Факторы способствующие развитию утомления у детей

Гигиена учебных занятий к школе. Факторы, способствующие развитию утомления. 11рофнлактика переутомления

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Утомление на школьном уроке — естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма.

О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше — стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе — 28-32 часа и в старшей — 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.

Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 — у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком.

Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года).

Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь умения педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.

Важную роль играют и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.

Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре — 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти — 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия — в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20 минут в Тульском регионе (Панфилов О.П. и др., 1995)), что требует переключения на другой вид деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9770 — | 7382 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

28. Утомление и переутомление у детей различного возраста, его предупреждение

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление — это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление — это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление — состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Факторы, способствующие утомлению детей

Необходимость удержания позы. Чем младше ребенок, тем короче время, в течение которого он способен сохранять статическую позу (сидя, стоя). Чередование на уроке различных поз облегчает процесс обучения. Даже кратковременное изменение позы позволяет расслабить отдельные группы мышц, а затем снова их напрячь. Для детей полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы спины, конечностей и повышающие их статическую выносливость.

Трудовые действия, совершаемые рукой (письмо, рисование, лепка, вырезание). Они требуют значительного напряжения мышц кисти и всей верхней конечности. Утомление кисти быстро приводит к общему утомлению ребенка.

Причины утомления мышц кисти у детей:

1. незавершенные процессы окостенения кисти. К моменту поступления в школу отмечается лишь частичное окостенение 4 из 8 костей запястья. Полностью процесс костеобразования кисти завершается к 15—16 годам;

2. недостаточное развитие мелких червеобразных мышц кисти. Занятия с ребенком лепкой из глины, пластилина в дошкольном возрасте облегчают процесс обучения письму и ускоряют его;

3. необходимость захвата ручки или карандаша тремя пальцами. Врожденный «хватательный» рефлекс основан на захвате предмета всей кистью. Процесс переучивания — один из наиболее сложных и утомительных. Кроме того, энергия тратится на выполнение пальцами сгибательных и разгибательных движений, обеспечивающих начертание рисунка или написание буквы;

4. отсутствие у младшего школьника опыта и умения расслаблять мышцы кисти при письме и рисовании. «Скованность» кисти приводит к общему утомлению и значительному снижению работоспособности. В результате ребенок не может выполнить письменную работу в срок и качественно. Необходимы кратковременные физические упражнения для кисти, вызывающие расслабление мышц и ускоряющие работу. Общая продолжительность письма в течение урока в первом классе не должна превышать 7—10 мин, непрерывного письма — 3—5 мин.

Напряженная работа нервной и мышечной систем при чтении. Чтение — процесс более утомительный для детей младших классов, чем для старшеклассников. Быстрое утомление младших школьников обусловлено несколькими причинами:

• большим числом остановок глаза на строке для восприятия текста. При чтении происходят движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Текст воспринимается в момент остановок глаза. Глаза старших школьников останавливаются на строке 4—6 раз, младших — 10—15 раз. В результате увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы, быстрее наступает их утомление;

• неспособностью младшего школьника сразу осмыслить содержание строки текста. Глаз вынужден возвращаться к началу строки. Обратные движения глаз утомительны. Так, при чтении одной страницы текста учебника мышцы глаз младшего школьника совершают более 500 движений.

Для предупреждения утомления глаз важны специальные упражнения, основанные на рассмотрении близко расположенных и отдаленных объектов, а также круговые движения глазных яблок при сомкнутых веках. Для профилактики общего утомления школьников на общеобразовательных уроках необходимы физкультпаузы и физкультминутки.

источник

4. Физиологическая сущность процессов утомления и переутомления. Профилактика утомления и переутомления у детей и подростков.

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Связанная с большими энергозатратами (физич.)

Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

ослабл внутр акт-го тормож

снижение функционального состояния анализаторов

чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление– патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

длительное умственных и физических функций

стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

неправильная организация труда и учебного процесса

несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Медицинский контроль за подростком

Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

Различные виды деятельности

Отдых: активный – максимальная двигательная активность

N времени – количественный показатель

Нагрузка должна быть оптимальной

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

биологические ритмы (суточные, сезонные)

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Основная форма деятельности – учебная

Факторы: продолжительность урока

45 мин – старшие классы оптим.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

Недельная нагрузка школьников:

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 — час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

достаточные перерывы для отдыха

дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Математика, русский язык 11

Естествознание, география 6

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

амбулаторный прием учащихся

учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

оснащение медицинского кабинета всем необходимым

информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

Читайте также:  Как проявляется умственное утомление человека

контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

уровень биологического развития

состояние здоровья в момент осмотра

острая заболеваемость за предшествующий год

результаты выполнения теста Керна-Ирасека

показатели оценки биологического возраста:

темпы второй дентиции (независимо от стадии прорезывания – до 10 лет)

степень полового созревания – после 10 лет (вторичные полов признаки)

величина соотношения 100.

Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2 ). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2 )

боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2 )

сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

20% — хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Содержание и аспекты профессиональной ориентации, врачебной консультации и профессионального отбора подростков. Медицинское обслуживание подростков.

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

Медицинский аспект – рекомендация профессии max соответствующей состоянию здоровья и консультации для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Врачебно-профильная консультация имеет 2 направления:

врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

основная (обучение основным движениям)

заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул — спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

Предварительная проверка лагеря

Укомплектование кабинета и изолятора

Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

Сопровождение детей в лагерь и обратно

Лечебно-профилактическая работа в лагере

Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

Организация и проведение п/эпид мероприятий.

Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Читайте также:  Утомление нервно мышечного препарата и утомление в целом организме

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях , обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить:абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%

R приt1 = 16,48

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

источник

Название Возрастная физиология Предмет и задачи возрастной физиологии Предмет возрастной физиологии
Дата 15.03.2018
Размер 195.55 Kb.
Формат файла
Имя файла старица.docx
Тип Документы
#38593
страница 7 из 13

Подборка по базе: 12.Семья и ребенок возрастная динамика отношений.docx, ситуационные задачи.docx, Ситуационные задачи стоматология.docx, экз возрастная.docx, ПР 3 Метрологические задачи (2).docx, Андросов А.С., Салеев Е.П. Примеры и задачи по курсу Теория горе, Ответы на экзаменационные задачи по частной неврологии.doc, Типовые задачи по генетике(1).doc, 1.Философия как мировоззрение. Определение философии, её предмет, Психиатрия задачи.doc.

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление — это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление — это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление — состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Факторы, способствующие утомлению детей

Необходимость удержания позы. Чем младше ребенок, тем короче время, в течение которого он способен сохранять статическую позу (сидя, стоя). Чередование на уроке различных поз облегчает процесс обучения. Даже кратковременное изменение позы позволяет расслабить отдельные группы мышц, а затем снова их напрячь. Для детей полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы спины, конечностей и повышающие их статическую выносливость.

Трудовые действия, совершаемые рукой (письмо, рисование, лепка, вырезание). Они требуют значительного напряжения мышц кисти и всей верхней конечности. Утомление кисти быстро приводит к общему утомлению ребенка.

Причины утомления мышц кисти у детей:

1. незавершенные процессы окостенения кисти. К моменту поступления в школу отмечается лишь частичное окостенение 4 из 8 костей запястья. Полностью процесс костеобразования кисти завершается к 15—16 годам;

2. недостаточное развитие мелких червеобразных мышц кисти. Занятия с ребенком лепкой из глины, пластилина в дошкольном возрасте облегчают процесс обучения письму и ускоряют его;

3. необходимость захвата ручки или карандаша тремя пальцами. Врожденный «хватательный» рефлекс основан на захвате предмета всей кистью. Процесс переучивания — один из наиболее сложных и утомительных. Кроме того, энергия тратится на выполнение пальцами сгибательных и разгибательных движений, обеспечивающих начертание рисунка или написание буквы;

4. отсутствие у младшего школьника опыта и умения расслаблять мышцы кисти при письме и рисовании. «Скованность» кисти приводит к общему утомлению и значительному снижению работоспособности. В результате ребенок не может выполнить письменную работу в срок и качественно. Необходимы кратковременные физические упражнения для кисти, вызывающие расслабление мышц и ускоряющие работу. Общая продолжительность письма в течение урока в первом классе не должна превышать 7—10 мин, непрерывного письма — 3—5 мин.

Напряженная работа нервной и мышечной систем при чтении. Чтение — процесс более утомительный для детей младших классов, чем для старшеклассников. Быстрое утомление младших школьников обусловлено несколькими причинами:

• большим числом остановок глаза на строке для восприятия текста. При чтении происходят движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Текст воспринимается в момент остановок глаза. Глаза старших школьников останавливаются на строке 4—6 раз, младших — 10—15 раз. В результате увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы, быстрее наступает их утомление;

• неспособностью младшего школьника сразу осмыслить содержание строки текста. Глаз вынужден возвращаться к началу строки. Обратные движения глаз утомительны. Так, при чтении одной страницы текста учебника мышцы глаз младшего школьника совершают более 500 движений.

Для предупреждения утомления глаз важны специальные упражнения, основанные на рассмотрении близко расположенных и отдаленных объектов, а также круговые движения глазных яблок при сомкнутых веках. Для профилактики общего утомления школьников на общеобразовательных уроках необходимы физкультпаузы и физкультминутки.

29. Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз

Биологические ритмы — это ритмическое распределение энергии и работы во времени. Жизненные процессы организма ритмичны. Мы говорим о сердечном ритме, ритме дыхания, ритмично двигаются плавники у рыб и т. д. Существуют околосуточные (циркатные) ритмы, обусловленные движениями Земли вокруг своей оси, сменой дня и ночи. Суточная периодичность жизнедеятельности организма заключается в изменениях обмена веществ, температуры тела, секреторной активности, возбудимости и других реакций организма. Описаны также околомесячные ритмы, максимум которых приходится на полнолуние, минимум — на новолуние, и годичные ритмы. Для гигиенического нормирования учебно-воспитательного процесса наибольшее значение имеет учёт суточных ритмов. Максимальный ритм физиологических функций проявляется днем. У большинства детей отмечаются два подъема функциональных показателей в течении дня: первый_-_с 8 до12ч, второй – в 16 — 17 ч.

Согласно исследованиям Н.И. Красногорского, кора больших полушарий головного мозга у детей оптимально возбуждена утром, и такой уровень сохраняется до полудня. Исходя из этих физиологических предпосылок, предпочтительно обучение детей в первую смену. Поэтому 1, 2, 5 и выпускные классы как наиболее сложные в смысле адаптации и учебы в соответствии с гигиеническими нормативами и приказом министра образования учатся обязательно в первую смену. Ча-стая перемена смен обучения способна вызвать у детей нарушение биологических ритмов — дисинхроз, что проявляется в снижении внимания, ухудшении памяти, быстро наступающем переутомлении, невротических расстройствах. Все это ведет к ухудшению успеваемости.

30. Физиологические механизмы сна и сновидений

Электрофизиологические исследования позволили обнаружить в подкорковых отделах головного мозга ряд нервных структур, принимающих участие в регуляции состояния бодрствования и сна. Особенно важную роль играют структуры таламуса, гипоталамуса и ретикулярной формации. В таламусе и гипоталамусе были обнаружены специальные центры сна, раздражение которых с помощью вживленных электродов вызывало у подопытных животных сон. В ретикулярной формации, напротив, были обнаружены нервные структуры, раздражение которых приводит к активации всей мозговой деятельности и поддерживает бодрое состояние подопытных животных.

Интересные данные были получены электрофизиологами при изучении функционального состояния нейронов у спящего животного. Оказалось, что количество активно функционирующих нейронов в «спящем» мозге много больше, чем у бодрствующего животного. Эти данные убедительно показали, что сон — это всегда активный процесс, связанный с деятельностью многих отделов головного мозга.

В последние годы было также показано, что решающую роль в регуляции состояния бодрствования и сна играет сама КГМ, которая через лимбико-ретикулярные отделы способна регулировать свой собственный уровень функциональной активности.

На основании указанных выше фактов П. К. Анохин предложил гипотезу корково-подкорковых механизмов сна. В этой гипотезе им удачно были объединены павловская корковая теория сна с данными современной электрофизиологии и нейрофизиологии.

Ценная информация была получена при изучении ЭЭГ у спящего человека. Оказалось, что по мере углубления сонного состояния на ЭЭГ появляются медленные волны частотой 4—5 колебаний/с и менее. Чем глубже был сон, тем меньше была частота биоэлектрических колебаний. Примерно через каждые 90 мин после засыпания типичная для глубокого сна кривая ЭЭГ неожиданно меняется. В ней появляются более быстрые ритмы, характерные для бодрствующего мозга. Казалось, что человек в эти минуты готов к пробуждению и его сон неглубокий, поверхностный. Однако попытки разбудить спящего человека в эти минуты были безуспешными. В связи с таким парадоксом эту фазу сна назвали парадоксальным или быстрым сном. Фазы сна с медленной волновой активностью в ЭЭГ назвали медленным или ортодоксальным (классическим) сном. Следовательно, ночной сон состоит из двух чередующихся фаз быстрого и медленного сна. Причем у взрослых стадии быстрого сна составляют примерно 25% от общего времени сна, а у детей — значительно больше.

Люди, разбуженные в фазу быстрого сна, всегда могли рассказать о своих сновидениях, в то время как разбуженные в фазу медленного сна ничего не могли вспомнить. Таким образом, был найден объективный физиологический подход к изучению механизмов сновидений. Оказалось, что каждый человек видит сновидения каждую ночь. Более того, мы их видим в течение ночи несколько раз. Первое сновидение приходит к нам в момент засыпания и затем через каждые 90 мин мы видим новый сон. Следовательно, за ночь человек видит 5—6 сновидений.

Стадии быстрого сна, сопровождающиеся сновидениями, можно обнаружить у спящего человека и без помощи сложной аппаратуры. Характернейшим их проявлением является движение глазных яблок, изменение ритма дыхания и небольшие движения туловища. Спокойное пробуждение всегда происходит к утру, когда увеличивается стадия быстрого сна, поэтому, просыпаясь в фазу быстрого сна, мы «видим» последнее сновидение, которое и запоминается. Иногда люди говорят: «Я сегодня спал без снов, как убитый». Это неверно, так как человек может проснуться неожиданно в фазу медленного сна, когда нет и последних сновидений. Например, нас может разбудить звонок будильника или плач ребенка.

Сновидения являются обязательным компонентом нормального сна, более того, искусственное лишение человека сновидений, например с помощью фармакологических препаратов, приводит к значительным нарушениям его психической деятельности.

Каковы причины наших сновидений? Еще И. М. Сеченов охарактеризовал наши сновидения как «небывалую комбинацию бывалых впечатлений». Действительно, большая часть наших сновидений связана с нашим прошлым или с событиями минувшего дня и носит в основном зрительный характер. Важное влияние на сновидения могут оказывать внешние и внутренние раздражители, которые бессознательно регистрируются мозгом и включаются в сюжет сновидений. Например, громовые раскаты будут восприниматься как пушечная канонада, охлаждение не прикрытых одеялом ног спящего вызовет у него картины зимы, переполненный желудок — чувство удушья и т. д. В некоторых случаях сновидения могут носить творческий характер, продолжая как бы доработку дневных мыслей и идей. В частности, известно много случаев, когда поэты, писатели, художники, музыканты и ученые «дорабатывали» свои произведения и открытия во сне, например А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. А. Римский-Корсаков, Д. И. Менделеев, В. В. Маяковский и др.

Творческий характер некоторых сновидений объясняется непрекращающейся во сне деятельностью мозга. В этой связи существует даже возможность обучения во сне — гипнопедия. Факт такой возможности был известен еще в Древней Греции. Методы гипнопедии использовали также в Древнем Китае и Индии. Сенсационные сообщения об удивительных возможностях гипнопедии особенно распространились в нашем веке начиная с 20-х годов. Однако в последние годы исследование этого вопроса показало, что эффективность обучения во сне не так уж велика и интерес к этому методу значительно упал.

31. Опорно-двигательный аппарат. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе

Движения, перемещения в пространстве — одна из важнейших функций живых существ, в том числе и человека. Функцию движений у человека выполняет опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы. Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движения не могут. Активную часть составляют скелетные мышцы, которые обладают способностью к сокращению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).

Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Приспособления к вертикальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей. Чем ближе к крестцу, тем массивнее позвонки (поясничные), что вызвано большой нагрузкой на них. В том месте, где позвоночник, принимающий на себя тяжесть головы, всего туловища и верхних конечностей, опирается на тазовые кости, позвонки (крестцовые) срослись в одну массивную кость — крестец. Изгибы создают наиболее благоприятные условия для поддержания вертикального положения тела, а также для выполнения рессорных, пружинящих функций при ходьбе и беге.

Нижние конечности человека выдерживают большую нагрузку и целиком принимают на себя функции передвижения. Они имеют более массивный скелет, крупные и устойчивые суставы и сводчатую стопу. Развитые продольные и поперечные своды стопы имеются только у человека. Точками опоры стопы являются головки плюсневых костей спереди и пяточный бугор сзади. Пружинящие своды стопы распределяют тяжесть, приходящуюся на стопу, уменьшают сотрясения и толчки при ходьбе, сообщают плавность походке. Мышцы нижней конечности обладают большей силой, но вместе с тем и меньшим разнообразием в своем строении, чем мышцы верхней конечности.

Освобождение верхних конечностей от функций опоры, приспособление их к трудовой деятельности привели к облегчению скелета, наличию большего количества мышц и подвижности суставов. Рука человека приобрела особую подвижность, которая обеспечивается длинными ключицами, положением лопаток, формой грудной клетки, строением плечевого и других суставов верхних конечностей. Благодаря ключице верхняя конечность отставлена от грудной клетки, в результате чего рука приобрела значительную свободу в своих движениях.

Лопатки расположены на задней поверхности грудной клетки, которая уплощена в переднезаднем (сагиттальном) направлении. Суставные поверхности лопатки и плечевой кости обеспечивают большую свободу и разнообразие движений верхних конечностей, их большой размах.

В связи с приспособлением верхних конечностей к трудовым операциям их мускулатура функционально более развита. Подвижная кисть человека приобретает особое значение для трудовых функций. Большая роль в этом принадлежит первому пальцу кисти благодаря его большой подвижности и способности противопоставляться остальным пальцам. Функции первого пальца настолько велики, что при его утрате кисть почти теряет способность захватывать и удерживать предметы.

Значительные изменения в строении черепа также связаны с вертикальным положением тела, с трудовой деятельностью и речевыми функциями. Мозговой отдел черепа явно преобладает над лицевым. Лицевой отдел менее развит и располагается под мозговым. Уменьшение размеров лицевого черепа связано с относительно небольшими размерами нижней челюсти и других его костей.

У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило ему преимущество перед остальными представителями органического мира: сугубо человеческие качества — труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

Совершенствование политехнического обучения, физического воспитания и военно-патриотической подготовки учащихся требует от педагогов знания анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательной системы детей и подростков, физиологических основ физических упражнений и физического труда. Причины столь пристального внимания к развитию физических способностей ребенка вполне понятны. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы: нервная, опорно-двигательная, сердечнососудистая и т. д.— тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой.

Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.

источник

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга.

Установлено, что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15мин, в8-10лет-20 мин, в 11-12 лет-25 мин, в 12-15 лет — 30 мин. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Поддержание учащимся позы за школьной партой — доста­точно утомительная статическая работа, сопровождающаяся нару­шениями ряда функций ЦНС и других систем.

Установлено, что статическое напряжение во время учебных заня­тий в течение 30 мин у первоклассников приводит к нарушению под­вижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимуля­тором восстановительных процессов и повышения его функциональ­ных возможностей.

Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, диско- ординацией (нарушение оптимальных соотношений физиологичес­ких и биохимических функций в структуре функциональных систем) и во многих случаях снижением эффективности работы.

Утомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функ­ций организма. Большинство физиологов и гигиенистов трактуют утомление как временное снижение функциональных возможностей организма, наступающее в результате деятельности.

Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости. Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.

Сторонники локалистических теорий рассматривали утомление как изолированный процесс, протекающий в отдельном рабочем орга­не, вне связи с изменениями, происходящими во веем организме. И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский установили, что при­чина утомления лежит в изменении деятельности ЦНС. Одновременно великий русский физиолог И.М. Сеченов указывал, что любое многооб­разие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончатель­но к одному лишь явлению — мышечному движению. Именно поэтому последние становятся предметом исследования физиологов и гигиенис­тов, особенно изучение механизмов утомления и переутомления.

В настоящее время наиболее часто развитие утомления связывают со сложным переплетением процессов, протекающих как в нервных центрах, так и в периферических органах. При этом в одних случаях ведущее значение принадлежит нервным центрам, в других же — изменениям в периферических органах. Так, при предельных двига­тельных нагрузках утомление первично возникает в мышцах в резуль­тате выключения быстроутомляющихся двигательных единиц, а при деятельности с малыми мышечными нагрузками, осуществляемыми малоутомляемыми двигательными единицами, — в нервных центрах. При средних нагрузках наблюдается сложное сочетание явлений утомления.

О начале утомления школьника свидетельствуют следующие при­знаки:

• снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

• ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

• ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);

• появление чувства усталости.

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся спо­собствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты направляют свои усилия на поиски путей, не исключающих его во время обучения, но отдаляющих наступление и предупреждающих развитие переутомления как патологического процесса.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функци­ональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, ‘болезнь) нормальные функции не восстанав­ливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.

К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответс­твии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. 4

Переутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппети­та, наличие некоторых функциональных нервно-психических рас­стройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерчен- ностью, стертостью и большой изменчивостью. При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, осо­бенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления:

• резкое и длительное снижение умственной и физической рабо­тоспособности;

• нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство стра­ха, истеричность);

• стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая д истон и я);

• снижение сопротивляемости организма к воздействию неблаго­приятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для пол­ного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-пси­хических расстройств и нарушений регуляторных процессов в орга­низме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться.

Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обу­чения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей. Вместе с тем деятель­ность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспе­чивать благоприятное развитие растущего организма.

Функциональные возможности детей и подростков определяются степенью морфофункциональной зрелости организма. В гигиеничес­ком нормировании ориентируются на средние морфофункциональ- ные данные определенного возрастного периода. Однако гигиеничес­кая норма не является оптимальной для всех детей данной возрастной группы. Поэтому следует учитывать не только возрастные, но и инди­видуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспорт­ный, но и на биологический возраст детей.

Дети с замедленным темпом развития имеют более низкие пока­затели работоспособности, и у них чаще отмечается отставание в формировании речи и развитии некоторых психомоторных функций. В гигиеническом нормировании следует ориентироваться на биоло­гический возраст не только в начале обучения детей в школе, но и в начальном периоде производственной и спортивной деятельности школьников.

Важным является учет величины восстановительного периода, позволяющего возвратить организм в исходное неутомленное состо­яние. Как показывают исследования физиологов, восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из 2 фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достиг­нутого состояния восстановленности (рис. 3.4).

Если отдых ограничивается только 1-й фазой, т.е. восстановлением работоспособности, то он не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состо­яние сниженной работоспособности.

Для отдыха необходимо столько времени, сколько нужно не только для восстановления функционального уровня, но и для упрочения достигнутого при этом состояния функций организма. Поэтому дли­тельность отдыха зависит от степени снижения функции, характера и интенсивности выполненной работы. Oioz

3.3.3. Гигиенические принципы организации учебного про­цесса в общеобразовательных учреждениях

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими тре­бованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным

особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современной школе;

• обеспечение оптимальных условий обучения.

Принцип соответствия учебных нагрузок возрастным и индивиду­альным особенностям ребенка и подростка. Организму ребенка свойс­твенна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем. Речь идет прежде всего о ЦНС, зрительном и слуховом анализаторах. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относи­тельно низкими функциональными возможностями, поэтому боль­шие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концен­трации возбуждения в коре, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внут-

реннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредото­читься и сохранять внимание во время урока.

Для устранения перегрузки школьников, помимо совершенствова­ния учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необходимо внедрять в школьную практику научно обоснованные учебные нагрузки. Соответственно в гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагруз­ки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе. При этом ведущим в современ­ной школе является принцип развивающего обучения, стимулирую­щего умственное развитие детей.

Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и вос­питания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность.

Принцип научной организации учебного процесса в школе. Правильно организованное обучение способствует не только приобретению проч­ных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреп­лению их здоровья. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспо-

На рис. 3.5 представлена типичная кривая работоспособности уча­щихся. Период врабатывания характеризуется повышением работо­способности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения работоспособности, или утомления. В этой стадии выделяют три периода: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения. Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных недели, четверти или года должно быть облег­ченным, так как продуктивность труда школьника в этот период сни­жена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достиг­ла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны плани­роваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные заня­тия, кружковая работа и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно ска­заться на состоянии здоровья школьника.

Основные нагрузки в школе ребенок испытывает на уроке — глав­ной форме учебного процесса в общеобразовательной школе. В связи с этим гигиенической регламентации урока должно быть уделено серь­езное внимание. Это прежде всего относится к оптимизации учебного процесса.

С позиций педагогики в это понятие входит совершенствование урока как основной учебной единицы, его содержания, объемов, методов, средств и темпов обучения с целью повышения его эффек­тивности. Гигиеническая оптимизация уроков достигается прежде всего путем регламентации длительности как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, про­смотр фильмов и др.). В нашей стране, как и во многих странах мира, установлена про­должительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Научными исследованиями убедительно доказано, что для учащихся 1-го класса 45-минутная продолжитель­ность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин, на последних 10-15 мин урока у них резко падает работоспособность и нарушается нейродинамика коры головного мозга, для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 мин.

Во 2-м классе с гигиенических позиций целесообразно проводить комбинированный урок. При этом последние 10 мин дети находят­ся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). Учитель начальных клас­сов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: