
- у ребенка возникает боль или напряжение в мышцах ног и рук.
Родители, заметившие у своего ребенка такие симптомы, должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Поскольку они могут указывать не только на переутомление ребенка в школе, деском саду или спортивной секции, но и на серьезное заболевание.
Причинами переутомления ребенка могут быть:
- заболевание (железодефицитная анемия, дисфункция щитовидной железы, инфекции, воспалительные процессы различной локализации, аллергия, ОРЗ, паразиты, онкологические заболевания, астма, гормональные сбои);
- неправильное питание;
- авитаминоз;
- стресс (постоянные ссоры в семье, смерть родственника, развод родителей, конфликты со сверстниками);
- резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другой район или город, переход в другую школу);
- значительные физические нагрузки (некоторые виды домашней или дачной работы, спорт);
- умственное напряжение (подготовка к выпускным или вступительным экзаменам, участие в конкурсах и олимпиадах)
Заметив первые симптомы переутомления, родителям необходимо выявить и устранить его причины, а также восстановить нормальное физическое и психическое состояние ребенка. Следует показать ребенка педиатру, неврологу, кардиологу, психологу и другим узким специалистам. При необходимости ребенку будет назначено лечение.
Профилактика переутомления детей должна включать следующие меры:
- Полноценное питание по режиму;
- Прием витаминных комплексов;
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- Нормальная длительность дневного и ночного сна;
- Снижение интеллектуальных или физических нагрузок;
- Смена или разнообразие деятельности;
- Массаж.
Предотвратить переутомление и улучшить состояние утомленного ребенка может помочь препарат Тенотен детский. Он оказывает ноотропное действие, способствуя улучшению памяти и внимания ребенка. А также стабилизирует вегетативную нервную систему, помогая снизить частоту головных болей.
Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.
Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:
- нормализует эмоциональное состояние ребенка,
- избавляет от повышенной возбудимости
- помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
источник
Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию депрессии! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.
Врачами рассматриваются два основных вида переутомления – физическое и умственное, причем, они оба могут быть и у детей, и у взрослых.
Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление. В таком случае будут присутствовать следующие симптомы:
чувство усталости присутствует постоянно – его не снимают даже сон и релаксационные процедуры;
Обратите внимание: если рассматриваемое состояние развивается у женщин, то может начаться нарушение менструального цикла.
При возникновении вышеперечисленных симптомов, следует немедленно прекратить усиленные тренировки или отстраниться от физического труда – понадобится время для подбора программы по восстановлению. Врачи не рекомендуют совсем отказаться от привычных физических занятий, просто нужно снизить их интенсивность. В качестве лечебных мероприятий можно использовать:
- Баня. Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
- Ванны. Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются:
-
вибрационная ванна – способна активизировать защитно-восстановительные силы организма, улучшает кровообращение, снижает ощущение усталости в мышцах, стабилизирует обменные процессы. Процедура принятия вибрационной ванны проводится каждый день (можно через день) по 3-5 минут, общее количество процедур – 15;
- кислородная ванна – особенно эффективна при физическом переутомлении после перенесенных травм или болезней опорно-двигательного аппарата. Вода в ванной насыщается кислородом, человек должен находиться в воде не более 7 минут, длительность курса процедур при ежедневном проведении – 15;
- жемчужная ванна – через воду проходят пузырьки воздуха под большим давлением, что способствует расслаблению и снижению нервного напряжения. Температура воды жемчужной ванны должна быть 37 градусов, длительность одной процедуры – 10 минут, проводят их при посещении бани или сауны;
- хвойная ванна – она оказывает успокоительное действие, но необходима при физическом переутомлении. Проводится она в течение 10 минут, курс – не ограничен, некоторые врачи рекомендуют принимать хвойные ванны не менее 2 раз в неделю.
- Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением. Запомните:
- горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
- дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
- каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
- контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
- Массаж. Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.
Продолжительность массажа:
- ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
- спина и шея – в общем 10 минут;
- верхние конечности – на каждую руку по 10 минут;
- область груди и живота – 10 минут в общем.
При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть. Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур:
- Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
- Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично.
- Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы.
- Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.
Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.
К ранним признакам умственного переутомления относятся:
периодически возникающие головные боли без явных причин;
При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти.
Важно: ни в коем случае по вышеописанным симптомам нельзя самостоятельно ставить диагноз «умственное переутомление»! Например, повышение артериального давления на фоне головной боли может означать проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому консультация врача нужна обязательно.
Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.
Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.
В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются:
- тяжесть в области сердце;
- чувство тревоги;
- быстрая утомляемость;
- небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
- сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.
На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие.
В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма. Мужчины могут испытывать снижение потенции и полового влечения, у женщин нарушается менструальный цикл.
Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена.
2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.
Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.
На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.
Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.
Третья стадия рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца.
Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.
Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.
Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих малышей – первые признаки переутомления у детей могут быть невыраженными.
Переутомлению у детей предшествует резкое утомление. Принято выделять следующие внешние признаки утомления (классификация по С.Л.Косилову)
незначительное