Известно что утомление при статической работе

Цель:показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 или 3 кг.

Обучающийся должен:

Знать: фазы и виды утомления; особенности утомление при статической и динамической работе; факторы, влияющие на развитие утомления.

Уметь: определять утомление при статической и динамической работе.

Теоретические сведения

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.

Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).
Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.
С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха И. М. Сеченов рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими.
При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений.
При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века И. М. Сеченов. Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, И. М. Сеченовым были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:
1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно- сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно- тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
1) локальное;
2) региональное;
3) глобальное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В процессе работы в мышцах накапливаются вредные вещества.

Длитель­на непрерывная, однообразная работа вызывает утомление мышц.

После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и произво­дить работу. Почему так происходит?-Когда мышцы отдыхают, кровь выносит вредные вещества из клеток,-отдых необходим для восстановления силы мышц.

Работоспособностьи производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Большая нагрузка на мышцы, суетливые движения быстро приводят к утомлению. При выполнении физической работы необходимо соблюдать средние, т.е. оптимальныеритминагрузку. Оптимальный ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью….производительность труда, работоспособность можно повысить занятиями физической культурой, спортом.

Динамическая работа мышц— связанна с перемещением тела или груза в пространстве.

Статическая работа мышц— связанна с удержанием определенной позы или груза, -. Чтобы определить, какая из них быстрее вызыва­ет утомление мышц, проведем опыт.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая.

Если отдохнуть и заняться динамической работой: поднимать и опускать портфель до уровня отметки, то окажется, что эту работу можно совершать значительно дольше без заметных признаков утомления.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые 6ычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по оче­реди: сначала одни, потом другие.

Кроме того, при статической работе часто затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Нужно уметь правильно работать и отдыхать: делать кратковременные перерывы, переключаясь с одного вида деятельности на другой. Чередование физической и умственной нагрузки снимает утомление и повышает работо­способность.

Особенности скелета человека в связи с Прямохождением и Трудовой Деятельностью:

1) Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных,образует 4 изгиба S-образно изогнут:

Их появление связано с прямохождением.- Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений – функция Амортизатора.

2)В связи с прямохождением Средняя часть стопычеловека немного приподнята и имеетсводчатую форму. –Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках..

Опущение, т.е. уплощение, свода стопы затрудняет дви­жения в суставах ноги и тазового пояса и приводит к плоскосто­пию – функция Амортизатора.

3) Особенности строения скелета Руки человека в связи с трудовой деятельностью:

-Большой палец челове­ка противопоставлен остальным четырем. Это позволяет надежнее удерживать различные предметы, например карандаш, ручку, молоток.

большая подвижность плечевого сустава.

Профилактика нарушения Осан­ки, искривления Позвоночника и возникновения Плоскостопия:

Нарушение осанки, искривление позвоночника не только портит внешность человека, но и способствует развитию заболеваний внутренних органов.

Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движе­нии.

При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая.

Правиль­ная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких сердца, желудка и др.).

2 — с круглой спиной, сутулого;

3 — с боковыми искривлениями — сколиоз

К нарушениям Осанки приводят:

-неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов;

-неравномерное распределение нагрузки на тело и нетренированность мышц;

-неправильная посадка за партой, столом; -неправильная посадка может привести к сколиозу — боковым ис­кривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди(рис.).

— манера человека стоять, его поход­ка (рис.32

Нарушении осанки →смещение позвонков и межпозво­ночных дисков → ряд тяжелейших болезней.

Неправильная осанка →делает фигуру некрасивой + вредно влияет на работу внутренних органов.

При нарушениях осанки → к врачу для ее коррекции → физи­ческие упражнения — корригирующая гимнастика.

2 — с круглой спиной, сутулого;

3 — с боковыми искривлениями

1 — правильное положение корпуса;

2 — боковые искривления, вызванные неравномерной нагрузкой на правую и левую стороны;

3- сутулость, вызванная привычкой смотреть под ноги;

4- запрокидываниекорпуса при ходьбе, изгибы позвоночника развиты слабо.

Профилактика Искривлений Позвоночника и Нарушения Осанки:

Кости у детей гибкие и легко искривляются.

-При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распреде­ляться равномерно.

Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем

-Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до ра­бочего места — 30-35см, между грудью и партой — ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении чело­век должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе.

-При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.

-Систематические занятия физической культурой, спортом способству­ют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки.

Проверяем правильность Осанки:

— углы лопаток должны находятся на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боко­вое искривление — сколиоз.Между опущенными руками и туловищем образу­ются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равен­ства нет (рис. 33).

— определяем сутулость осанки: берем мерную ленту, которой пользуются портные. Найдите на плечах са­мые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди, а затем со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы — все в порядке, если второе число намного больше первого — сутулость есть.

Позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему смягчаются удары при ходьбе, беге, прыжках. Иногда эти изгибы бывают плохо выражены —прямая спина. Однако чаще встречается другой недостаток: спина слишком выпукла —круглая спина.

Определение правильности осанки:

1 — плечи и углы лопаток на одном уровне, треугольники между опущенными руками и туловищем одинаковы слева и справа; 2 — лопатки, ягодицы и пятки прижаты к стене, под поясницу можно просунуть ладонь, а не кулак.

3и степени наруше­ний Осанки:

1 ой степени отклонения от нормыслабо выраженыи исчезают в прямой стой­ке.

2 ой степениотклонения от нормы устой­чивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны только с неразвитостью мышечного аппара­та, а потому поддаются исправлению.

3 ей степени искривления затрагивается и скелет и лечению поддаются с трудом.

Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам.

Нару­шения второй степени требуют консультации специалиста.

При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и далее оперативное вмешательство, например для устранения горба.

Определение гибкости позвоночника

Практическая работа Гибок ли ваш позвоночник?

Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, мак­симально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис.36). Теперь с помощью линей­ки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «—». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 ÷ +9, а у девочек +7÷ +10. Все остальные по­ложительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные — как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

Читайте также:  Объясните каковы причины утомления мышц

Профилактика /Предупреждение Плоскостопия(т.е. форма свода стопы меняется, становится плоской):

-если большую часть дня проводят на ногах, переносят большиетяжести;

-очень узкая и тесная обувь или обувь на высоких каблуках.

Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5см), правильно подранная по размеру, удобная.

Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.

Плоскостопие может быть предотвращено корригирующей гимнастикой— это специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др (рис.34). В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.) + плавание, ходить босиком, на цыпочках, заниматься подвижными играми; очень полезно хождение босиком.

Упражнения, предупреждающие Плоскостопие:

1-ходьба по палке; 2-катание мяча ногой; 3-катание обруча пальцами ног; 4-приседание на палке; 5- приседание на мяче; 6-сгибание и разгибание стопы; 7-захват и перекладывание предметов пальцами ноги.

Практическая работа Есть ли у вас плоскостопие?

Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Со­едините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки — линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от то­чек А и М. Найдите точку пересечения МD со сле­дом и обозначьте ее буквой С. Затем СО разде­лите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СD равен нулю, это в пределах нормы.

источник

Выбранный для просмотра документ Динамическая и статическая работаПрактическая работа.docx

Утомление при статической и динамической работе

Цель: дать знания о динамической и статической работе мышц; выявить причины наступления утомления.

Оборудование: гантели массой 1, 3, 5 кг., секундомер или часы с секундной стрелкой.

Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической (управление токарным станком, пилка дров и т.д.) – при ней сокращение мышц чередуются с их расслаблением; а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, — статической – мышца находится в непрерывном сокращении. При любой динамической работе часть мышц всегда функционирует в статической режиме. Мышцы лишь исполнительные органы, само движение, включающее как статические, так и динамические элементы, определяется деятельностью нервной системы.

1. Динамическая работа. Работа проводится в парах. Испытуемый последовательно, после нескольких перерывов (3-5мин.), сгибает руку с гантелями разной массы (в одном ритме). Экспериментатор фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления

(когда выполнения упражнения в заданном ритме невозможно). В момент наступления утомления упражнение прекращается.

Результаты следует зафиксировать в таблице, произведя необходимые расчеты.

2. Статическая работа. Работа проводится в парах. берет гантель массой 1кг, отводит ее на вытянутую руку в сторону горизонтально вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором находится рука с грузом.. Он держит до тех пор, пока рука не начнет опускаться от напряжения ( вначале рука неподвижна, затем она начинает опускаться ниже отметки, после чего рывком возвращается в исходное положение: отклонение от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие норму; затем уставшая мышца начинает дрожать, и , наконец, рука опускается – это время засекают по секундомеру). Начало и окончание опыта фиксируются экспериментатором. Опыт повторяется после непродолжительного отдыха (3-5 мин.) с гантелей массой 3 кг, затем отдых и повторение опыта с гантелей массой 5кг.

Результаты следует зафиксировать в таблице, произведя необходимые расчеты.

3. Сравнить результаты динамической и статической работы.

А) От чего зависит величина производимой человеком работы?

(От нагрузки на мышцы и темпа их сокращений).

Б) При каких условиях обеспечивается наибольшая производительность работы и наименьшее утомление?

(При средней нагрузке на мышцы и среднем темпе их сокращений – так называемый закон среднего ритма.).

В) В каждой семье всегда бывает необходимость что–нибудь починить, сбить, подстрогать, подкрасить, убрать комнату, вымыть пол, постирать белье, произвести необходимые работы в саду, на огороде и т.д. . Ученые – физиологи называю такую работу «активным отдыхом». Очень часто школьники уклоняются от этой работы, считая, что они учатся и никакими другими делами заниматься недолжны. Объясните, в чем заключается «ошибка» школьников?

( Работоспособность и общее состояние здоровья человека зависят от чередования умственного и физического труда т.е. одни нервные центры работают, а другие отдыхают).

Г) Объясните, почему мышечная деятельность оказывает влияние на весь организм в целом, на общее состояние и самочувствие человека?

(Работа мышц зависит от правильного функционирования всех систем организма. Мышечная работа требует затрат энергии, которую организм должен из чего то выработать и доставить к месту использования – мышцам).

источник

Вспомните из курса физики, что такое работа. Что вам легче делать: стоять на школьной линейке или бегать по двору? Почему?

Работа мышц. Сокращаясь, мышцы выполняют механическую работу. Различается два вида мышечной работы — внутренняя (статическая) и внешняя (динамическая). Статическая работа связана с процессами, развивающимися в самой мышце, и проявляется в удержании частей тела в определенном положении (стоячем, сидячем и т. д.). Во время статической работы (удержание груза, положения тела) мышцы длительное время пребывают в тонусе, обеспечивающем их напряженность — состояние постоянного частичного сокращения мышцы, для которого характерны незначительные утомляемость и энергозатраты. Величина статической работы, выполняемой мышцей, зависит от ее нагрузки и времени, в течение которого действует это нагрузка.

Динамическая работа связана с перемещением любого груза, тела или частей тела в пространстве. Во время этой работы сокращение мышц чередуется с их расслаблением. Динамическая работа способствует оттоку крови от органов, усиливая деятельность внутренних органов, нервной системы и др. Величина динамической работы, выполняемой мышцей, зависит от ее силы, скорости сокращения и выносливости.

СИЛА МЫШЦЫ — это величина максимального напряжения, которое она может развить при возбуждении.

СКОРОСТЬ СОКРАЩЕНИЯ МЫШЦЫ —

время, за которое мышца может сократиться или расслабиться.

мышцы в течение длительного времени поддерживать заданный ритм работы.

УТОМЛЕНИЕ МЫШЦЫ — это снижение трудоспособности мышцы.

Сила, развиваемая мышцей, зависит от массы сократительных белков, количества мышечных волокон и частоты нервных импульсов, поступающих в мышцы. Чем больше в мышце содержится волокон, тем больше ее масса, она толще и сильнее. Если человек занимается физическим трудом, то усиленная функция мышцы приводит к увеличению ее массы и поперечного сечения. И, наоборот, если человек ведет малоподвижный образ жизни и не тренирует мышцы, то они уменьшаются в объеме и массе. Сила мышц у разных людей различна и зависит от особенностей конституции, пола, профессии, возраста и т. п. Например, сила мышц у мужчин обычно больше, чем у женщин; в пожилом возрасте — меньше, чем в молодом.

При динамической работе длина мышц меняется. Чем длиннее мышца, тем на большее расстояние она может сократиться. Чем меньше время, требуемое для сокращения мышцы, тем больше ее скорость сокращения.

Работа мышц сопровождается затратами энергии. Вспомните, где берется энергия для сокращения мышц.

Утомление мышц. Все мышцы вследствие напряжения утомляются. Основными причинами утомления является недостаточное снабжение мышц кислородом; уменьшение запасов органических веществ, которые являются источником энергии сокращения; накопление продуктов обмена (молочной кислоты и т. д.).

Утомление мышц зависит от величины и продолжительности их напряжения, частоты сокращения отдельных волокон, состояния нервной системы. Чем больше нагрузка и продолжительность напряжения мышц, тем быстрее они утомляются. Если выполнять физические упражнения ритмично, то утомление наступает позже. Убедитесь в этом, выполнив лабораторное исследование.

Исследования физиологов свидетельствуют о том, что наибольшую работу мышцы могут выполнить при средней нагрузке и среднем ритме. Физическая усталость — нормальное физиологическое явление. После отдыха (расслабления) работоспособность мышц не только восстанавливается, но и часто превышает начальный уровень.

Выносливость мышц зависит от их приспособленности к определенному виду нагрузки (например, мышц спины и живота — к статической нагрузке, а рук и ног — к динамической). Так, мышцы ног при ходьбе устают меньше, чем во время стояния, а мышцы туловища быстрее устают во время работы, связанной с наклонами.

При динамической нагрузке мышцы то сокращаются, то расслабляются. Это позволяет им отдохнуть, и поэтому мышца может работать достаточно долго. Нервная система, осуществляя регуляцию работы мышц, приспосабливает их деятельность к текущим потребностям организма, позволяет им работать с высоким коэффициентом полезного действия.

Хотя во время статической нагрузки мышцы не выполняют механическую работу над внешними телами, однако они находятся в постоянном напряжении: большинство волокон одновременно сокращается, поэтому мышца утомляется. Так, человек не может долго простоять с высоко поднятыми руками.

Тема. Развитие утомления при статической и динамической нагрузке. Влияние ритма и нагрузки на развитие усталости.

Цель: исследовать возникновение утомления при статической и динамической нагрузке и влияние ритма сокращений и величины нагрузки на развитие усталости; определить и обосновать факторы, влияющие на развитие усталости мышц.

Оборудование: 1-, 2- и 3-килограммовые гантели (или портфель с книгами, масса которого 1 кг, 2 кг и 3 кг), секундомер.

Задача 1. Определение скорости наступления утомления при различных видах нагрузки (работу следует выполнять в парах).

1. Первый ученик становится у доски, берет в обе руки груз (3-килограммовые гантели или портфели) и разводит в стороны вытянутые руки с грузом до уровня груди. Второй ученик делает мелом на доске отметки уровней, до которых первый ученик поднял руки с грузом. После этого включает секундомер и фиксирует время до того момента, когда хотя бы одна рука первого ученика с грузом начнет опускаться вниз.

После этого ученики меняются ролями.

2. Первый ученик берет те же грузы, ритмично поднимая (до высоты отметок, сделанных ранее) и опуская их. Движения нужно выполнять до момента наступления утомления. Второй ученик фиксирует время наступления утомления.

После этого ученики меняются ролями.

3. Опишите последовательные изменения, происходящие в мышцах руки при развитии утомления.

4. Сделайте вывод: при каком виде нагрузки (статическом или динамическом) быстрее наступаетутомление?

Задача 2. Исследование влияния ритма сокращений мышц на развитие утомления.

Работу следует выполнять в группах по вариантам: I вариант — масса груза 1 кг: II вариант — 2 кг; III вариант — 3 кг.

1. Первый ученик берет в обе руки груз (в соответствии с вариантом) и медленно поднимает его в течение 6 с до уровня отметки, зафиксированной во время выполнения задания 1. Затем в течение 6 с опускает руки. Повторяет подъема и опускания груза в таком ритме до наступления утомления. Второй ученик считает количество поднятий и фиксирует время, когда наступает утомление. Результаты записывает в соответствующие графы таблицы 1.

После этого ученики меняются ролями.

2. Действия, аналогичные описанным в п. 1, выполняйте в ритме 3 с, затем — 1 с. Результаты запишите в соответствующие графы таблицы 1. (Частоту ритма можно задавать метрономом.)

Время наступления утомления, с

3. На основе данных исследования в каждой группе установите, при каком ритме утомление наступает позже.

4. Сделайте вывод, как влияет ритм на развитие утомления.

Задача 3. Исследование влияния нагрузки на развитие утомления.

Работу следует выполнять в группах по вариантам: I-й вариант — ритм 6 с; II вариант — 3 с; III вариант — 1 с.

1. Первый ученик берет в обе руки груз (сначала 1 кг, затем 2 кг и 3 кг) и поднимает и опускает его в одном ритме (в соответствии с вариантом).

2. Второй ученик считает количество поднятий и фиксирует время, когда наступает утомление. Результаты записывает в соответствующие графы таблицы 2.

После этого ученики меняются ролями.

Время наступления утомления, с

3. На основе данных исследования в каждой группе установите, при какой нагрузке утомление наступает позже.

4. Сделайте вывод: как влияет величина нагрузки на развитие утомления?

Работа мышц: статическая и динамическая. Сила мышцы. Скорость сокращения мышцы. Выносливость мышцы.

Существуют вещества (допинги), резко увеличивающие на короткое время мышечную силу, ускоряющие проведение нервных импульсов. Известны также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков под действием нагрузок. В спорте применение допингов запрещено не только потому, что спортсмен, его принявший, имеет преимущества перед другими, но и потому, что эти вещества вредны для здоровья. Расплатой за временное повышение работоспособности может быть полная нетрудоспособность. Как вы относитесь к использованию допингов в спорте? Почему?

1. Какую работу выполняет мышца при сокращении? 2. Что такое статическая работа мышцы? От чего она зависит? 3. Что такое динамическая работа мышцы? От чего она зависит? 4. Что такое утомление мышц? Каковы его причины? 5. При какой нагрузке и ритме работа будет наибольшей?

6. Чем отличается статическая работа от динамической? 7. Почему статическая работа утомляет больше, чем динамическая? 8. Какие вещества и процессы источником энергии во время работы мышц? Что происходит с органическими соединениями в работающей мышце? 9. Как ритм и нагрузки влияют на работоспособность мышц и их утомляемость? 10. Почему во время ручной стирки белья спина устает больше, чем руки? 11. Согласны ли вы с распространенным мнением, что лучшим способом восстановления работоспособности является полный покой (лежание на диване, сидение в кресле и т. д.)? Дайте аргументированный ответ.

12. Выполните проект на тему «Гиподинамия — враг современного человека» или «Двигательная активность — основа физического здоровья».

источник

Утомление — состояние организма, возникающее вследствие выполнения работы и проявляющееся в снижении работоспособ­ности. Оно выражается в уменьшении силы или быстроты мы­шечных сокращений, в замедлении расслабления мышц, в нару­шении точности, координации движений, в увеличении времени реагирования на раздражители и т. п. Работоспособность может быть пониженной даже в том случае, если работа совершается в полном объеме, но выполнение ее требует все большего напря­жения физиологических функций организма (повышенных энер­гетических затрат, более частого дыхания и сердцебиений и т. п.).

Факторы утомления.В основе утомления лежат разнообраз­ные причины.

В пределах нервной клетки, синапса, мышечного волокна утомление может быть следствием изменения мембранного потенциала, нарушения соотношения между ионами калия и на­трия и между одновалентными и двухвалентными ионами. Уста­новлено, например, что по мере развития утомления количество ионов калия в работающей мышце уменьшается. От этого нару­шается нормальное соотношение между калием и натрием и из­меняется мембранный потенциал.

Причиной утомления могут быть изменения в системе энер­гетического обеспечения мышцы. Хотя полного истощения энер­гетических запасов в мышце никогда не происходит, тем не ме­нее уменьшение этих запасов способствует развитию утомления мышцы. Это относится в первую очередь к углеводным запасам в мышцах и печени. По мере расходования гликогена печени уменьшается поступление сахара в кровь и восполнение расхо­дуемого в мышцах гликогена оказывается недостаточным.

Читайте также:  У детей в отличие от взрослых происходит быстрое утомление нервной системы так как

Фактором утомления могут быть и нарушения в ферментной системе мышц, от которой зависит скорость распада энергетиче­ских веществ, главным образом фосфорсодержащих соединений. На распад и ресинтез АТФ и КрФ влияют гормоны, преимуще­ственно гормоны коркового слоя надпочечников. При длитель­ной напряженной работе уменьшается поступление этих гормонов в кровь, что также может способствовать наступлению мышечно­го утомления.

Утомление быстрее наступает при недостаточности дыхания тканей, т. е. ограниченном поступлении кислорода. Последнее происходит вследствие недостаточного усиления кровообращения. По этой причине аэробные процессы резко отстают от анаэроб­ных. В мышце накапливаются продукты анаэробного распада, и это создает препятствие для дальнейшей работы мышц.

Процессы утомления развиваются не только в самом работа­ющем органе, в мышце, но и в нервных центрах и других систе­мах. Развитие утомления может усилиться при изменении соста­ва крови: уменьшении содержания в ней гемоглобина, повыше­нии осмотического давления вследствие перехода воды в мышцы и удаления ее с потом, повышения кислотности, поступления из мышц в кровь больших количеств молочной кислоты. Все эти из­менения в крови сказываются в первую очередь на работоспособ­ности нервных центров.

Причины утомления могут лежать в недостаточной функции желез внутренней секреции, главным образом надпочечников. Уменьшение образования адреналина и кортикостероидов влечет за собой снижение мышечной работоспособности.

Утомление может возникать и от того, что нарушается нор­мальная работа рецепторов, подающих информацию о движении в нервные центры, и ухудшается рефлекторная регуляция физи­ологических процессов.

Помимо этого, понижение работоспособности может быть вы­звано различными воздействиями внешней среды. Высокая на­ружная температура или резкое ее понижение, недостаточное охлаждение тела или его перегревание — все это может стать причиной быстрого наступления утомления. Фактором снижения работоспособности при работе в горных условиях является по­ниженное парциальное давление кислорода, а при подводном плавании, наоборот, повышенное давление.

Следовательно, причиной утомления могут быть нарушения нормальной деятельности любых органов.

Был период в физиологии, когда считали, что утомление вызывается одной какой-то общей причиной. Предполагалось, например, что при работе в орга­низме возникают специальные вещества утомления, особые яды усталости. Однако исследования показали, что в работающих органах образуются только те вещества, которые характерны для обычного, нормального обмена веществ этого органа, и никаких особых веществ утомления, или отравляющих ядов ус­талости, не существует.

Обнаружилось, что нельзя свести все разнообразие форм проявления утом­ления при различных видах физической и умственной деятельности человека к одной-единственной причине. Выше было показано, что этих причин множество и разные причины могут вызывать различные проявления утомления. Поэтому важно для каждого вида спорта определить те факторы, которые играют решающую роль в развитии утомления у спортсмена.

При изучении утомления возникало немало споров о том, где именно раз­вивается процесс утомления — в самом ли работающем органе, или в нервных центрах, или в системе гуморальной регуляции. Сейчас установлено, что утом­ление может развиваться во всех органах и системах организма, но их роль при этом различна. Анализируя причины утомления, развивающегося при раз­личных спортивных упражнениях, важно установить, в каких именно физиоло­гических системах, органах раньше всего возникает утомление.

Обилие факторов утомления и исключительное множество форм движений еще не означает, что для каждого движения име­ется своя причина утомления, не имеющая сходства с причинами утомления при других движениях. Возможно объединение различных движений в группы, характеризующиеся примерно оди­наковым характером утомления и, следовательно, примерно оди­наковыми его причинами. Рассмотрим некоторые из этих групп мышечной деятельности.

Особенно ярко проявляется утомление при статиче­ской работе. Статическая работа, или статическое усилие, представляет собой изометрический режим мышечной деятель­ности, при котором мышца только напрягается, но не производит движений. Такая форма деятельности очень утомительна, и утомление наступает тем скорее, чем больше величина развивае­мого мышцей напряжения. При максимальном ее напряжении утомление возникает буквально на первой же секунде. При не­сколько меньшей величине статического усилия оно может про­должаться секунды или десятки секунд. Установлено, что во время большого статического напряжения значительно повыша­ется внутримышечное давление. Напряженные мышечные во­локна сдавливают кровеносные сосуды с такой силой, что про­исходит резкое уменьшение кровоснабжения мышц и может быть даже полная остановка движения в них крови. Повышение дав­ления в напряженной мышце настолько велико, что сдавливают­ся не только тонкие стенки венул, но и упругие мышечные стенки артериол. Резкое уменьшение кровообращения в мышце влечет уменьшение или прекращение подачи в мышцу кислорода. По этой причине большое статическое усилие представляет собою анаэробный процесс. Сильный распад энергетических веществ, не компенсируемый окислительным ресинтезом, быстро приводит к накоплению продуктов этого распада. Вследствие отсутствия кровотока эти продукты не вымываются из мышцы и концентра­ция их резко возрастает, что выражается в понижении работоспо­собности мышечной ткани. Сдавливание кровеносных сосудов, или ишемия (греч. ишо — задерживать), сказывается и на состоянии органов чувств двигательного аппарата, в частности такая ишемия вызывает болевое ощущение, достигающее иногда настолько значительной силы, что уже одно это заставляет прекратить статическое усилие. Характерно, что с развитием утомления при статической работе изменяется характер биотоков мышц. На электромиограмме заметно увеличение амплитуды колебаний потенциала действия.

При рассмотрении причин утомления при динамиче­ской работе необходимо принимать во внимание, какова относительная мощность этой работы. Физиологические механиз­мы утомления в разных зонах мощностей различны.

При работе максимальной мощности утомление наступает быстро — в течение первых 10—20 сек. — вследствие двух основных причин. Одна из них заключается в особенностях мышечного химизма. Максимальная мощность характеризуется анаэробностью химических реакций и накоплением продуктов анаэробного распада, что и является важным фактором утомления. Другая причина лежит в нервных центрах. Для того чтобы вызвать мышечные сокращения максимальной силы, амплиту­ды и частоты, необходимы очень большое возбуждение соответст­вующих нервных центров, точное взаимодействие между центра­ми мышц-антагонистов, исключительно частая смена процессов возбуждения и торможения. Все эти процессы не могут долго со­вершаться на максимальном уровне. В результате управление мышечной деятельностью нарушается, что и вызывает снижение мощности работы мышц.

При работе субмаксимальной мощности всту­пают в действие новые факторы утомления. Вследствие большей ее длительности значительное количество молочной кислоты диффундирует из мышц в кровь, что вызывает ее значительное подкисление. Такая кровь создает неблагоприятные условия для нормальной деятельности нервных центров. Кроме того, при суб­максимальной мощности работы резко повышаются требования к функциям систем дыхания и кровообращения. Недостаточно высокие возможности этих систем могут ограничивать работо­способность организма и вызывать снижение мощности работы. При работе большой мощности недостаточность ды­хания и кровообращения может играть еще большую роль в развитии утомления. Сердце, функционирующее на пределе своих возможностей, начинает снижать свою работоспособность, если работа длится многие минуты. Это проявляется главным об­разом в уменьшении систолического объема, что, в свою очередь, вызывает снижение минутного объема, а следовательно, и умень­шение снабжения организма кислородом.

Иные факторы утомления могут вступать в действие при очень продолжительной работе умеренной мощности. То, что было особенно характерно для работы субмаксимальной и большой мощностей — накопление в крови молочной кислоты, отсутствует при работе умеренной мощности. Однако во время работы умеренной мощности может произойти снижение уровня сахара в крови, чего не было при других мощностях. Это проис­ходит вследствие относительного истощения углеводных ресур­сов печени и мышц. Низкий же уровень сахара в крови — фак­тор, снижающий работоспособность, в первую очередь работо­способность нервных центров.

Все сказанное выше показывает, как различны могут быть причины утомления при работах разной мощности. Но оно в то же время говорит о том, что в пределах одной и той же зоны от­носительной мощности причины утомления могут быть одина­ковыми для разных форм циклических движений. Например, весьма сходны причины утомления при плавании на 100 м и бе­ге на 400—500 м. Утомление в обоих случаях развивается в тече­ние одного и того же времени, которым характеризуется прохож­дение дистанции, — около 1 мин. Вместе с тем утомление при ра­боте максимальной мощности почти ничего общего не имеет с утомлением, наступающим вследствие многочасовой работы уме­ренной мощности.

Проявления утомления на дистанции. Дляанализа утомления при циклических движениях важно регистрировать его проявле­ния на дистанции, причем не только во время тренировки, но и во время соревнований. Среди способов регистрации проявлений утомления на дистанции есть методы, основанные на сложных измерениях с применением радиотелеметрии, и есть более про­стые, всем доступные. Последние представляют собой регистра­цию изменений скорости передвижения на дистанции и основ­ных величин, от которых зависит скорость. Этими величинами являются частота циклов движений (частота шагов при ходьбе и беге, при беге на коньках и ходьбе на лыжах, частота гребков в плавании и гребле, частота вращения педалей в велоспорте) и длина пути, проходимого за каждый цикл (длина шагов, отре­зок пути, проплываемый за один цикл гребков, и т. п.). Для то­го чтобы измерить все три величины (скорость, длину шагов и их частоту), достаточно определить по секундомеру время про­хождения отрезка дистанции и число шагов на этом отрезке. Зная эти две величины, можно рассчитать три остальные, по­скольку У — 1-1, где V — скорость, / — частота шагов, / — длина шагов. В свою очередь, = п : 1, а / = 5 : п, где п — измеренное чис­ло шагов на отрезке дистанции, г — время прохождения этого отрезка, 5 — длина отрезка дистанции.

Практически удобнее всего при регистрации признаков утом­ления на длинных дистанциях записывать время прохождения каждого круга стадиона или длины бассейна и за это же время подсчитывать число шагов.

^ Обычно одним из первых признаков начинающегося утомле­ния оказывается уменьшение длины шагов. При этом, однако, ско­рость не меняется, потому что в такой же мере увеличивается частота шагов. Причина начавшегося уменьшения длины ша­гов— уменьшение силы мышечных сокращений. При появлении этого первого признака утомления происходит переключение на большую частоту, но меньшую силу мышечных сокращений (рис. 34).

Следующей, часто встречающейся фазой развития утомления на дистанции является уменьшение длины шагов, но уже не компенсируемое соответствующим увеличением их частоты, в связи с чем скорость передвижения на дистанции начинает сни­жаться.

При все более развивающемся утомлении уменьшаются оба сомножителя скорости: и длина и частота шагов. Вследствие это­го скорость передвижения резко снижается.

Описанные три случая изменения параметров скорости на дистанции при утомлении отражают различную степень утомле­ния. Самое слабое его проявление — это уменьшение длины ша­гов при увеличении их частоты и сохранении постоянства ско-

рости. Такая степень утомления названа фазой компенси­рованного утомления. Более глубоким развитием утом­ления характеризуется фаза некомпенсированного утомления, когда уменьшение длины шагов не сопровож­дается увеличением их частоты. Последняя степень утомления отличается резким снижением скорости, сопровождающимся

Рис. 34. Схема изменений скорости, длины и частоты шагов на

дистанции при развитии утомления:

/ — отсутствие утомления, // — компенсированное утомление, Ш — не­компенсированное утомление, IV — истощение

уменьшением как длины, так и частоты шагов. Эта наиболее глу­бокая степень утомления (она часто приводит к сходу с дистан­ции, но у высококвалифицированных спортсменов встречается: сравнительно редко) названа фазой истощения.

Изменения скорости, частоты и длины шагов и их соотноше­ний могут происходить на дистанции не вследствие утомления, а и по другим причинам (например, в связи с тактикой).

Существуют и другие признаки утомления, развивающегося на дистанции. Они регистрируются более сложным путем. Напри­мер, при утомлении обнаруживаются изменения в электромио-грамме. Установлено, что во время утомительной работы общая биоэлектрическая активность мышц возрастает. Это выражает­ся в увеличении амплитуды осцилляции на электромиограмме. Из проявлений вегетативных процессов на дистанции при утомлении наибольший интерес представляет изменение частоты сердечных сокращений. Как было сказано, частота их в извест­ных пределах изменяется примерно пропорционально изменению-мощности работы или скорости передвижения на дистанции.

При постоянной скорости постоянна и частота сокращений серд­ца. Но при наступлении утомления, даже если скорость сохраня­ется неизменной, частота сокращений сердца иногда возрастает (правда, не во всех случаях). Часто происходит повышение час­тоты дыханий, сопровождающее увеличение легочной венти­ляции.

Утомление и выносливость.С понятием утомление тесно свя­зано понятие выносливость. Это одна из форм работоспособно­сти, а именно способность к длительному совершению работы. Главным препятствием к выполнению такой работы является возникающее в процессе нее утомление. Поэтому выносливость следует рассматривать как способность преодолевать это препят­ствие, отодвигать момент наступления утомления, продолжать работу несмотря на наступившее утомление.

Поскольку физиологические причины утомления при разных видах или мощностях работы различны, постольку различны и физиологические механизмы выносливости. Например, факторы, определяющие выносливость в беге на 400 м, резко отличаются от факторов, определяющих выносливость в марафонском беге. В первом случае это может быть способность совершать рабо­ту, несмотря на резкое увеличение кислородной задолженности, накопление в организме продуктов анаэробного распада, изме­нения в химизме крови, во втором — способность поддерживать на высоком уровне аэробные процессы, обеспечиваемые усилен­ной легочной вентиляцией и большой величиной минутного объ­ема крови, а также сохранять нормальный уровень сахара в кро­ви или, если он все-таки снизился (вследствие уменьшения угле­водных резервов), продолжать работу, несмотря на возникшую гипогликемию.

Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает работу еще до того, как возникло утомление, то выносливым он не станет. Кро­ме того, важно учитывать, что выносливость в известной мере специфична: выносливость в беге на 400 м развивается в упраж­нениях именно в беге на эту или близкие к ней дистанции, но не на сверхдлинные дистанции; в то же время выносливость мара­фонца развивается с помощью бега на длинные и сверхдлинные дистанции.

Восстановление.Отдых — это состояние организма, наступа­ющее после работы. Во время отдыха организм переходит от со­стояния работы к состоянию покоя. Такой переход различных физиологических функций называется восстановлением (например, восстановление дыхания, пульса), а продолжитель­ность восстановления — восстановительным периодом. Процесс восстановления характеризуется в большинстве случаев

определенным ходом кривой, представленной на рис. 35. В этой кривой видны две ее части. Первая характеризуется быстрым спадом, вторая — медленным, постепенным возвращением куров-ню покоя.

Не всегда переходный процесс от уровня работы к уровню покоя подчиняется указанной закономерности. Бывает, что на­чальная часть кривой вместо крутого спада представляет собой более постепенный, пологий спуск. Обычно это связано с недо­статочной тренированностью организма.

Читайте также:  Определение утомления в физиологии

источник

Поставить испытуемого к доске с таким расчетом, чтобы меловой линией отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде преподавателя испытуемый должен отвести руку с грузом в сторону и закрыть глаза. Задача опыта состоит в том, чтобы измерить, сколько секунд испытуемый может продержать груз в руке, отведенной в сторону. Секундомер включают в момент начала опыта и останавливают, когда испытуемый опустит руку. Во время опыта фиксируют признаки утомления (покраснение лица, дрожание руки с грузов, снижение координации движений и т.д.). После окончания опыта время удержания груза записывают. Испытуемому дают отдохнуть несколько минут и затем приступают ко второму опыту. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 14 Результаты опыта

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
I фаза утомления
II фаза утомления
III фаза утомления (предельное утомление)

Опыт 2. Утомление при динамической работе

Испытуемому предлагают той же рукой поднимать тот же груз до меловой отметки на доске и опускать его в удобном для него ритме. По сигналу преподавателя включают секундомер, и испытуемый начинает динамическую работу. Однако дожидаться предельного утомления не стоит, как только испытуемый на 15-20 секунд превысит результат, достигнутый при статической работе, опыт прекращают. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 15 Результаты опыта

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
I фаза утомления
II фаза утомления
III фаза утомления (предельное утомление)

Сделайте вывод о работоспособности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

2. Какая работа более утомительна?

3. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)РАБОТ

Практическая или лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и лабораторных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Практическая или лабораторная работа выполнена учащимися в полном объеме.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Лабораторная работа № 4

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы.

2. Будьте осторожны в обращении с выданными вам микропрепаратами крови человека и лягушки, брать стекла нужно только большим и указательным пальцами за края.

3. При работе с микроскопом осторожно крутите макровинтом, чтобы не раздавить стекло и не порезаться.

4. Если вы случайно раздавили микропрепарат, немедленно сообщите об этом преподавателю.

5. После окончания работы привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование (микроскоп и микропрепараты в лотках для микропрепаратов).

Цель работы: получить наглядное представление о составе крови человека и лягушки и выявить отличия в эритроцитах крови представителей разных классов (млекопитающих и амфибий).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

1. Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности.

2. Сделайте схематичный рисунок, обозначив плазму и форменные элементы крови ( см. рис. 43 на стр. 85 учебника).

3. Возьмите микропрепарат крови человека и внимательно рассмотрите его под микроскопом. Найдите отдельные эритроциты и группы эритроцитов, напоминающие «монетные» столбики. Зарисуйте микропрепарат.

4. Возьмите микропрепарат крови лягушки и рассмотрите его под микроскопом. Найдите эритроциты. Зарисуйте данные клетки крови.

5. Сравните эритроциты человека и лягушки, отметив следующее: размеры, наличие или отсутствие ядра (постарайтесь объяснить выявленные отличия).

6. Постарайтесь найти белые кровяные тельца (лейкоциты) на микропрепарате крови человека и зарисуйте их.

7. Ознакомьтесь по учебнику с функцией клеток крови.

8. К какому типу ткани относится кровь? Что представляет собой межклеточное пространство этой ткани? Каковы состав и функции плазмы?

9. Ответьте письменно на 5 и 8 вопросы.

10.Заполните таблицу.

Состав крови человека.

Название клетки крови Особенности строения Количество в 1 мм 3 Функции
Эритроцит
Лейкоцит
Тромбоцит

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

· задания выполнены правильно и в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

1. Основные требования к докладу

Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:

1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;

3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;

4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.

Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса.

Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

источник

Утомле-ние при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, напри-мер, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1—2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в висе или упоре также принадлежат к числу трудных упражне-ний статического характера, которые ограничены во времени. Ди-намическая работа, при выполнении которой отдельные мышцы несут преимущественно статическую нагрузку, вызывает сниже-ние работоспособности в первую очередь именно этих мышц.

Особое значение в развитии утомления при статических уси-лиях принадлежит центральной нервной системе. При любой ра-боте динамического характера в центральной нервной системе про-исходит непрерывное чередование процессов возбуждения и тор-можения. Такой характер функционирования нервных центров обеспечивает более длительную их работоспособность. При статическом усилии в соответствую-щих нервных центрах состояние возбуждения поддерживается непрерывно, без ритмического чередования с торможением. Такой характер функционирования нервных центров ведет к быстрому понижению их работоспособности, что, очевидно, обусловливает возникновение в них парабиотического торможения. В результате характер пусковых и регулирующих влияний, идущих из нервных центров к мышцам, быстро изме-няется, степень напряжения мышц все более уменьшается и, на-конец, статическое усилие прекращается совсем.

Энергетические затраты даже при тяжелых статических уси-лиях сравнительно невелики; сдвиги со стороны деятельности веге-тативных органов невысоки, причем заметное увеличение дыхания и деятельности сердца наблюдается не во время самого усилия, а по прекращении его в восстановительном периоде («феномен статического усилия»). Таким образом, в развитии утомления при статических усилиях ни энергетические затраты сами по себе, ни сдвиги в деятельности вегетативных органов не играют основной роли.

Считалось, что в развитии утомления при статических усилиях основное значение имеет недостаточное кровообращение в дли-тельно напряженных мышцах вследствие механического сдавли-вания сосудов и бездействия «мышечного насоса». В связи с за-трудненным кровообращением в мышцах могут накапливаться недоокисленные продукты в количестве, затрудняющем дальней-ший распад энергетических веществ. При исследовании статически напряженных мышц в них не было обнаружено большого количества недоокисленных продуктов распада. Это опровергает предположение, что утом-ление при статических условиях зависит от недостаточного кро-воснабжения статически напряженных мышц. Главнейшее значе-ние в развитии утомления при статических усилиях имеет, как уже было указано выше, изменение функциональных свойств нервных центров.

Иногда статическое напряжение определенных мышц является компонентом динамической работы (например, напряжение мышц спины при беге); при недостаточной тренированности эти мышцы утомляются в первую очередь.

При необходимости в течение длительного времени неподвижно сохранять одну и ту же позу тела происходит утомление стати-чески напряженных мышц, сопровождаемое иногда болевыми ощущениями. Длительное удерживание однообразной позы приво-дит также к нарушению крово- и лимфообращения и застойным явлениям (скопление венозной крови и лимфы) в наиболее низко расположенных при данном положении частях тела, от-мечается общее чувство усталости и понижение работоспособ-ности.

Эффективным средством борьбы с указанными явлениями будут различные динамические физические упражнения, усили-вающие крово- и лимфообращение, а также упражнения, обуслов-ливающие активное расслабление мышц, бывших в состоянии статического напряжения, и напряжение их антагонистов. Эти же упражнения (в сочетании с длительными статическими напряже-ниями) являются и средством тренировки выносливости органи-зма к длительному удерживанию тела в однообразном положении.

Максимальные силовые напряжения связаны с максимальной активностью нервных центров, которые при этом подвергаются чрезвычайно интенсивному влиянию импульсов, идущих из проприорецепторов двигательного аппарата. Снижение функциональ-ных свойств центральной нервной системы играет ведущую роль в утомлении организма при силовой работе. Наряду с этим имеют значение и местные изменения в самих мышцах, например по-нижение в них функциональной подвижности. В утомлении при длительной силовой работе (переноска тяжестей, тренировка в поднимании штанги и т. д.) определенную роль играет и сни-жение функций вегетативных органов. Обобщенные данные, характеризующие причины развития утомления в различных спортивных упражнениях, представлены в таблице 1.

Физиологические характеристики и причины развития утомления

в различных спортивных упражнениях (Москатова А.К.,1999)

Характер и мощность работы

Причины и механизмы утомления

Статические напряжения максимальной и субмаксимальной интенсивности ( 70% от максимальной произвольной силы)

Напряжение центральной геодинамики, повышение АД; ограничение капиллярного кровотока, снижение дыхательной активности в результате ишемии мышц; существенное истощение КФ и усиление катаболизма мышечного гликогена; истощение медиаторных депо центральных двигательных нейронов и снижение интенсивности разрядов, нарушение внутримышечной координации активности ДЕ, развитие тремора, падение активности проприорецепторов, нарушение афферентации движения

Анаэробная циклическая максимальной мощности t раб. = 10-20 c.

Перенапряжение сенсомоторных центров коры больших полушарий в связи с усиленной обратной афферентацией от проприо- и хеморецепторов; депрессия медиаторов и синоптических структурах, нарушение механизмов нервной регуляции двигательных единиц и мышечных напряжений; снижение запасов КФ, ограничение скорости ресинтеза АТФ в быстрых волокнах; накопление HL крови; ишемия работающих в режиме тетануса мышц и гипоксия, падение сократительной активности волокон быстрого типа

Анаэробная циклическая субмаксимальной мощности, t от 20-40 c до 2-3 мин.

Истощение резерва КФ и гликогена в мышечных волокнах быстрого типа до 90%; максимальное накопление лактата в мышцах и крови, нарушение кислотно-щелочного баланса, торможение активности ферментов гликолиза и гликогенолиза, снижение общей скорости гликолиза; торможение активности нервных центров, замедление нервно-мышечной передачи; снижение активности фермента АТФ-фазы и скорости расщепления АТФ, падение сократительной способности мышц; недостаточное снабжение мышц кислородом, увеличение кислородного долга до максимума; существенное напряжение миокарда

Анаэробно-аэробная циклическая большой мощности продолжительностью от 3_6 мин до 20-30 мин.

Истощение либо фосфагенов, либо гликогена мышц и печени; накопление молочной кислоты в мышечных клетках, крови, ликторе; рост кислородного долга на фоне усиления активности О2 — транспортной системы до предельного уровня и истощения функционального резерва сердца; нарушение гомеостаза, напряжение систем гомеостатической регуляции t 0 , рН; снижение мощности мышечных сокращений, нарушение устойчивого состояния

Аэробная циклическая умеренной мощности (t раб. от 40-60 мин до 4 часов и более)

Истощение углеводных ресурсов мышц и печени, гипогликемия; снижение возбудимости центров гипоталамуса, моторной коры, подкорковых ядер; истощение гормонального звена регуляции; нарушение t 0 — гомеостаза и водно-солевого баланса; накопление недоокисленных продуктов жирового обмена в крови

Спортивно-игровые упражнения переменной мощности

Локальные перенапряжения нервных центров и отдельных мышечных групп; нарушения метаболизма; снижение возбудимости высших корковых сенсомоторных центров; ограничение объема восприятия сенсорных систем; нарушение обратной афферентации в системе координации движений; нарушение кинематической структуры движений; увеличение энергозатрат и истощение функциональных резервов; нарушение гомеостаза, повышение t 0 ; дискоординация активности мышечного аппарата и вегетативных систем обеспечения. В каждом виде спортивных игр комплекс причин, вызывающих развитие утомления, специфичен и определяется преобладающей мощностью нагрузки и характером работы, выполняемой отдельным игроком согласно его амплуа.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: