Физиологические основы трудовой деятельности утомление

ГИГИЕНА ТРУДА – раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и условий производственной среды на организм и разрабатывающий гигиенические мероприятия по устранению различных профессиональных вредностей, сохранению здоровья людей, повышению работоспособности и производительности труда.

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА изучает изменения функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом и условиями производственной среды.

Любой вид трудовой деятельности – это сложный комплекс физиологических процессов, в которых главную роль играет ЦНС, осуществляющая координацию всех физиологических сдвигов. Условно различают два основных вида труда: физический и умственный. При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы – кору больших полушарий. При физическом труде, кроме ЦНС большую работу выполняет нервно- мышечный аппарат, сердечно- сосудистая система, дыхательная и терморегуляторная системы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ РАБОТЕ.В организме, в зависимости от выполняемой работы, происходят различного рода изменения как в высшей нервной деятельности , так и касающееся функционирования сердечно- сосудистой, дыхательной систем, процессов обмена веществ и др.

При умственной работе изменения касаются в основном структур коры головного мозга

Во время физической работы под влиянием импульсов из ЦНС в мышцах происходят биохимические и биофизические процессы, вызывающие сокращение мышц. Увеличение потребности работающих мышц в кислороде и в питательных веществах ведет к усилению деятельности многих физиологических систем организма. Значительные сдвиги происходят в работе сердечно-сосудистой системы: учащается пульс 60-70 уд в мин в покое до 90-150 уд в мин; увеличивается систолический объем сердца и следовательно минутный объем крови, выбрасываемый сердцем с 3-5 до 30-40 л. На 5-30мм рт. ст. повышается максимальное артериальное давление.

Со стороны дыхательной системы- увеличивается частота дыхательных движений с 10-12 до 20 более дыхательных движений в минуту.

По окончании работы, наступившие в организме изменения, проходят не сразу. Некоторое время еще обнаруживаются учащенное дыхание и пульс.

Время от момента окончания работы до возвращения организма к первоначальному состоянию наз. восстановительным периодом.

При легких работахон длится 2-4 мин

При тяжелых ——- до 60 -70 мин

Как меняется работоспособность в течение рабочего дня?

Характер кривой работоспособности показан на рис.

Вначале работоспособность постепенно повышается — 1 период ( врабатывания)достигает максимум ч/з 1- 1,5 часа и держится на этом уровне тем дольше, чем легче выполняемая работа и чем лучше она организована – 2 период( максимальной работоспособности),затем работоспособность падает – 3 период ( снижение работоспособности , утомление).

После обеда( отдыха) ход кривой повторяется, работоспособность вновь возрастает и может достигнуть прежней величины, если работа не вызывала сильного утомления и отдых был достаточной продолжительности.

Утомление — особое физиологическое состояние организма, возникающее в результате работы и выражающееся в понижении работоспособности. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на все системы организма (о ведущей роли ЦНС в развитии утомления свидетельствуют факты благоприятного воздействия на работоспособность эмоционального подъема, музыки, песен).

Утомление характеризуется временным снижением работоспособности и, как правило, ощущением усталости. При утомлении ухудшается самочувствие, снижается внимание и интерес к работе, учащается пульс, появляется одышка, нарушается координация движения. Однако, это явление ОБРАТИМОЕ, обычно после отдыха исчезает, и работоспособность полностью восстанавливается. Если после отдыха и сна работоспособность не восстанавливается, то утомление переходит в переутомление, а это уже предпатологическое состояние.

Для переутомления характерны: головные боли, бессонница, повышенная раздражительность, ослабление памяти, снижение сопротивляемости организма.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Работоспособность — способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

. Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время — с 3 — 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

— фаза врабатывания — уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде — до 2-2,5 ч;

— фаза высокой устойчивости работоспособности — сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

— фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.

Утомление— особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление-сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление — обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе — при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его — укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость — особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость — субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение — особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 1634 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.

Лекция № 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных и безопасных условий жизнедеятельности.

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производ­ственной среды, которая при несоблюдении принятых нор­мативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда — это часть окружающей че­ловека среды, включающая природно-климатические фак­торы и факторы, связанные с профессиональной деятель­ностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, иони­зирующие излучения и др.), называемые вредными и опас­ными факторами.

Читайте также:  Гигиена труда теории утомления

Опасными называются факторы, способные при опре­деленных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные послед­ствия.

Условия труда зависят также от производственной об­становки и характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят назва­ние «производственные (профессиональные) вредности«, под которыми понимаются все факторы, способные вызы­вать снижение работоспособности, появление острых и хро­нических отравлений и заболеваний, влиять на рост забо­леваемости с временной утратой трудоспособности или дру­гие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

— химические, возникающие от токсичных веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на орга­низм;

— физические, причиной которых могут быть шум, виб­рация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность возду­ха), атмосферное давление, уровень освещенности, а так­же фиброгенные пыли;

— биологические, вызванные патогенными микроорга­низмами, микробными препаратами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, явля­ющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам также от­носятся:

— физические (статические и динамические) перегруз­ки — подъем и перенос

тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы,

— физиологические — недостаточная двигательная ак­тивность (гипокинезия);

— нервно-психические перегрузки — умственное пе­ренапряжение, эмоциональные перегрузки.

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой деятельности в настоящее время разли­чают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышеч­ной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышен­ных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пре­делах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний.

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспо­собности организма, созданию комфортных условий для тру­довых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой слож­ный комплекс физиологических процессов, в который вов­лекаются все органы и системы человеческого тела. Огром­ную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря зат­ратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

В результате сложных химико-биологических процес­сов энергия, получаемая в результате расщепления угле­водов, используется для выполнения механической работы.
При этом количество кислорода, расходуемое на окисли­тельные процессы в мышцах, может отчасти служить по­казателем интенсивности выполняемой физической работы.

В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыха­ния. Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы. Мышечная работа вызыва­ет, как правило, повышение верхнего ар­териального давления; нижнее же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некото­рое время и в течение восстановительного периода. При значительных энергетических затратах возможны симптомы, свидетельствующие о начинающемся истоще­нии углеводных резервов организма или о недостаточной их мобилизации.

Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают первоначальное повышение содержания молоч­ной кислоты в крови, которое резко увеличивается при тяжелых работах. В результате уменьшения рН среды ус­коряется переход кислорода из гемоглобина крови в ткани. Благодаря этому при физических нагрузках значительно повышается коэффициент утилизации кислорода, особен­но у тренированных лиц.

Могут наблюдаться определенные изменения водно-со­левого обмена при работе в горячих цехах или при выпол­нении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снижать выделительную функцию почек.

Некоторые особенности физиологических изменений в организме имеют место при выполнении умственной рабо­ты с преимущественным участием высшей нервной деятель­ности. Умственный труд обычно вызывает замедление пульса, и лишь иногда значительные умственные напряжения уча­щают его. При умственной работе повышается кровяное дав­ление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосу­дов конечностей и брюшной полости. Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, крове­носных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца.

Интенсивная работа, как физическая, так и умствен­ная, может привести к утомлению и переутомлению.

Утомление и переутомление. Под утомлением понима­ют особое физиологическое состояние организма, возника­ющее после проделанной работы и выражающееся во вре­менном понижении работоспособности.

Один из объективных признаков — это снижение про­изводительности труда, субъективно же оно обычно вы­ражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомле­ние может возникать при любом виде деятельности.

Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутом­ление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит не­соответствие продолжительности и тяжести работы и вре­мени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например, ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных лю­дей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессон­ница), ухудшение аппетита и повышенная раздражитель­ность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вы­зывает ослабление организма, снижение его сопротивляе­мости внешним воздействиям, что выражается в повыше­нии заболеваемости и травматизма. Довольно часто это со­стояние предрасполагает к развитию неврастении и исте­рии.

Профилактика утомления. Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в про­изводственную деятельность наиболее целесообразного ре­жима труда и отдыха. Это необходимо в производственных ‘процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выпол­нении одинаковой работы должна соответствовать возраст­ным особенностям организма.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных переры­вов.

Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работо­способности довольно успешно используют функциональ­ную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.

Одним из элементов психологической разгрузки явля­ется аутогенная тренировка, основанная на комплексе вза­имосвязанных приемов психической саморегуляции и не­сложных физических упражнений со словесным самовну­шением. Главное внимание уделяется приобретению и зак­реплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Мероприятия по профилактике утомления: физиоло­гическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распре­деление нагрузки между различными мышечными группа­ми; соответствие производственных движений привычным движениям человека; осво­бождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важность этих мероприятий определяется тем обстоя­тельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых про­цессов требует в ряде случаев определенной реконструк­ции станков, оборудования и рабочего инструмента, а так­же изменений устройства производственной мебели.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют ме­ханизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях.

Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство произ­водственных помещений (объем помещений, микроклима­тические условия, вентиляция, освещенность, эстетичес­кое оформление).

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1173 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Физиология труда

Физиология труда — раздел таких медицинских дисциплин нормальная физиология и гигиена труда, изучающий измене функционального состояния организма человека под производственной деятельности и разрабатывающий

чески обоснованные средства организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию вы­ сокого уровня работоспособности.

Исследования по физиологии труда проводятся в двух направ­ лениях:

изучение общих физиологических закономерностей трудовых процессов;

изучение физиологических реакций организма при конкретных видах производственной деятельности.

Задачи физиологии труда охватывают широкий круг вопросов: изучение физиологических закономерностей при физических, нервно-психических нагрузках и при воздействии других вредных производственных факторов (шума, вибрации, микроклимата и др.); исследование физиологических механизмов, определяющих динамику работоспособности человека в современных производ­

разработку физиологических основ мероприятий в целях повы­ шения работоспособности и снижения утомления.

Классификация основных видов (форм) организации трудовой деятельности.Автоматизированный труд подразделяется на комп­ лексно-автоматизированный и собственно автоматизированный. Комплексная автоматизация труда — это такая высокая степень организации производства, при которой управление осуществ­ ляется с дистанционных щитов и пультов управления, распола­ гающихся в изолированных помещениях или кабинах. Ее разно­ видностью является автономная комплексная автоматизация тру-

да, представленная разнообразными транспортными средствами. Основной вред в данном случае наносят нервно-психические пе­ регрузки.

Автоматизированное производство -более низкая ступень, так как в ее организации хотя и имеет место управление с пультов и щитов, но они располагаются в цехе рядом с оборудованием. По­ этому к такому вредному производственному фактору как нервно­ психические перегрузки прибавляются факторы, присущие конк­ ретному производству: химические вещества, пыль, шум и пр. · В целом же автоматизированный труд имеет несомненное гиги­ еническое преимущества прежде всего в том, что в несколько раз

сокращается численность работников во вредных условиях труда.

Механизация труда — это более низкая, но самая частая сту­ пень организации производства, при которой полностью или час­

тично рабочие операции выполняют машины и механизмы. Меха­ низация труда подразделяется на комплексно-механизированный, собственно механизированный и механизированно-ручной труд.

Комплексно-механизированный труд представляет такую орга­ низацию производственного процесса, когда основные и вспомо­ гательные технологические процессы выполняются машинами,

механизмами и другими видами оборудования. На первый план из

вредных производственных факторов выходят те, которые генери­ рует данное производство- шум, пыль и пр.

Механизированный труд отличается от предыдущего тем, что в нем имеет место неполная механизация. Поэтому при этой рас­ пространенной форме организации производства наблюдаются физические перегрузки в сочетании с воздействием других вред­ ных производственных факторов.

Механизированно-ручной труд (весьма распространенный) тоже относится к труду с непалной механизацией, так как при выпол­ нении работ широко используются механизированно-ручные пнев­ мо- и электроинструменты. Эти вредные производственные фак­ торы аналогичны физическим перегрузкам, но выражены в боль­ шей степени.

Ручной труд — это труд, который выполняется вручную с ис­ пользованием исключительно мускульной силы человека и при­ митивных орудий труда (лопаты, лома и др.) без применения ин­ струментов с приводом. Главным вредным производственным фак­ тором при ручном труде являются физические перегрузки. Другие вредные производственные факторы воздействуют на работника достаточно интенсивно, так как он находится в эпицентре их вы­ деления (генерации) — на расстоянии вытянутой руки. Исключе­ нием надо считать ручной труд при работе на конвейерах, при котором у трудящихся возможны нервно-психические перегрузки. На производстве указанные виды труда далеко не всегда встреча­ ются в чистом виде, а чаще в различных соотношениях.

73

Некоторые понятия в физиологии труда.Эффективность трудо­ вой деятельности человека в значительной степени зависит от сле­ дующих факторов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, условия труда, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностя­ ми человека во многом зависит от наличия определенной работа- , способности.

Работоспособность -величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здо- . ровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду и. других факторов.

На уровень и динамику работоспособности существенно влия- : ют специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, ды­ хательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.

Изменения работоспособности в течение дневной рабочей сме- · ны имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека (рис. 4.1).

Читайте также:  Профилактика утомления у детей младшего школьного возраста

Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В этот период постепенно повышается подвижность функционирования систем организма, ускоряется и увеличивается объем физиологи-

‘С! > и профессиональная работоспособность. Длительная нервно­ психическая нагрузка оказывает угнетающее влияние на деятель­ ность организма и особенно на функцию центральной нервной системы: ухудшаются внимание (объем, концентрация, переклю-

чение), память (кратковременная и долговременная), восприятие (появляется большое количество ошибок).

Нервно-психические нагрузки приводят к усилению сердечно­

сосудистой деятельности, системы дыхания, энергетического об­ мена; повышению тонуса мускулатуры, а при перегрузках возмож­

но возникновение различных заболеваний. При экстремальных не­ рвно-психических перегрузках может быть развитие особого со­ стояния, называемого стресс о м. При стрессе наблюдается об­

щий адаптационный синдром или совокупность изменений, воз­ никающих в организме при воздействии стресса.

В развитии общего адаптационного синдрома различают три

последовательные стадии. Первая- стадия тревоги, во время ко­ торой происходит мобилизация защитных сил организма. Вторая стадия характеризуется восстановлением нарушенного равновесия, когда организм становится более устойчив в ответ на воздействие чрезвычайных внешних ситуаций и внутриорганизмеиных болез­ ненных состояний. При невозможности организма преодолеть вли­ яние негативных моментов наступает третья стадия — истощение. Самым тяжелым проявлением адаптационного синдрома является шок (по-английски- удар) или острое состояние, сопровождаю­ щееся резкой слабостью, бронхоспазмом, возбуждением, а потом угнетением, снижением артериального давления, а в особо тяже­ лых случаях — бессознательным состоянием.

Различают также местный адаптационный синдром, который

развивается в виде воспаления. В принципе, адаптационный син­ дром следует оценивать как реакцию организма на стресс, в це­

лом способствующую выздоровлению. Однако выход из стрессо­ вых состояний человека должен быть под наблюдением лечащего врача во избежание ухудшения состояния здоровья пострадавшего.

Необходимо учитывать и тот факт, что при нервно-психиче­ ских перегрузках организм человека склонен к инерции, к про­ должению деятельности центральной нервной системы в задан­ ном направлении. После ее окончания > пол­ ностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и даже истощение организма под влиянием нервно-психических пе­ регрузок, больше чем при физических перегрузках.

Физиологические обоснования мер по снижению утомления и повышению работоспособности.В работу следует > посте­ пенно. Это обеспечивает последовательное включение физиоло­ гических механизмов, определяющих высокий уровень работо­ способности. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утом­ ления. Следует придерживаться последовательности и система­ тичности в работе, что обеспечивает длительное сохранение ра­ бочего динамического стереотипа. Правильное чередование опи­ санных выше видов труда с отдыхом уменьшает степень утомле-

ния, повышает работоспособность. Высокая работоспособность сохраняется при систематических упражнениях и тренировке.

Кроме того, должны быть соблюдены требования эргономики

и дизайна (оптимизация размеров и массы инструмента, рабочих

движений, количества информативных сигналов и другие требо­ вания к рационализации рабочего места — удобства стула, стола,

пульта и шита управления, окраски рабочего помещения, выбор оптимального ритма работы, соответствующей освещенности и

Что касается режима работы, то наилучшей сменой для под­ держания работоспособности на необходимом уровне является дневная смена с началом рабочего дня не ранее 7 ч. В любой смене обязательно необходимы перерывы для отдыха и приема пищи в · середине смены длительностью не менее получаса, а также пере­ рывы на 1О- 15 мин примерно за час в конце первой и второй половины смены для производственной гимнастики. Работа в ноч­ ную смену для поддержания работоспособности требует особого режима сна, отдыха и приема пищи. Целесообразнее время для сна делить на две части (дробный сон) — 4-5 ч после работы в ноч­ ную смену и 3-4 ч перед ее началом. Периодичность перехода трудящихся для работы из одной смены в другую должна быть не короче и не длиннее недели. При работах без нервно-психических перегрузок увеличивает работоспособность использование функ­ циональной музыки (перед началом, в середине и в конце каждой смены). Снижает утомление отдых в специальных комнатах психа- · логической разгрузки. Отдых после рабочей недели в течение двух дней подряд более продуктивен, чем, например, в воскресенье и четверг. Наконец, совершенно необходимо поддержание благопри­ ятных условий труда, при которых физиологические процессы в организме протекают наиболее эффективно.

Психология труда

Психология труда — отрасль такой дисциплины как психоло­ гия, изучающая особенности психической деятельности и лично­ сти человека в процессе труда.

В психологии труда можно выделить следующие основные на- . правления:

организация трудового процесса (вопросы рационализации тру­ да, его нормирования, борьбы с утомлением, монотонностью, организации отдыха и т. д. в психологическом плане);

психология профессионального отбора и обучения, которая объединяет проблемы изучения и формирования трудовых навыков;

изучение психологических особенностей труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе про-

изводетвенной и управленческой деятельности и обоснование тре­ бований, предъявляемых к конструкции машин и приборов с уче­ том психических свойств человека (инженерная психология).

Методы психологии труда.В психологии труда наиболее распро­

странены следующие методы.

Метод опроса (анкетирование, устная беседа, интервью).

Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением рабочего в целях выявления соответствия действий, приемов, движений ра­

ботающего производственным задачам и результатам труда.

Экспериментальные методы, направленные на оценку состо­

яния человека в процессе труда: а) лабораторный эксперимент —

моделирование производственной деятельности в лаборатории;

б) производственный эксперимент.

Метод психофизиологических тестов дли исследования особен­

ностей психических процессов, имеющих значение в производ­

ственной деятельности (памяти, внимания, мышления и др.).

Методы оценки личностных особенностей. Большое значение в

психологических исследованиях имеет проведение беседы с целью выяснить отношение к труду, переживания работника, его отно­

шение к условиям труда и т. д. Широко используется способ заоч­ ной беседы с помощью анкет. Целью наблюдения как метода пси­ хологии труда является выявление профессионально значимых осо­ бенностей различных психических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека: ми­ мики, речи, позы, результатов его труда и т.д. Результаты фикси­ руются в протоколах наблюдения, дополняются рядом способов объективной регистрации — фотографирование, киносъемка, хро­ нометраж и т. д.

Лабораторный эксперимент чаще всего строится по принципу моделирования той деятельности, которая исследуется (пульт управ­ ления, кабина водителя и т. д.). Наиболее полным методом психо­ логии труда является естественный или производственный экспе­ римент, проводимый непосредственно в цехе во время работы на станке, локомотиве, в полете, т. е. в конкретной производствен­ ной обстановке.

Метод психофизиологических тестов используется для иссле­ дования особенностей личности — памяти, внимания, мышления и т.д. В настоящее время предложено большое количество таких тестов, в основе которых лежит принцип функциональных нагру­ зок, предъявляющих требования к тому или иному психическому Процессу или его качеству, оценка различных проявлений свойств и отношений личности, лежащих в основе профессиональной Успешности (по личностным опросникам или по характеристикам лиц, хорошо знающих данного работника по совместной работе).

Психологические подходы к изучению профессии.Изучение и выявление требований, предъявляемых профессией к психике че-

ловека состоит в составлении психаграмм как основной части фессиограмм. Таким образом осуществляется раскрытие гической сущности и проводится психологическое описание дого определенного вида трудовой деятельности —

ский анализ профессии. Содержание и объем психаграмм

чен в зависимости от цели проведения исследования зация режима труда, профессиональный отбор,

ная ориентация, производственное обучение).

При составлении психаграмм для оптимизации условий

анализируются источники информации, которую получает

тор, способы ее обработки, последовательность действий и т. д. инженерно-психологическом изучении профессии оассмя,тn,ин

ся система человек- профессиональная среда с ее КОIМIJонентамш: предмет, орудия труда, профессиональные задачи.

В условиях трудовой деятельности для характеристики особен ностей психических процессов с помощью специальных тестов основе которых лежит принцип функциональных нагрузок)

чают внимание, эмоции, память и друтие психические n. т r. т·n’

личности. Все виды трудовой деятельности в большей или шей мере предъявляют требования к вниманию.

В н и м а н и е — направленность психической деятельности сознания человека на избирательное восприятие

предметов и явлений. Среди различных качеств внимания наи лее профессионально значимыми являются такие качества, активность, широта, переключение, интенсивность и

Внимание не остается постоянным в процессе труда, оно

ется в течение дня и в процессе трудового обучения.

Для психологии труда важным вопросом является

путей целенаправленного активного формирования необходи качеств внимания. Изучение качеств внимания во время rо·уд,ов,ои есси анального обучения.

При исследовании рабочих движений также применяются хофизиологические методы. Основную роль в трудовом пn,отт, сс:е играют сенеоматорные движения. На рабочем место различают сен­ сорное поле, т. е. часть рабочего места, которое, воздействуя анализаторы, является источником профессионально информации, и моторное поле — часть рабочего места, в

которого осуществляются трудовые движения. Время сенеоматор­ ной реакuии меняется в зависимости от утомления, .». . r.т>n ной настройки, наличия друтих раздражителей и т.д.

Знание закономерностей временной характеристики торных реакций имеет большое значение при

системы управления современным автоматизированным пrюJвiюrr­ ством. Время переработки ичформации не должно превышать

чения Т, которое складывается из времени, требуемого оператору на восприятие информации (tl), времени решения задачи (t2), и, наконец, времени двигательной реакции (tЗ). Создание такой схе­ мы рабочих движений даст возможность психологу труда разраба­ тывать конкретные рекомендации по формированию рабочих ал­ горитмов трудовыхпроцессовна современных пультах управления.

Отношение человека к труду проявляется не только в действи­

ях, но и в виде эмоций и чувств.

Эмоции — это реакuия человека на предметы и явления внеш­

него мира (производственной среды), с которыми человек связан. Характеризуя эмоции, обусловленные трудовым процессом, следует

подчеркнуть, что эмоции не просто чувства и переживания челове­ ка, его внутренний мир, а состояния, оказывающие влияние на ра­ ботоспособность, и, следовательно, на производительность труда, способность обеспечивать нормальный режим работы оборудования, наблюдение за пультами управления. Эмоции оказывают существен­

ное влияние на состояние здоровья работающего.

В психологии труда необходимо различать чувства, общие для

всех видов трудовой деятельности (радость труда, любовь к труду,

удовлетворенность), и специфические эмоции, вызываемые кон­

кретными условиями определенной трудовой деятельности (эмо­

ции, связанные с организацией трудового процесса, конкретны­ ми производственными условиями, отношениями в данном кол­

Среди отрицательных эмоций, свойственных современному

производству, отмечаются эмоции > возникают в результа­

те чрезмерной плотности сигналов, неравномерности и отсутствия

ритма в работе, большой ответственности, возможности аварий­

ных ситуаций, недостаточной профессиональной подготовленно­

сти рабочего и т. д. Напряженность проявляется в нарушении дви­

жений, скованности позы, неадекватно сильных и быстрых двига­

тельных движениях, большом количестве лишних движений, на­

рушении координации движений и т.д. Происходит нарушение

психических процессов — суженность объема внимания, недоста­

точное распределение и переключение его, замедленность в при­

нятии решения и нарушение способности оценки ситуаций и т.д.

при которой нарушается в первую очередь функция внимания и

При производственном обучении и организации трудовых про­

цессов, предъявляющих требования к запоминанию, особое зна­

чение имеет знание основных закономерностей процесса памяти.

П а м ять -способность удерживать и воспроизводить бывшие

ранее события. Составные элементы процесса памяти- запоми­ нание, сохранение и восприятие. Объем запоминания материала

возрастает при наличии логических И СМЫСЛОВЫХ avvUIIYl связей между его отдельными частями. Различают два ос типа сохранения материала в памяти — кратковременная и временная память.

Профессиональный отбор. Оценка профессиональной

ческих мер, направленных на охрану физического и пc:m:wrec:К(]Iffi, здоровья работников. Целью проверки профессиональной пригодно­ сти независимо от того, проводится она для профессионального от­ бора или профессиональной ориентации, является установление

обеспечения наилучшей защиты работника при минимуме

на его организм. Понятие пригодности отражает взаимодействие факторов: с одной стороны, требований и нагрузок,

выполнением работы, и, с другой, индивидуальных возмшi ст·еи человека, которому предстоит ее выполнять.

и непостоянное даже применительно к тому же человеку. Напри­ мер, она может быть установлена в отношении лишь одной фазы взаимодействия работы и здоровья работника, которое, в свою очередь, в высокой степени подвержено различным изменениям. Следовательно, оценка профпригодности постоянно может изме­ няться и в каждом случае является компромиссом по отношению, к конкретному отрезку времени.

При установлении любой зависимости увязываемые факторы· должны быть сопоставимы: рабочие нагрузки необходимо рассмат­ ривать с психофизиологической точки зрения, а умственные и физические способности человека необходимо оценивать с функ­ циональных позиций, используя однородные критерии. Следует отметить, что не существует понятия пригодность к работе вооб­ ще, можно говорить о пригодности к конкретной профессии или · виду работ.

Физическая работоспособность человека определяется с помо- · щью специальных тестов (функциональные легочные и нервно­ мышечные тесты, электрокардиография и др.). Однако эти тесты не всегда дают четкое и ясное представление о работоспособности обследуемого. Более того, результаты тестов подобного рода ниче- . го не говорят о том, как поведет себя испытуемый в реальных условиях регулярной нормированной работы на протяжении мно­ гих месяцев подряд.

Читайте также:  Мажорное утомление бывает при

При решении вопросов трудовой экспертизы (профориента­ ции, профконсультации, профотбора) большое значение при­ обретают исследования личности трудящегося человека, ибо его способность выполнять определенную трудовую деятельность оп­ ределяется психологическими особенностями его личности. Цель профотбора-расставить людей в производстве с учетом их ин- ·

Таблица 4.1 Профессиональные показатели важных свойств

Группа и вид показателей Тест

1. Физические Затраты мышечной энергии.

Выносливость к физическим усилиям.

Динамическая и статическая нагрузки. Выносливость к климатическим изменениям.

11. Психасенсорные Острота и точность зрения, слуха, тактильных

и кинестетических ошущений.

Чувствительность к различию ощущений. Восприятие предметов в статическом

Восприятие пространства и времени

111. Психомоторные Темп движения.Скоростьдвигательной

IV. Интеллектуальная Особенность внимания. сфера Наблюдательность.

Зрительная, слуховая и двигательная память.

Воображение. Особенности мышления.

Понимание технических устройств и

существующих технических процессов

У. Темперамент и Тип высшей нервной деятельности. характер Эмоционально-волевые качества.

Настойчивость. Старательность. Инициативность. Активность. Организованность

YI. Социально- Способность к сотрудничеству. nсихологические Чувство товарищества и коллективизма.

дивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей.

В основу оценки личности и ее особенностей положены направ­

ленность личности; опыт, т. е. уровень знаний, навыков, умений и степень профессионального обучения; индивидуальные особенно-

сти отдельных психических функций; типологические черты ной системы, проявляющиеся в темпераменте.

Для изучения данных качеств используют анкетный,

турный и тестовый методы. Анкетный метод заключается в

что с помощью определенным образом сформулированных и пираванных вопросов получают информацию о пnl()c:t)eccи()

ных интересах и некоторых свойствах человека.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные

алогические факторы выявляют и оценивают с помощью ально сконструированных приборов и аппаратуры, часто

рующих тот или иной трудовой процесс. Они служат для опр

ния наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, также как тренажеры при обучении соответствующей пооа: ессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых пытуемому, в процессе решения которых выявляются те или психофизиологические свойства.

Профпригодность оценивают на основании профессиограмм

«»» ‘

которые составляют на соответствующие профессии при «»‘3роинем изучении трудового процесса. В них объективные ности трудового процесса — технические, технологические, низационные — находят выражение в физиологических, ческих и социально-психологических показателях (табл. 4.1).

Полученная информация позволяет делать вывод о

ствии индивидуума должному профессионально- квалификацион

ному уровню. Однако следует помнить, что единственным досто

верным критерием истины всегда является проверка в реаль

производственных условиях, поэтому на некоторых предприяти

ях введен испытательный срок. Только на основе наблюдения

поведением человека в производственной среде можно действительное заключение о профессиональной пригодности.

Контрольные вопросы

!. Что такое условный рефлекс?

2. Что такое динамический стереотип?

3. Назовите виды трудовой деятельности.

4. Что такое физиология труда?

5. Каковы физиологически обоснованные меры по снижению

ния и повышения работоспособности?

6. Дайте определение понятию >.

8. Как меняется работоспособность человека?

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1671 | Нарушение авторских прав

источник

1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления Физиологические изменения в организме при работе.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга. В результате сложных химико-биологических процессов энергия, получаемая в результате расщепления углеводов, используется для выполнения механической работы. При этом количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить показателем интенсивности выполняемой физической работы.

Вместе с тем существует кислородная задолженность, которая свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма, и величина ее определяет время восстановительного периода, когда физиологические функции организма постепенно возвращаются к дорабочему уровню.

В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание. Происходят изменения и сердечнососудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстановительного периода. При значительных энергетических затратах возможны симптомы, свидетельствующие о начинающемся истощении углеводных резервов организма или о недостаточной их мобилизации.

Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают первоначальное повышение содержания молочной кислоты в крови, которое резко увеличивается при тяжелых работах В результате увеличения рН среды ускоряется переход кислорода из гемоглобина крови в ткани, из-за чего при физических нагрузках значительно повышается коэффициент утилизации кислорода, особенно у тренированных лиц.

Могут наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снижать выделительную функцию почек.

При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасываемости пищи. Мышечная работа различной интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной системы, в том числе и коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает понижение корковой возбудимости, нарушение условно-рефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного,

слухового и тактильного анализаторов. Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов. Некоторые особенности физиологических изменений в рганизме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно.

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса, и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости. Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. При напряженной умственной работе происходят изменения функций дыхательной системы.

Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, влияет на ход умственной работы. Установлено, что умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины.

Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы. Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Утомление и переутомление. Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.

Один из объективных признаков утомления — это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности. Это связано с изменениями физиологического состояния всего организма, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе. При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность. Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производстве вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности.

Профилактика утомления. Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.

При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и потеря положительных свойств, приобретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих последствием повышение количества и качества выполняемой работы.

Таким образом, длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологические функции, но и сохранять положительные факторы, способствующие повышению производительности труда. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов.

Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

В последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работы. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением.

Главное внимание уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Большую роль в организации производственного процесса играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомлению. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до автоматизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.

Однако излишний автоматизм рабочих движений, переходящий в монотонность, может привести к преждевременной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.

Мероприятия по профилактике утомления: физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами; соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; освобождение от излишних подсобных операций и т. п. Важность этих мероприятий определяется тем обстоятельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления.

Физиологическая рационализация трудовых процессов требует в ряде случаев определенной реконструкции станков, оборудования и рабочего инструмента, а также изменений устройства производственной мебели. Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недостаточной и требует более активного их внедрения.

Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

1. Сформулируйте понятие и назовите виды профессиональных

вредностей производственной среды.

2. Дайте краткую характеристику основным формам трудовой

3. Какие физиологические процессы происходят в организме

при выполнении физической и умственной работы?

4. Что такое утомление и переутомление? Причины и

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: